logo
История отечественного государства и права

§ 3. Государственный строй

Казахское государство представляло собой своеобразную ранне-феодальную монархию с характерными для условий кочевого хозяй­ства особенностями. Первой такой особенностью было почти полное отсутствие организации населения по территориальному признаку. Внутри каждого жуза отдельный род или племя, подразделение рода, аул перемещались в течение года по огромной территории, делая в год переходы до 1 тыс. км. В пределах своего жуза каждый род и даже аул более или менее точно знали свой кочевой путь. Вместо террито­риальной организации населения сохранилась со времени общинно-родового строя родовая организация. Однако последняя имела очень мало общего с родовой организацией первобытнообщинного строя: во-первых, она в течение веков раздиралась классовыми противоре­чиями; во-вторых, не представляла собой организацию, построенную на строго кровном принципе.

Таким образом, вся организационная структура Казахского госу­дарства с момента возникновения и до XIX в. строилась почти исклю­чительно на родовом принципе.

Другой важной особенностью Казахского государства было на­личие у него наряду с двумя основными функциями всякого эксплуа­таторского государства еще функции распределения пастбищ и орга­низации кочевого скотоводческого хозяйства.

Хан. Казахские ханы считались преемниками власти Чингиз-хана и всегда происходили из господствующего рода его потомков — чин­гизидов. Ханы выбирались съездом феодальной знати (султанов, биев) из числа братьев хана или других его близких родственников. Как правило, выборам предшествовала острая борьба различных феодаль­ных группировок, выдвигавших своих претендентов на замещение хан­ского престола. Власть хана не регламентировалась каким-либо зако­ном. Ему принадлежало право высшего распоряжения кочевьями.

Хан был главой вооруженных сил государства и выступал в ка­честве предводителя феодальных ополчений во время войн. В обыч­ное время хан имел постоянный отряд вооруженных людей, состояв­ший из его тюленгутов. Как самые богатые феодалы, ханы могли содержать значительные отряды тюленгутов и свободных джигитов, которые использовались для оказания давления на вассалов и для ус­мирения народных масс.

По отношению к подвластному населению хан осуществлял вер­ховную судебную власть. Вместе со своими высшими вассалами он устанавливал различные налоги и поборы с населения.

Хан представлял государство перед внешним миром. Какого-либо аппарата управления казахский хан не имел, кроме так называемого ордынского бия, игравшего роль визиря, помощника хана. Поэтому свою власть в подвластных султанам родах, в родах биев и в аулах он мог осуществлять лишь через самих феодалов.

Совет биев. Для решения вопросов о новых законах, военных, на­иболее важных судебных и других делах с XVII в. ханы созывали биев от наиболее влиятельных родов, жузов. Совет биев был постоянным совещательным органом при хане, что свидетельствовало о большом влиянии родоначальников на хана.

Съезды казахской знати. Появление этого высшего феодального учреждения, характерного для феодально раздробленных ханств, от­носится еще ко времени их образования. Такие съезды созывались ред­ко, обычно в мае и в октябре — ноябре. На них решались наиболее значительные вопросы государственной жизни, и в первую очередь о распределении кочевий и зимовок, о войне и мире. Съезды знати часто происходили в присутствии больших толп народа. Поэтому в источни­ках съезды иногда называются народными собраниями, хотя в действи­тельности народ почти никакого участия в них не принимал.

Султаны. Прямыми вассалами ханов были их родственники по принадлежности к одному и тому же господствующему роду — султа­ны. Свои владения в виде определенного количества родов султаны получали непосредственно от хана. Султаны обладали огромной властью над подчиненными им родами: распоряжались их кочевьями, требовали от биев предоставления войск во время внутренних и внеш­них войн, выполняли различные дипломатические поручения от имени хана. У султанов имелись свои вооруженные отряды, состоявшие из тюленгутов и джигитов.

Бии — старшины родов и аулов. Бии аулов избирались аксакала­ми — главами наиболее зажиточных и авторитетных семей аула, а бии рода — биями аулов. Выборы проходили при пассивном участии одноаульцев и родичей и почти всегда из среды самых влиятельных и бога­тых.

Биям принадлежала исключительно большая власть над под­властными им одноаульцами и родичами. Бий как предводитель рода или аула руководил и распоряжался его кочевьями, возглавлял ополче­ние аула или рода, судил своих родичей, собирал с них различные побо­ры, принуждал исполнять судебные приговоры и решения султанов и хана. Бии часто использовались ханом в качестве послов в иностран­ные государства, привлекались к участию в совете хана и в съездах казахской знати. Со времени Тауке-хана некоторые бии отошли от уп­равления родами и аулами и стали исполнять исключительно судейские функции.

Организация правосудия. Судебные функции в Казахстане осущест­вляли ханы, султаны и бии. Ханы и султаны разбирали наиболее важные уголовные и гражданские дела: о межродовых и межаульных расп­рях и спорах, об убийствах представителей высшей феодальной знати, споры между султанами и т.д. Крупные дела рассматривались с учас­тием наиболее знатных биев.