logo search
История ГУ / ИГУ_Пихо_2003

Глава 17 воссоздание российской государственности (1992-1999гг.)

Начало радикальной экономической реформы и ослабление государственного вмешательства в экономику. Реформы начались в условиях сочетания максимально неблагоприятных факторов: отсутствия внутренних ресурсов и наличия примерно 70 млрд долл. долга СССР; скверной рыночной конъюнктуры на главные товары русского экспорта и развала внутрихозяйственных связей; крушения Союза, разрушения системы управления, не стыковавшихся механизмов нарождавшихся рыночных и старых командно-административных методов управления; реальной угрозы этнических конфликтов на территории бывшего СССР. Отчаянное положение страны во многом предопределило и методы ухода от грозившей катастрофы.

На V Съезде народных депутатов России в октябре 1991 г. Б.Н.Ельцин заявил о необходимости решительного реформирования экономики. Стране предстояло пройти, по его словам, болезненный, но единственно возможный путь. Для проведения реформ Б.Н.Ельцин запросил от Съезда дополнительных полномочий, и Съезд предоставил эти полномочия.

В ноябре 1991 г. было сформировано новое Правительство, которое возглавил сам Президент, заявивший о своей готовности принять на себя всю ответственность за реализацию программы реформ и ее социальные последствия. Экономическим блоком Правительства руководил вице-премьер Е.Гайдар. В состав Правительства вошла группа молодых экономистов - «рыночников» — А.Шохин, А.Чубайс, П.Авен, А.Нечаев. Количество министерств и республиканских ведомств было радикально сокращено. Старые отраслевые схемы управления были сознательно проигнорированы. Возникли принципиально новые органы управления — государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом. Появились объединенные министерства — промышленности, экономики и финансов, транспорта, торговли и материальных ресурсов.

Предстоявшая реформа основывалась на применении методов макроэкономической стабилизации. Важнейшей ее частью на первом этапе реформы была задача приведения в соответствие платежеспособного спроса и предложения. Средствами для решения этой задачи должны были стать:

— переход на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения;

— отмена ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление;

— разрешение всем предприятиям, независимо от форм собственности, осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации.

Планировалась также приватизация государственной собственности. Существовала надежда на привлечение в российскую приватизацию иностранных инвесторов.

2 января 1992 г. в стране были введены свободные цены. В течение нескольких месяцев в стране шло интенсивное создание того, что пресса и политики именовали «диким рынком». Однако товарный дефицит был преодолен, угроза голода миновала.

Дефицит уходил в прошлое, но пришла проблема стремительного вздорожания жизни (см. табл. 1.)

Сложнейшие процессы происходили в традиционно самом мощном секторе отечественной экономики — в оборонной промышленности. Военный заказ на 1992 г. был сокращен на 70% по отношению к предыдущему году. Изменение политического статуса России в мире, отказ от концепции «холодной войны» привели к резкому сокращению государственных закупок вооружения. Это, в свою очередь, ударило по всей длинной цепи оборонного комплекса — от университетских кафедр и лабораторий, академических и специализированных научно-исследовательских институтов до заводов, металлургических и горнодобывающих комплексов и испытательных полигонов. Последствия этого — значительное снижение, а во многих случаях прекращение государственного финансирования, сокращение рабочих мест, свертывание и даже ликвидация ряда производств.

Таблица 1