Билет 22. Социальное устройство эллинистических монархий.
Эллинистическая монархия сохранила многие черты деспотических империй, например, верховную собственность на землю, организацию податной системы. Вместе с тем эта монархия включила в свою структуру и полис. При этом полис утратил свой прежний характер политически независимого города-государства.
При всем разнообразии правового положения отдельных полисов в самой Элладе общим для большинства из них стала потеря независимости во внешней политике, а также большей или меньшей доли самостоятельности во внутренних делах. Полис эллинистического времени уже нуждался в сильной военно-монархической власти. Такая власть была необходима для удержания внешних рынков и торговых путей, а также для повышения жизненного уровня населения полиса за счет “варварской” периферии.
Всем эллинистическим правителям в той или иной мере была свойственна политика основания новых полисов или превращения в полисы старых городских центров.
Местная знать охотно воспринимала полисную организацию и связанные с ней греческие обычаи, право и культуру, так как принадлежность к гражданам полиса была условием получения определенных привилегий.
Полисы оказались противопоставлены остальной территории страны — так называемой “хоре”. В понятие хоры включались и сельские поселения, и те города, которые не имели полисного устройства. Привилегированное положение полиса давало возможность его гражданам принимать участие в эксплуатации населения хоры и в качестве владельцев приписанной к городу царской земли, и с помощью неэквивалентного обмена, ростовщических и откупных операций. С течением времени термин “эллин” утратил на Востоке свой этнический характер и стал применяться для обозначения представителей всех привилегированных слоев общества в противоположность массам разноплеменного населения.
С возникновением эллинистических государств ускорилось развитие рабовладения во всем Восточном Средиземноморье. Непрерывные войны эллинистических царей и династий, греческих полисов и союзов сопровождались, особенно с конца III в. до н.э., массовым обращением людей в рабство. В ряде случаев захват рабов был не только последствием войн, но и непосредственной целью военных экспедиций и походов.
В это время возникают международные рынки рабов. В восточных эллинистических государствах увеличивается как численность рабов, так и удельный вес их труда в хозяйстве. Крупнейшими рабовладельцами были сами эллинистические цари. Труд рабов использовался на самых тяжелых, изнурительных работах — в горных и лесных промыслах, а также в сельском хозяйстве и ремесле.
Основной массой эксплуатируемого населения в восточных эллинистических государствах оставались общинники, которые в источниках этого времени именовались “лаой” (“люди”). Они были прикреплены к общине. В их обязанности входила обработка земли царя, знати, храмов, городов и военных колонистов. На них ложилось главное бремя денежных и натуральных налогов и всевозможных повинностей. Хотя лаой могли иметь свой дом и другое имущество, а также вступать в правовые сделки, фактически они оставались беззащитны перед властью царской администрации, которая творила над ними суд и расправу.
В начале эллинистического периода наблюдался определенный экономический прогресс. Распространялось применение более совершенных орудий труда и приемов обработки. Широко развивались садоводство и виноделие, а также пастбищное скотоводство. Происходил важный для хозяйственной жизни ряда стран обмен сельскохозяйственными культурами и ценными породами скота.
Огромные для того времени массы продуктов, которые поступали на рынок, извлекались путем беспощадной эксплуатации лаой, непомерного роста государственных поборов и широкого применения откупов, роста долговой кабалы и, в конечном счете, истощения жизненного потенциала эллинистических стран.
Во II в. до н.э. происходят восстания рабов в Аттике, в Пергаме, а также на Делосе, который стал крупнейшим рынком рабов. Борьба между демосом и олигархией выливается в Элладе в социальные движения, которые были направлены на передел земель, ликвидацию долгового гнета и расширение гражданства.
В восточных эллинистических государствах наиболее характерной формой борьбы являлся так называемый “анахоресис” — оставление места жительства и работы и бегство под защиту храма, в другой округ или густо населенную столицу, где легче было укрыться от репрессий царской администрации.
Процесс эллинизации Востока был двойственным по своему характеру и результатам. Нивелировка местных и племенных различий, постепенное преодоление прежней полисной замкнутости, расширение экономических и культурных связей были неотделимы от факта завоевания громадных территорий. Эллинистическая культура способствовала распространению достижений греческой философии и искусства, а также культурному обмену между Востоком и Элладой. Но в массе земледельческого населения продолжали стойко держаться местные культурные и религиозные традиции.
Образовавшиеся после крушения империи Александра Македонского эллинистические государства оказали сильное воздействие на развитие племен, которые проживали за их пределами. Эта многообразная по уровню своего общественного развития племенная периферия, так или иначе, втягивалась в сферу товарного обращения. С течением времени приходит в движение вся периферия средиземноморского мира — от великих пустынь, граничащих с Китаем, до западной оконечности Европы. Эти великие политические, социальные и экономические сдвиги приводят в дальнейшем к упадку эллинистических государств, и к быстрому поглощению их Римом.
- Билет 1. Сущность цивилизационного подхода в историографии.
- Билет 2. Периодизация истории человечества.
- Билет 3. Научные дискуссии о происхождении человека.
- Билет 4. Этапы антропогенеза.
- Билет 5. Древнеегипетская деспотия: социальное устройство.
- Билет 6. Мифология и культура Древнего Египта.
- Билет 7. Шумеро-аккадское общество.
- Билет 8. Вклад шумеров и аккадцев в мировую культуру.
- Билет 9. Вавилонское царство. Законы Хаммурапи.
- Билет 10. Ассирийское царство.
- Билет 11. Крито-микенская олигархия.
- Билет 12. Великая греческая колонизация.
- Билет 13. Особенности национального устройства Спарты.
- Билет 14. Классический античный полис - Афины.
- Билет 15. Древнегреческая культура и наука.
- Билет 16. Особенности рабства в древней Греции.
- Билет 17. Греко-персидские войны и их исторические результаты.
- Билет 18. Пелопонесская война и ее результаты.
- Билет 19. Установление македонской гегемонии в Греции.
- Билет 20. Внешняя политика Александра Македонского.
- Билет 21. Внутренняя политика Александра Македонского.
- Билет 22. Социальное устройство эллинистических монархий.
- Билет 23. Структура римской гражданской общины.
- Билет 24. Пунические войны: причины, основные события и итоги.
- Билет 25. Гражданские войны в Риме. Диктатура Цезаря.
- Билет 26. Эволюция принципата в Риме.
- Билет 27. Характеристика домината в Римской империи.
- Билет 28. Возникновение и распространение христианства.
- Билет 29. Закат и падение Римской империи.
- Билет 30. Римская материальная и духовная культура.
- Билет 31. "Варварские" королевства в Западной Европе.
- Билет 32. Вассально-ленная система в Западной Европе.
- Билет 33. Этапы возвышения и упадка Византийской империи.
- Билет 34. Крестовые походы; причины, основные события и итоги.
- Билет 35. Формирование сословно-представительных монархий.
- Билет 36. Арабский халифат. Вклад арабов в мировую культуру.
- Билет 37. Характеристика средневекового города.
- Билет 38. Особенности рыцарской средневековой культуры.
- Билет 39. Система образования и просвещения в средние века.
- Билет 40. Ренессанс: периодизация, идейные направления, титаны.