§ 1. Возникновение империи Чингиз-хана
Огромное значение в исторических судьбах русского народа, народов Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Крыма и Поволжья имели разрушительные завоевания монголо-татар и создание ими военно-феодальных государств чингисидов.
В XI — XII в. на огромных просторах Монголии кочевали многочисленные скотоводческие племена и более мелкие родовые и аильные (семейно-родственные) коллективы. При этом часть монгольских племен — лесные монголы — еще не полностью перешла к скотоводческому хозяйству, продолжала жить охотой, рыболовством и собирательством готовых продуктов природы. Управление семейными, производственными и другими общественными делами продолжало строиться на традиционной кровнородственной основе: аил — род — племя во главе со старейшинами и вождями. Культ предков, обожествление природы оставались характерной формой сознания для подобного состояния общества.
Вместе с тем углубляющееся разделение труда, развитие ремесленного производства (юрт, сбруи, оружия, всевозможной бытовой утвари и т. д.) привели к возникновению частной собственности на средства производства, прежде всего на скот. На классовое расслоение общества повлияло также возрастающее влияние соседних с Монголией развитых феодальных государств Средней Азии и Китая. Монгольское общество резко разделилось на феодалов-нойонов — родоплеменную военную аристократию, владевшую огромными стадами лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и содержавшую сильные военные дружины — нукеров, и простой народ — карачу, находившийся от феодалов в различных формах зависимости.
Процесс этот сопровождался бесконечными разорительными междоусобицами вождей и военных предводителей отдельных племен, племенных групп и родов. Ожесточенная борьба велась за обладание наиболее богатыми пастбищами, удобными зимними стойбищами, за подчинение слабых племенных и родовых подразделений наиболее сильным, богатым и воинственным. На рубеже XII — XIII вв. этот процесс завершился выделением самых сильных и влиятельных племен и родов и их предводителей-вождей, среди которых наиболее могущественным, непреклонным и жестоким был Темучин. В 1206 г. на съезде-курултае Темучин был избран общемонгольским ханом и получил имя Чингиз-хан. Все монгольские племена были объединены, а вожди-нойоны признали одного владыку — Чингиз-хана.
Чингиз-ханом была осуществлена очень важная военно-десятичная реформа. Наряду с сохранением старой организации общества по кровнородственному принципу — по племенам, родам, аилам — все способное к военному делу население (все монголы считались вечно военнообязанными по принципу: «нет монгольского населения, а есть монгольское войско») было разделено на тьмы по 10 тыс. конного войска, во главе которых стояли ближайшие родственники хана и наиболее верные ему нойоны-темники, тысячники во главе тысячи воинов, сотники во главе сотни, десятники во главе десяти воинов. Эта простая военно-десятичная структура, известная многим народам на начальной стадии развития государственности, создавала благоприятные возможности для подавления собственного народа и для агрессивных походов против соседей. Кроме того, она позволяла на основе жесткой военной дисциплины преодолевать сепаратистские амбиции родоплеменных вождей, а в случае успешных походов и захвата большой военной добычи содействовала росту авторитета главного предводителя — хана, превращению власти в деспотическую, обожествлению его личности. Для укрепления своей власти и усмирения непокорных Чингиз-ханом был создан десятитысячный корпус охранников — личная гвардия хана, состоявшая из особо доверенных и тщательно отбираемых лиц — сыновей господствующей военно-феодальной и чиновной аристократии. Одновременно с этим при Чингиз-хане стали внедряться новые нормы права, получившие впоследствии наименование Великой Ясы Чингиз-хана, отличавшейся необыкновенной жестокостью наказаний за любой проступок против установленных правил. О силе власти Чингиз-хана и организации управления народом свидетельствует путешественник того времени, агент римского папы, Плано Карпини: «Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если где император не укажет ему. Сам он указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники же десятникам». Укрепив таким образом военно-политическую организацию власти феодалов в монгольском обществе, Чингиз-хан приступил к осуществлению своих внешнеполитических захватнических целей.
Завоевательным походам Чингиз-хана в высшей степени благоприятствовала сложившаяся в странах Востока и Восточной Европы обстановка. Политическое положение в Китае, Средней Азии, Закавказье, на Руси — основных объектах монгольских завоеваний — характеризовалось наступившей повсеместно феодальной раздробленностью, отсутствием сильной центральной власти. Кроме того, монголы и невольно вовлеченные в орбиту их завоеваний кочевые народы при общей своей отсталости имели одно исключительно важное военное преимущество перед феодально развитыми оседлыми народами — многочисленное подвижное конное войско.
В 1215 г. полчища Чингиз-хана начали захват Китая. В течение 1219 —1221 гг. разгромили владения Хорезмшаха в Семиречье и Средней Азии, прошли почти весь Казахстан, захватили Афганистан. В 1220—1223 гг. монголы осуществили поход через Персию на Кавказ. В это же время они разгромили половцев и впервые встретились с русским войском в битве при Калке. Завоевание Руси и ее княжеств монголы осуществили при преемниках Чингиз-хана — Батые и Берке в течение 1237—1254гг. В процессе длительного и ожесточенного сопротивления русского народа монголы утратили свою наступательную мощь и не смогли реализовать своих планов по завоеванию Центральной и Западной Европы.
Монгольские завоевания сопровождались безжалостным и варварским разрушением и сожжением городов, крепостей и поселков, истреблением и угоном в рабство огромных масс населения, установлением над побежденными жестокого гнета, режима систематического террора и организованного грабежа, осуществляемого посредством целого ряда государственно-принудительных мероприятий: дани, налогов, подарков, приношений, поставок лошадей и продовольствия, почтовой повинности, предоставления определенного количества воинов, искусных ремесленников и др.
Все завоеванные монголами территории с живущими на них народами и племенами Чингиз-хан рассматривал как подвластные ему и собственность его рода («золотого рода»). Возникло огромное государство — империя Чингиз-хана. Управление ею основывалось на двух принципах — родовом и военно-феодальном. Если родовой принцип, ведущий свое начало от исторически сложившейся родовой идеологии, должен был способствовать сохранению централизованного управления, то главный, решающий военно-феодальный принцип находился в полном противоречии с первым и очень скоро привел к распаду империи на самостоятельные уделы — улусы, которые в свою очередь сами стали распадаться на более мелкие владения. Военно-феодальный принцип складывался, развивался и укреплялся постепенно, по мере накопления монголами собственного управленческого опыта и использования ими многовекового опыта завоеванных феодальных государств Китая, Средней Азии, Персии, арабов, народов Закавказья, Руси.
Родовой принцип проявлялся в том, что улусные ханы-вассалы вынуждены были время от времени посылать Великому хану в Монголию (своему верховному сюзерену) часть награбленной добычи. В отдельных случаях вассальные правители, например грузинские цари и армянские князья, ездили в далекий Каракорум для получения от Великого хана ярлыков — грамот на владение своими улусами, а многие деспоты-узурпаторы, происходившие не из «золотого рода», вынуждены были держать при себе подставных ханов из рода чингисидов. Так поступали эмиры Средней Азии, Мамай в Золотой Орде, завоеватель, основавший собственную империю, эмир Тимур и др. Однако, как ни велико было значение родового принципа, империя Чингиз-хана в силу географических, социально-экономических, национальных и многих других причин не могла существовать как единое централизованное государство и быстро распалась на отдельные самостоятельные улусы Военно-феодальный принцип полностью победил. Сам Чингиз-хан перед своей смертью (1227 г.) вынужден был разделить управление империей между своими четырьмя сыновьями Старшему — Джучи — был выделен самый дальний улус от реки Иртыш — Кыпчакские степи, Поволжье, Крым, получивший вскоре наименование Синей Орды, а у русских — Золотой Орды.
Второму сыну — Чагатаю — досталась Средняя Азия и целый ряд сопредельных с ней территорий и народов. Угедей получил часть Западной Туркмении, Северную Персию и Закавказье. Младшему сыну Чингиз-хана, в соответствии со старинным монгольским обычаем, был оставлен коренной улус — Монголия. Владелец коренного улуса считался Великим ханом-сюзереном над владельцами остальных улусов. Столицей его был город Каракорум. Таким образом, на территории нашей страны в результате монгольских завоеваний образовалось три военно-феодальных государства под властью сыновей Чингиз- хана и их потомков. Золотая Орда, государство Чагатая в Средней Азии и государство Хулагидов в Закавказье.
Между сыновьями Чингиз-хана и их преемниками в течение XIII и XIV вв. шла ожесточенная борьба за расширение своих улусов и даже за престол Великого хана в Каракоруме. Поэтому связи между Великим ханом и его вассалами — ханами улусов — часто прерывались, а после перенесения столицы из Каракорума в Ханбалдын (Пекин) во второй половине XIII в. они вообще прекратились. Великий хан стал одновременно Хуанди — императором Китая.
Главной военной опорой господства монгольских завоевателей являлись расселенные среди покоренных народов многочисленные монгольские и другие племена и роды, кочевавшие по степным и предгорным пастбищам и организованные по десятичной системе. Общими целями империи Чингиз-хана и самостоятельных военно-феодальных государств-улусов, образовавшихся после ее распада, являлись укрепление и увековечение господства потомков «золотого рода» чингисидов, многочисленных царевичей — членов этого рода, нойонов. Средствами и методами достижения этих целей стали:
1. Установление беспощадного государственно-организованного террора в отношении покоренных народов и племен.
2. Использование характерного для всех поработителей принципа «разделяй и властвуй». Этот принцип нашел свое воплощение в предоставлении привилегий для монгольской знати, вождей кочевых племен, установлении различного статуса для феодалов, городов, духовенства, применении системы откупов для управления и выжимания налогов, даней, поборов и т. п.
3. Создание большого финансового аппарата для систематического взимания с покоренных народов огромных денежных и других материальных средств, привлечения их к различным повинностям и службам. Чиновники этого аппарата периодически производили переписи населения и обеспечивали сбор налогов и других поборов.
4. Постоянная военная готовность для подавления непокорных, организации набегов и грабительских походов против сопредельных и отдаленных государств и народов.
5. Правовой плюрализм: сохранение действия местного адатного, мусульманского права, права городов и оседлого населения при господствующем положении общего права, т.е. Ясы Чингиз-хана, ярлыков, распоряжений, приказов ханов и их администраций.
6. Относительная веротерпимость, поскольку монгольские феодалы понимали значение религии и духовенства для сохранения своего господства над покоренными народами. Сами же они были достаточно суеверны и боялись гнева не только своих, но и чужих богов.
- Часть I
- Введение
- Глава 1. Рабовладельческие государства на территории нашей страны
- § 1. Государство и право Урарту (IX — VI вв. До н.Э.)
- § 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. До н. Э. — IV в. Н.Э.)
- § 3. Государственные образования в Причерноморье (VII в. До н.Э. — IV в. Н.Э.)
- Глава 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии в период раннего феодализма (IV — начало хш в.)
- § 1. Закавказье
- § 2. Средняя Азия
- Глава 3. Политические образования периода формирования феодализма в европейской части страны
- Глава 4. Древнерусское государство и право (IX—хп вв.)
- § 1. Возникновение Древнерусского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Правовая система
- Глава 5. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (хп — XIV вв.)
- § 1. Владимиро-Суздальское княжество
- § 2. Новгородская и Псковская феодальные республики
- § 3. Галицко-Волынское княжество
- Глава 6. Монголо-татарские государства на территории нашей страны (хiii—XV вв.)
- § 1. Возникновение империи Чингиз-хана
- § 2. Государство Чагатая
- § 3. Государство Хулагидов
- § 4. Золотая Орда
- Глава 7. Образование Русского централизованного государства и его правовой системы (XIV — начало XVI в.)
- § 1. Предпосылки образования
- § 2. Формирование Русского централизованного многонационального государства
- § 3. Общественный строй
- § 4. Политический строй
- § 5. Право
- Глава 8. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина VII в.)
- § 1. Общественный строй
- § 2. Государственный строй
- § 3. Развитие права
- Глава 9. Великое княжество Литовское (хш в. —1569 г.)
- § 1. Образование и развитие Великого княжества Литовского
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Право
- Глава 10. Общественно-политический строй и право Украины (середина XVII — хviii в.)
- § 1. Общественно-политический строй Украины накануне освободительной войны 1648 —1654 гг.
- § 2. Народно-освободительная война и борьба за создание Украинского государства
- § 3. Воссоединение Украины с Россией
- § 4. Государственный строй Украины во второй половине XVII и XVIII в.
- § 5. Право Украины
- Глава 11. Государство и право Молдавии (XIV — начало XIX в.)
- § 1. Образование Молдавского государства и основные этапы его истории
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Основные черты права
- Глава 12. Государство и право на территории Латвии и Эстонии (XI — XVIII вв.)
- § 1. Возникновение государственности в центральной Прибалтике
- § 2. Государство и право Ливонии (хш — середина XVI в.)
- § 3. Курляндское герцогство
- Глава 13. Закавказские и среднеазиатские государства (XIV — середина XIX в.)
- § 1. Закавказские государства
- § 2. Среднеазиатские государства
- Глава 14. Государство и право Казахстана (XV—XIX вв.)
- § 1. Образование Казахских ханств
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Право
- Глава 15. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII — XVIII в.)
- § 1. Переход к абсолютизму в России
- § 2. Развитие общественного строя
- § 3. Политический строй
- § 4. Правовая система
- Глава 16. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
- § 1. Развитие общественного строя
- § 2. Развитие формы государственного единства
- § 3. Изменения в государственном механизме
- § 4. Систематизация российского законодательства
- Глава 17. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX в.)
- § 1. Отмена крепостного права
- § 2. Изменения в общественном строе
- § 3. Государственный строй
- § 4. Основные моменты развития права
- Глава 18. Государство и право в период первой российской революции и после нее
- § 1. Первая российская революция и ее последствия
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Право
- Глава 19. Государство и право России в период Первой мировой войны (1914—1917 гг.)
- § 1. Общественный строй
- § 2. Изменения в государственном аппарате
- § 3. Право
- Глава 20. Государство и право в период Февральской революции (февраль — октябрь 1917 г.)
- § 1. Государственный строй
- § 2. Право
- § 3. Возрождение Советов
- Заключение
- Литература