logo search
История отечественного государства и права

§ 1. Возникновение империи Чингиз-хана

Огромное значение в исторических судьбах русского народа, на­родов Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Крыма и Поволжья име­ли разрушительные завоевания монголо-татар и создание ими воен­но-феодальных государств чингисидов.

В XI — XII в. на огромных просторах Монголии кочевали много­численные скотоводческие племена и более мелкие родовые и аильные (семейно-родственные) коллективы. При этом часть монгольских племен — лесные монголы — еще не полностью перешла к скотовод­ческому хозяйству, продолжала жить охотой, рыболовством и соби­рательством готовых продуктов природы. Управление семейными, производственными и другими общественными делами продолжало строиться на традиционной кровнородственной основе: аил — род — племя во главе со старейшинами и вождями. Культ предков, обожес­твление природы оставались характерной формой сознания для подо­бного состояния общества.

Вместе с тем углубляющееся разделение труда, развитие ремеслен­ного производства (юрт, сбруи, оружия, всевозможной бытовой утва­ри и т. д.) привели к возникновению частной собственности на средст­ва производства, прежде всего на скот. На классовое расслоение об­щества повлияло также возрастающее влияние соседних с Монголией развитых феодальных государств Средней Азии и Китая. Монголь­ское общество резко разделилось на феодалов-нойонов — родоплеменную военную аристократию, владевшую огромными стадами ло­шадей, крупного и мелкого рогатого скота и содержавшую сильные военные дружины — нукеров, и простой народ — карачу, находив­шийся от феодалов в различных формах зависимости.

Процесс этот сопровождался бесконечными разорительными меж­доусобицами вождей и военных предводителей отдельных племен, племенных групп и родов. Ожесточенная борьба велась за обладание наиболее богатыми пастбищами, удобными зимними стойбищами, за подчинение слабых племенных и родовых подразделений наиболее сильным, богатым и воинственным. На рубеже XII — XIII вв. этот процесс завершился выделением самых сильных и влиятельных пле­мен и родов и их предводителей-вождей, среди которых наиболее мо­гущественным, непреклонным и жестоким был Темучин. В 1206 г. на съезде-курултае Темучин был избран общемонгольским ханом и по­лучил имя Чингиз-хан. Все монгольские племена были объединены, а вожди-нойоны признали одного владыку — Чингиз-хана.

Чингиз-ханом была осуществлена очень важная военно-десятич­ная реформа. Наряду с сохранением старой организации общества по кровнородственному принципу — по племенам, родам, аилам — все способное к военному делу население (все монголы считались вечно военнообязанными по принципу: «нет монгольского населения, а есть монгольское войско») было разделено на тьмы по 10 тыс. конного войска, во главе которых стояли ближайшие родственники хана и на­иболее верные ему нойоны-темники, тысячники во главе тысячи во­инов, сотники во главе сотни, десятники во главе десяти воинов. Эта простая военно-десятичная структура, известная многим народам на начальной стадии развития государственности, создавала благопри­ятные возможности для подавления собственного народа и для агрес­сивных походов против соседей. Кроме того, она позволяла на основе жесткой военной дисциплины преодолевать сепаратистские амбиции родоплеменных вождей, а в случае успешных походов и захвата боль­шой военной добычи содействовала росту авторитета главного пред­водителя — хана, превращению власти в деспотическую, обожествле­нию его личности. Для укрепления своей власти и усмирения непо­корных Чингиз-ханом был создан десятитысячный корпус охранни­ков — личная гвардия хана, состоявшая из особо доверенных и тща­тельно отбираемых лиц — сыновей господствующей военно-феодаль­ной и чиновной аристократии. Одновременно с этим при Чингиз-хане стали внедряться новые нормы права, получившие впоследствии на­именование Великой Ясы Чингиз-хана, отличавшейся необыкновен­ной жестокостью наказаний за любой проступок против установлен­ных правил. О силе власти Чингиз-хана и организации управления народом свидетельствует путешественник того времени, агент римско­го папы, Плано Карпини: «Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если где император не укажет ему. Сам он указывает, где пре­бывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники же десятникам». Укрепив таким образом военно-политическую организацию власти феодалов в монгольском общест­ве, Чингиз-хан приступил к осуществлению своих внешнеполитичес­ких захватнических целей.

Завоевательным походам Чингиз-хана в высшей степени благо­приятствовала сложившаяся в странах Востока и Восточной Европы обстановка. Политическое положение в Китае, Средней Азии, Закав­казье, на Руси — основных объектах монгольских завоеваний — ха­рактеризовалось наступившей повсеместно феодальной раздроблен­ностью, отсутствием сильной центральной власти. Кроме того, мон­голы и невольно вовлеченные в орбиту их завоеваний кочевые наро­ды при общей своей отсталости имели одно исключительно важное военное преимущество перед феодально развитыми оседлыми наро­дами — многочисленное подвижное конное войско.

В 1215 г. полчища Чингиз-хана начали захват Китая. В течение 1219 —1221 гг. разгромили владения Хорезмшаха в Семиречье и Сред­ней Азии, прошли почти весь Казахстан, захватили Афганистан. В 1220—1223 гг. монголы осуществили поход через Персию на Кавказ. В это же время они разгромили половцев и впервые встретились с рус­ским войском в битве при Калке. Завоевание Руси и ее княжеств мон­голы осуществили при преемниках Чингиз-хана — Батые и Берке в течение 1237—1254гг. В процессе длительного и ожесточенного со­противления русского народа монголы утратили свою наступатель­ную мощь и не смогли реализовать своих планов по завоеванию Цен­тральной и Западной Европы.

Монгольские завоевания сопровождались безжалостным и варвар­ским разрушением и сожжением городов, крепостей и поселков, ис­треблением и угоном в рабство огромных масс населения, установле­нием над побежденными жестокого гнета, режима систематического террора и организованного грабежа, осуществляемого посредством целого ряда государственно-принудительных мероприятий: дани, на­логов, подарков, приношений, поставок лошадей и продовольствия, почтовой повинности, предоставления определенного количества во­инов, искусных ремесленников и др.

Все завоеванные монголами территории с живущими на них на­родами и племенами Чингиз-хан рассматривал как подвластные ему и собственность его рода («золотого рода»). Возникло огромное го­сударство — империя Чингиз-хана. Управление ею основывалось на двух принципах — родовом и военно-феодальном. Если родовой принцип, ведущий свое начало от исторически сложившейся родо­вой идеологии, должен был способствовать сохранению централи­зованного управления, то главный, решающий военно-феодальный принцип находился в полном противоречии с первым и очень скоро привел к распаду империи на самостоятельные уделы — улусы, ко­торые в свою очередь сами стали распадаться на более мелкие владе­ния. Военно-феодальный принцип складывался, развивался и укреп­лялся постепенно, по мере накопления монголами собственного уп­равленческого опыта и использования ими многовекового опыта завоеванных феодальных государств Китая, Средней Азии, Персии, арабов, народов Закавказья, Руси.

Родовой принцип проявлялся в том, что улусные ханы-вассалы вынуждены были время от времени посылать Великому хану в Мон­голию (своему верховному сюзерену) часть награбленной добычи. В отдельных случаях вассальные правители, например грузинские цари и армянские князья, ездили в далекий Каракорум для получения от Великого хана ярлыков — грамот на владение своими улусами, а мно­гие деспоты-узурпаторы, происходившие не из «золотого рода», вынуждены были держать при себе подставных ханов из рода чингисидов. Так поступали эмиры Средней Азии, Мамай в Золотой Орде, за­воеватель, основавший собственную империю, эмир Тимур и др. Од­нако, как ни велико было значение родового принципа, империя Чин­гиз-хана в силу географических, социально-экономических, националь­ных и многих других причин не могла существовать как единое цен­трализованное государство и быстро распалась на отдельные само­стоятельные улусы Военно-феодальный принцип полностью победил. Сам Чингиз-хан перед своей смертью (1227 г.) вынужден был разде­лить управление империей между своими четырьмя сыновьями Стар­шему — Джучи — был выделен самый дальний улус от реки Иртыш — Кыпчакские степи, Поволжье, Крым, получивший вскоре наименова­ние Синей Орды, а у русских — Золотой Орды.

Второму сыну — Чагатаю — досталась Средняя Азия и целый ряд сопредельных с ней территорий и народов. Угедей получил часть За­падной Туркмении, Северную Персию и Закавказье. Младшему сыну Чингиз-хана, в соответствии со старинным монгольским обычаем, был оставлен коренной улус — Монголия. Владелец коренного улуса счи­тался Великим ханом-сюзереном над владельцами остальных улусов. Столицей его был город Каракорум. Таким образом, на территории нашей страны в результате монгольских завоеваний образовалось три военно-феодальных государства под властью сыновей Чингиз- хана и их потомков. Золотая Орда, государство Чагатая в Средней Азии и государство Хулагидов в Закавказье.

Между сыновьями Чингиз-хана и их преемниками в течение XIII и XIV вв. шла ожесточенная борьба за расширение своих улусов и даже за престол Великого хана в Каракоруме. Поэтому связи между Вели­ким ханом и его вассалами — ханами улусов — часто прерывались, а после перенесения столицы из Каракорума в Ханбалдын (Пекин) во второй половине XIII в. они вообще прекратились. Великий хан стал одновременно Хуанди — императором Китая.

Главной военной опорой господства монгольских завоевателей являлись расселенные среди покоренных народов многочисленные монгольские и другие племена и роды, кочевавшие по степным и пред­горным пастбищам и организованные по десятичной системе. Общи­ми целями империи Чингиз-хана и самостоятельных военно-феодаль­ных государств-улусов, образовавшихся после ее распада, являлись укрепление и увековечение господства потомков «золотого рода» чингисидов, многочисленных царевичей — членов этого рода, нойонов. Средствами и методами достижения этих целей стали:

1. Установление беспощадного государственно-организованного террора в отношении покоренных народов и племен.

2. Использование характерного для всех поработителей принци­па «разделяй и властвуй». Этот принцип нашел свое воплощение в предоставлении привилегий для монгольской знати, вождей кочевых племен, установлении различного статуса для феодалов, городов, ду­ховенства, применении системы откупов для управления и выжима­ния налогов, даней, поборов и т. п.

3. Создание большого финансового аппарата для систематичес­кого взимания с покоренных народов огромных денежных и других материальных средств, привлечения их к различным повинностям и службам. Чиновники этого аппарата периодически производили пе­реписи населения и обеспечивали сбор налогов и других поборов.

4. Постоянная военная готовность для подавления непокорных, организации набегов и грабительских походов против сопредельных и отдаленных государств и народов.

5. Правовой плюрализм: сохранение действия местного адатного, мусульманского права, права городов и оседлого населения при гос­подствующем положении общего права, т.е. Ясы Чингиз-хана, ярлы­ков, распоряжений, приказов ханов и их администраций.

6. Относительная веротерпимость, поскольку монгольские феода­лы понимали значение религии и духовенства для сохранения своего господства над покоренными народами. Сами же они были достаточ­но суеверны и боялись гнева не только своих, но и чужих богов.