§ 2. Право
У буржуазии не было намерений коренным образом ломать право, действовавшее во времена царизма. Оно могло выполнять волю и нового господствующего класса. Идеологи буржуазии в обоснование отказа Временного правительства от существенных шагов по изменению законодательства выдвинули идею непрерывности правопорядка, согласно которой в государстве должно сохраняться действие старых законов вплоть до созыва Учредительного собрания. Только оно правомочно внести те или иные изменения в законодательство.
Оставались в силе основные источники права, которые действовали при царизме. Все же в области государственного права произошли существенные изменения, которые вводились иногда путем принятия Временным правительством соответствующих актов. Иногда оно санкционировало то, что уже было совершено непосредственно действиями революционных масс. Таким образом, наиболее одиозные монархические законы отменялись, вступали в действие новые правовые нормы.
Прежде всего последовала отмена Основных государственных законов 1906 г., которые подробно регламентировали права императора, имущественные и другие права императорской семьи, закрепляли сложившуюся при царе организацию государственного аппарата, права и обязанности важнейших центральных государственных органов.
Временное правительство разработало и утвердило Положение о выборах в Учредительное собрание, исходившее из принципов всеобщего равного прямого и тайного голосования, наиболее демократичное для своего времени.
Неизмеримо увеличился по сравнению с прошлым объем прав граждан. В первые дни и месяцы после победы Февральской буржуазно-демократической революции российские граждане получили весьма широкие политические права: свободу слова, печати, собраний, демонстраций и др. Некоторые из политических свобод предусматривались еще царским законодательством, но в условиях царизма они осуществлялись с большими препятствиями.
Буржуазия после ликвидации двоевластия стремится ограничить те политические свободы, которыми народные массы стали пользоваться после победы буржуазно-демократической революции. 28 июля 1917г. Временное правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел право не допускать и закрывать всякие собрания и съезды, которые нецелесообразны по мотивам военной и государственной безопасности. Одной из причин принятия этих мер являлось стремление поставить в нелегальное положение VI съезд РСДРП(б).
Временное правительство не стремилось к установлению полного равноправия граждан России. Сохранялось сословное деление в обществе и связанные с этим привилегии. Оставались незыблемыми различные титулы и звания (граф, князь и др.).
Буржуазному правительству пришлось узаконить созданные революционным творчеством пролетариата фабрично-заводские комитеты как органы рабочего представительства. Однако в соответствующем законодательном акте ограничивались функции фабзавкомов, которые в связи с этим были вынуждены многие мероприятия проводить явочным порядком (установление рабочего контроля за производством и распределением, введение 8-часового рабочего дня на предприятиях и др.).
Временное правительство создало специальный орган — Юридическое совещание, на которое возлагалась выработка проектов наиболее важных законодательных актов, в том числе и к предстоящему, но все время откладываемому Всероссийскому Учредительному собранию. Первоначально Юридическое совещание занялось подготовкой положения о выборах в Учредительное собрание, потом для этого был создан специальный орган — Особое совещание. Юридическое совещание собирало материалы, выясняло мнение различных общественных слоев, обсуждало в комиссиях отдельные вопросы, имеющие значение для законодательства.
Юридическое совещание образовало комиссию, состоящую из специалистов в области государственного права для подготовки текста проекта конституции. Комиссия подготовила проект, которому не суждено было стать законом. По проекту Россия объявлялась республикой во главе с президентом, избираемым непосредственно Учредительным собранием. Предполагался также двухпалатный парламент. Права президента в проекте очень напоминали компетенцию царя, предусмотренную Основными законами Российской империи 1906 г. Верхняя и нижняя палаты были похожи на Государственный совет и Государственную думу. Комиссия Юридического совещания за основу взяла царское законодательство, но несколько изменила его.
По требованию масс Временное правительство 12 марта 1917 г. отменило смертную казнь с заменой ее срочной или пожизненной каторгой. После июльских событий правительство усиливает репрессии в отношении военнослужащих, не желающих продолжать кровопролитную войну. 12 июля 1917 г. последовало введение смертной казни на фронте за ряд государственных и воинских преступлений. Одновременно создавались так называемые военно-революционные суды для применения немедленной репрессии в отношении революционно настроенных военнослужащих. В этих судах практически отсутствовало право обвиняемого на защиту, устанавливалась чрезвычайно упрощенная процедура рассмотрения уголовных дел, приговоры не подлежали обжалованию.
С точки зрения буржуазии идеальными в области уголовного права и уголовного процесса являлись разработанные еще при царизме Уголовное уложение 1903 г. и Судебные уставы 1864 г. По мнению Юридического совещания, требовалось лишь немного улучшить текст отдельных статей. Пока же на практике следственным органам и судам рекомендовалось применять эти документы в прежних редакциях.
Некоторые изменения в уголовное законодательство Временное правительство все же внесло. В июле—августе 1917 г. усиливаются уголовные репрессии по ряду преступлений. К ним относились призывы к убийству, разбою, грабежу и другим тяжким преступлениям. Устанавливалась уголовная ответственность (каторга) за агитацию против политики правительства. Аналогичную цель преследовали также такие новые составы преступления, как призыв к дезорганизации, анархии.
Закон от 19 июля 1917 г. установил уголовную ответственность за забастовки железнодорожников.
2 августа 1917 г. военный министр и министр внутренних дел получили право в административном порядке арестовывать и высылать лиц, действия которых будут признаны опасными. Устанавливая эти меры, правительство подготавливало мероприятия по очистке Петрограда от нежелательных элементов путем высылки многих тысяч революционно настроенных рабочих. Такие меры Временному правительству все же не удалось провести, но многих большевиков на основании закона от 2 августа 1917 г. арестовали и содержали в тюрьме.
4 августа 1917г. Временное правительство приняло еще один закон об усилении уголовной ответственности (пожизненная или срочная каторга) за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России. Вполне ясно, что этот закон предусматривал прежде всего расправу с большевиками.
Путем усиления уголовной репрессии Временное правительство делает безуспешную попытку остановить развитие революционного движения в стране, предотвратить надвигающуюся социалистическую революцию.
- Часть I
- Введение
- Глава 1. Рабовладельческие государства на территории нашей страны
- § 1. Государство и право Урарту (IX — VI вв. До н.Э.)
- § 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. До н. Э. — IV в. Н.Э.)
- § 3. Государственные образования в Причерноморье (VII в. До н.Э. — IV в. Н.Э.)
- Глава 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии в период раннего феодализма (IV — начало хш в.)
- § 1. Закавказье
- § 2. Средняя Азия
- Глава 3. Политические образования периода формирования феодализма в европейской части страны
- Глава 4. Древнерусское государство и право (IX—хп вв.)
- § 1. Возникновение Древнерусского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Правовая система
- Глава 5. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (хп — XIV вв.)
- § 1. Владимиро-Суздальское княжество
- § 2. Новгородская и Псковская феодальные республики
- § 3. Галицко-Волынское княжество
- Глава 6. Монголо-татарские государства на территории нашей страны (хiii—XV вв.)
- § 1. Возникновение империи Чингиз-хана
- § 2. Государство Чагатая
- § 3. Государство Хулагидов
- § 4. Золотая Орда
- Глава 7. Образование Русского централизованного государства и его правовой системы (XIV — начало XVI в.)
- § 1. Предпосылки образования
- § 2. Формирование Русского централизованного многонационального государства
- § 3. Общественный строй
- § 4. Политический строй
- § 5. Право
- Глава 8. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина VII в.)
- § 1. Общественный строй
- § 2. Государственный строй
- § 3. Развитие права
- Глава 9. Великое княжество Литовское (хш в. —1569 г.)
- § 1. Образование и развитие Великого княжества Литовского
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Право
- Глава 10. Общественно-политический строй и право Украины (середина XVII — хviii в.)
- § 1. Общественно-политический строй Украины накануне освободительной войны 1648 —1654 гг.
- § 2. Народно-освободительная война и борьба за создание Украинского государства
- § 3. Воссоединение Украины с Россией
- § 4. Государственный строй Украины во второй половине XVII и XVIII в.
- § 5. Право Украины
- Глава 11. Государство и право Молдавии (XIV — начало XIX в.)
- § 1. Образование Молдавского государства и основные этапы его истории
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Основные черты права
- Глава 12. Государство и право на территории Латвии и Эстонии (XI — XVIII вв.)
- § 1. Возникновение государственности в центральной Прибалтике
- § 2. Государство и право Ливонии (хш — середина XVI в.)
- § 3. Курляндское герцогство
- Глава 13. Закавказские и среднеазиатские государства (XIV — середина XIX в.)
- § 1. Закавказские государства
- § 2. Среднеазиатские государства
- Глава 14. Государство и право Казахстана (XV—XIX вв.)
- § 1. Образование Казахских ханств
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Право
- Глава 15. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII — XVIII в.)
- § 1. Переход к абсолютизму в России
- § 2. Развитие общественного строя
- § 3. Политический строй
- § 4. Правовая система
- Глава 16. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
- § 1. Развитие общественного строя
- § 2. Развитие формы государственного единства
- § 3. Изменения в государственном механизме
- § 4. Систематизация российского законодательства
- Глава 17. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX в.)
- § 1. Отмена крепостного права
- § 2. Изменения в общественном строе
- § 3. Государственный строй
- § 4. Основные моменты развития права
- Глава 18. Государство и право в период первой российской революции и после нее
- § 1. Первая российская революция и ее последствия
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Право
- Глава 19. Государство и право России в период Первой мировой войны (1914—1917 гг.)
- § 1. Общественный строй
- § 2. Изменения в государственном аппарате
- § 3. Право
- Глава 20. Государство и право в период Февральской революции (февраль — октябрь 1917 г.)
- § 1. Государственный строй
- § 2. Право
- § 3. Возрождение Советов
- Заключение
- Литература