Реорганизация органов исполнительной власти
Изменения в государственном управлении проявились в реорганизации системы органов исполнительной власти. 15 марта 1946 г. законом Верховного Совета СССР Совет народных комиссаров СССР преобразован в Совет Министров СССР, Совнаркомы союзных и автономных республик — в советы министров этих республик, наркоматы - в министерства. Совет Министров СССР обладал правом приостанавливать действие постановлений и распоряжений правительств союзных республик, отменять приказы и инструкции министров; он также непосредственно контролировал исполнение своих актов. Одни полагают, что преобразование Совнаркома в Совмин имело целью «введение общепринятых в международной государственной практике наименований», другие видят в этом «свидетельство повышения роли государственного аппарата в системе власти в СССР».
Выступая на заседании Пленума ЦК ВКП(б) 14 марта 1946 г. Сталин, разъясняя смысл переименований, отмечал, что народный комиссар или вообще комиссар отражает период неустоявшегося строя, период гражданской войны, период революционной ломки и прочее и прочее. Этот период прошел. Война показала, что наш общественный строй очень крепко сидит и нечего выдумывать такого, которое соответствует периоду неустоявшемуся и общественному строю, который еще не устоялся, не вошел в быт, коль скоро наш общественный строй вошел в быт и стал плотью и кровью, уместно перейти от названия «народный комиссар» к названию «министр». Это народ поймет хорошо, потому что комиссаров чертова гибель.
Далее, давая личностные характеристики отдельным министрам - вчерашним наркомам, Сталин высказал свое кредо в отношении этой важной государственной фигуры: «Нарком должен быть зверем, он должен работать и непосредственно нести ответственность за работу». Вождь делал все, чтобы выдвинутые по его инициативе на пост министров люди полностью и безоговорочно соответствовали этой формуле: при малейшем срыве в работе, вызвавшем неудовольствие Сталина, человек снимался с должности; нередко он становился заложником политической борьбы со всеми вытекавшими из этого факта последствиями.
Закон об образовании Правительства СССР - Совета Министров СССР — утвердил следующий его состав: И.В. Сталин — Председатель Совета Министров СССР и министр Вооруженных Сил СССР; В.М. Молотов был назначен заместителем Председателя и министром иностранных дел СССР, Л.П. Берия, А.А. Андреев, К.Е. Ворошилов, А.Н. Косыгин - заместителями Председателя;
А.И. Микоян получил пост заместителя Председателя и министра внешней торговли СССР, Н.А. Вознесенский - заместитель Председателя и председателя Госплана СССР, Л.М. Каганович - заместитель председателя и министра промышленности стройматериалов.
К общесоюзным были отнесены 30 министерств, а к союзно-республиканским - 19. К общесоюзным были отнесены министерства: авиационной промышленности, внешней торговли, вооружения, геологии, заготовок, морского флота, путей сообщения, цветной металлургии и др., а к союзно-республиканским: внутренних дел, Вооруженных Сил, высшего образования, государственной безопасности, здравоохранения, иностранных дел, финансов, юстиции и др. В последующие годы их число в связи с реорганизациями неоднократно менялось. Упразднялись некоторые наркоматы, например Военно-Морского Флота (с включением военно-морских сил в состав Наркомата Вооруженных Сил, в 1950 г. стало отдельным министерством), танковой промышленности с передачей его предприятий Министерству транспортного машиностроения, боеприпасов с передачей его предприятий Министерству сельскохозяйственного машиностроения. В промышленности были образованы новые министерства: транспортного машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, строительства предприятий тяжелой индустрии, строительного и дорожного машиностроения и др.
После упразднения ГКО при СНК СССР были созданы два оперативных бюро: одно под председательством Л.П. Берия по вопросам работы промышленных наркоматов и железнодорожного транспорта, другое - под председательством В.М. Молотова по вопросам работы наркоматов и ведомств обороны, Военно-Морского Флота, сельского хозяйства, продовольствия, торговли, финансов, здравоохранения, образования и культуры. В марте 1946 г. оба бюро были преобразованы в Бюро Совета Министров СССР в составе:
Л.П. Берия (Председатель), Н.А. Вознесенский (заместитель), А.Н. Косыгин (заместитель), В.М. Молотов, А.А. Андреев, А.И. Микоян, К.Е. Ворошилов, Л.М. Каганович - члены Бюро. Затем Председателем Бюро стал Сталин, а в апреле 1950 г. было образовано Бюро Президиума Совета Министров СССР, которое рассматривало срочные вопросы текущего характера и секретные вопросы (оборона, военная промышленность, иностранные дела, внешняя торговля, государственная безопасность).
Создание двух оперативных органов — Президиума и Бюро Президиума Совета Министров СССР отражало стремление Сталина сохранить хотя бы видимость своего полного контроля за решением всех важнейших государственных дел — никому не доверяя, он был вынужден осуществлять управление страной «вручную». Однако Сталин не мог председательствовать на всех заседаниях Бюро и Президиума Совета Министров СССР. Председательствовали по очереди заместители Председателя (тогда это были Булганин, Берия, Маленков). Таким образом, очень многие важные вопросы жизни страны решались без непосредственного участия главы государства.
Особое место среди государственных органов занимал Специальный комитет при ГКО, образованный 20 августа 1945 г. После упразднения ГКО Спецкомитет при ГКО был преобразован в Спецкомитет при СНК СССР. В его состав входили: Л.П. Берия (председатель), Г.М. Маленков, Н.А. Вознесенский, Б.Л. Ванников, А.П. Завенягин, И.В. Курчатов, П.Л. Капица, В.А. Махнев, М.Г. Первухин. На Спецкомитет возлагалось руководство «всеми работами по использованию внутриатомной энергии урана». Сюда относилось и развитие научно-исследовательских работ, и создание сырьевой базы по добыче урана, и организация промышленности по его переработке, и строительство атомно-энергетических установок, и, наконец, разработка и производство самой атомной бомбы. На Берию также возлагалась организация закордонной разведки для получения информации об урановой промышленности и атомной бомбе. При комитете был создан Технический совет членами которого являлись прославленные ученые - А.И. Алиханов, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, И.К. Кикоин, И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, В. Г. Хлопин. Непосредственное руководство всеми работами поручалось Первому главному управлению при СНК СССР, подчинявшемуся Спецкомитету. Комитет наделялся обширными (исключительными) правами: для обеспечения возложенных на него заданий он мог издавать распоряжения, «обязательные к выполнению для наркоматов и ведомств», имел свой аппарат и финансирование. Создание Спецкомитета - блестящий пример оригинального подхода к решению не только сложнейшей политической и научно-технической, но и управленческой задачи, что позволило в кратчайшие сроки ликвидировать атомную монополию США. Опыт деятельности Спецкомитета сыграл большую роль в становлении военно-промышленного комплекса СССР.
Реформа органов исполнительной власти - это, пожалуй, единственная завершенная реформа в послевоенном управлении страны. При всей ее важности она ни в коей мере не затрагивала политическую природу строя.
- История государственного управления в россии
- Рецензенты:
- Редакционная коллегия:
- Авторский коллектив:
- Введение
- Теоретические вопросы курса «История государственного управления в России»
- Предмет и задачи учебного курса
- Задачи учебного курса:
- Глава 1 исторические условия возникновения древнерусского государства
- 1. Государственность Киевской Руси
- Образование Древнерусского государства
- Начальные этапы складывания системы государственного управления
- Русская Правда
- Церковь
- Вечевой строй
- 2. Государственность периода феодальной раздробленности Особенности государственного управления в условиях раздробленности
- Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации
- 3. Государственность в период ордынского нашествия
- Древняя Русь в системе управления Монгольской империи
- Контрольные вопросы и задания
- На путях централизации
- Возникновение системы управления
- Местные органы управления
- 2. Российское «возрождение»
- Государственная деятельность Ивана III
- Великокняжеская власть и служилое дворянство
- 3. Централизованное государство и его высшие органы
- Земские соборы
- 4. Центральные государственные учреждения
- Посольский приказ
- Разрядный приказ
- Поместный приказ
- Дворцовые приказы
- Земская реформа и местное самоуправление
- Приказная бюрократия
- Местные учреждения
- 5. Государственные учреждения в годы опричнины
- Опричнина
- Оценка опричнины
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3 россия в xviIв. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления
- 1. Восстановление государственности в первой половине XVII в.
- 2. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления
- 3. Бюрократизация государственного управления России и изменения в структуре «служилого сословия»
- 4. Приказная система управления в XVII в.
- Чины государственной службы XVII в.
- Руководители дипломатической службы
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4 рождение империи. Государственный аппарат в первой половине xviiIв.
- 1. Реформы управления в Петровскую эпоху
- Закат Боярской думы
- Создание Сената
- Реформа местного управления
- Реформа центрального управления. Создание коллегий
- 2. Формирование нового государственного аппарата и государственной службы Укрепление российской бюрократии
- Новая система государственной службы
- Кадровая политика Петра I
- Итоги Петровских реформ
- 3. Государственное управление и служилая бюрократия в эпоху дворцовых переворотов
- Правление Екатерины I
- Правление Петра II
- Правление Анны Иоановны
- Правление Елизаветы Петровны
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 «просвещенный абсолютизм» и совершенствование управления страной
- 1. «Просвещенный абсолютизм» и роль личности монарха в управлении государством
- Правление Петра III
- 2. Реформы высших и центральных органов власти Реформа Сената
- Генерал-прокурор Сената — глава правительства
- Попытки искоренения взяточничества
- Реформа Синода
- Высший законосовещательный орган
- Канцелярия статс-секретарей
- Фаворитизм
- Г.А.Потемкин — фаворит и государственный деятель
- Уложенная комиссия
- Коллегии
- Политический сыск
- 3. Реформирование системы местного управления «Учреждения» о губерниях
- Генерал-губернаторы в управлении регионами
- Управление городом
- Местное управление
- 4. Изменение принципов кадровой политики и организации государственной службы Манифест о вольности дворянства
- Жалованая грамота дворянству
- Организация городского «самоуправления»
- Значение реформ Екатерины II
- 5. «Контрреформы» Павла I Личность императора Павла I
- Реформы центральных и местных органов управления
- Значение политики Павла I
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6 структура и механизм государственного управления в первой половине xiXв.
- 1. Конкретно-исторические условия реформирования системы управления
- 2. Система высших и центральных органов государственного управления
- Формирование министерств
- Общее учреждение министерств
- Государственный совет и его департаменты
- Совершенствование центрального управления
- Сенат как высший судебный орган
- Сущность преобразований государственного управления
- Усиление абсолютистских тенденций
- Императорская канцелярия
- Продолжение министерских реформ
- Корпус жандармов
- 3. Специфика местного управления и управления окраинами России Механизм местного управления
- Государственное управление окраинами
- Управление «инородцами»
- Особенности управления окраинами
- 4. Кадры государственного управления и чиновничий аппарат Система подготовки кадров
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 «великие реформы». Преобразования государственного аппарата. Земства в россии
- 1. Причины проведения реформ и их сущность
- Отмена крепостного права
- Судебная реформа
- Подготовка к земской реформе
- Начало работы земств
- Механизм управления земством
- Земская статистика
- Самофинансирование местного самоуправления
- Реформа городского самоуправления
- Земские начальники
- Попытки реформирования высшего эшелона власти
- 2. Совершенствование системы государственного управления
- Совет министров
- Правительствующий Сенат
- Министерства
- Итоги «великих реформ»
- Контрольные вопросы и задания
- 1. Начало эпохи «контрреформ»
- Начало царствования Александра III
- «Конституция» Лорис-Меликова
- Курс на укрепление самодержавия
- 2. Промышленный подъем 80-90-х гг.
- Развитие экономики
- Усиление позиций буржуазии
- Переход к протекционизму
- Финансовое положение империи
- 3. Попытки реформирования системы управления «Положение об усиленной и чрезвычайной охране»
- Проект созыва Земского собора
- Проект реформы местного самоуправления
- Усиление позиций дворянства
- Изменения в аграрной сфере
- Земская и судебная «контрреформа»
- Законы о печати и высшей школе
- Итоги «контрреформ»
- 4. Россия в начале 90-х гг. Кризис внутренней политики
- Начало царствования Николая II
- Попытки «усовершенствования» государственного порядка
- Крестьянский вопрос
- Кризис системы управления
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- 2. Первые шаги к представительному строю Булыгинская дума
- Петергофские совещания. Подготовка законодательства о Булыгинской думе
- Манифест 17 октября
- 3. Реформа исполнительной власти Создание объединенного правительства
- Верховная власть и премьер-министр
- Малый Совет Министров
- 4. Реформа Государственного совета Верхняя палата парламента
- Статус Государственного совета
- Организация работы в верхней палате
- Партийное размежевание в Госсовете
- 5. Создание и деятельность Государственной думы
- I Государственная дума
- Программа I Государственной думы
- «Выборгское воззвание»
- II Государственная дума
- Третьеиюньский государственный переворот
- III Государственная дума
- IV Государственная дума
- Крах думской монархии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 10 крушение монархии. Революция 1917года
- 1. Февральская революция и крушение монархии
- «Так больше жить нельзя»
- Провал конституционной монархии
- Временное правительство
- Петроградский Совет
- Народный фронт в начале революции
- Расстановка политических сил в стране весной 1917 г.
- 2. Трансформация власти и установление диктатуры Временного правительства
- Местное управление
- Комиссары Временного правительства
- «Вся власть Советам»
- Апрельский кризис
- Неудавшаяся диктатура
- Коалиционное Временное правительство
- Июльский кризис
- 3. Перерастание диктатуры Временного правительства в режим единоличной власти Керенского
- На полпути к военной диктатуре
- Провал корниловского мятежа. Углубление социально-политического кризиса
- Кризис внутри правительственного лагеря
- 4. Крах режима Керенского
- Развал местных органов власти Временного правительства
- Контрольные вопросы и задания
- Разгон Учредительного собрания
- Начало формирования советского государственного аппарата
- 2. Основные черты государственного управления в рамках ссср
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 12 система государственного управления ссср в 1937-1945гг.
- 1. Развитие системы управления на основе Конституции ссср 1936 г.
- 2. Особенности советской системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Реорганизация органов исполнительной власти
- Партаппарат: высшие и местные органы управления
- 2. Советская номенклатура
- Борьба за власть и вождизм
- Профессиональные особенности советской номенклатуры
- Численность административного персонала
- Идеологическая подготовка кадров
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 14
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15 кризис советской системы управления (конец 70-х-80-е гг.)
- 1. Начало кризиса
- Нарастание экономических проблем
- 2. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления (начало 80-х - 1988 гг.)
- Политические реформы — на смену ускорению. До середины
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 политические реформы1989-1991гг.
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 17 воссоздание российской государственности (1992-1999гг.)
- Средние цены на отдельные продовольственные товары (на конец года; руб. За кг, л)
- Динамика официального курса доллара сша по отношению к российскому рублю (на конец месяца)
- Заработная плата работников предприятий и организаций в рублях и в долл.
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Вместо заключения
- Оглавление