Ограничительные мероприятия
Кроме мероприятий Правительства, направленных к ассимиляции евреев, до самой революции существовали для евреев и ряд ограничений: права жительства, получения образования, экономической деятельности, права на государственную службу и при отбывании воинской повинности. Эти ограничительные мероприятия делали евреев неполноправными российскими гражданами и вызывали острое недовольство не только евреев, но и либеральной русской интеллигенции.
Самым старым ограничительным мероприятием была так называемая “черта оседлости”, которая многими считалась чем то вроде “гетто” для евреев, способом их “ущемления”. “Черта оседлости” — это было запрещение евреям жить в губерниях центральной России и ограничение территории, на которой им разрешалось жить, 25 западными губерниями Российской Империи, по территории большими, чем Франция. Проходила эта “черта” примерно по линии бывших границ Московского Царства и Речи Посполитой Польской, а кроме того в “черту” были включены вся Новороссия и Слободская Украина. Таким образом вся Украина входила в “черту оседлости”.
Введена была “черта оседлости” почти сразу же после того, когда к России были присоединены земли с большим процентом еврейского населения. Но тогда она не носила такого стеснительного ограничительного характера, какой она приобрела в предреволюционные годы.
В статье “Правовое положение евреев в России” знаток этого вопроса, сам еврей, А. Гольденвейзер, в “черте оседлости” пишет следующее:
“Возникновение черты оседлости связано с историческими событиями конца 18 века. В ту эпоху все русские подданные, принадлежавшие к так называемым податным сословиям, — т.е. крестьяне, мещане, ремесленники и купцы, — не имели права свободного передвижения и повсеместного поселения в нынешнем смысле этих понятий. Каждый был “приписан” к местному “обществу” и мог заниматься своим делом лишь в данном месте. В соответствии с этим порядком, евреи, оказавшиеся русскими подданными после разделов Польши, были приписаны к мещанским и купеческим обществам тех местностей Юго-Западного и Северо-Западного Края, в которых они проживали при переходе этих областей к России.
Указом, изданным в 1791 году, Екатерина II-я подтвердила этот порядок и даже распространила территорию поселения евреев на вновь образованные Екатеринославское наместничество и Таврическую область. Как отметил Милюков, основная цель указа состояла именно в том, чтобы подтвердить для евреев равные с остальным населением присоединенных земель права. Но вместе с тем — по специальному ходатайству, боявшихся еврейской конкуренции, московских купцов — в этом же акте было указано, что “евреи не имеют никакого права записываться в купечество во внутренние российские города и порты.” Этим дополнительным распоряжением указ 1791 года положил начало черты оседлости. Свою первую формулировку черта оседлости получила в изданном при Александре I-м “Положении о евреях 1804 года”. С этого времени, вплоть до вынужденной военными событиями 1915 года отмены черты оседлости, ее границы оставались неизменными”. (“Книга о русском еврействе”. Нью-Йорк. 1960 г.)
Как видно из приведенного выше объяснения, “черта оседлости” преследовала цели скорее уравнительные, чем ограничительные. И потому не удивительно что правила о ней мы находим в том самом “Положении о евреях 1804 года”, в котором открываются такие широкие возможности для получения евреями образования в русских учебных заведениях.
Хотя “черта оседлости” и оставалась до 1915 года и была весьма стеснительна для евреев — российских подданных, однако существовало не мало путей и способов эти ограничения обойти, чем евреи очень широко и пользовались.
Ограничения “черты оседлости” не относились к евреям — купцам 1-й гильдии (и их приказчикам), к окончившим высшие учебные заведения, дантистам, провизорам, фельдшерам, а также, как сказано в правилах, “евреям-механикам, винокурам, пивоварам и вообще мастерам и ремесленникам”. Все эти категории евреев могли жить по всей России.
Зная все изложенное, теряют всякую, убедительность, весьма распространенные во всем мире, голословные утверждения, что в дореволюционной России “евреям был закрыт доступ к образованию”, больше 12% евреев в высших учебных заведениях в то время, когда они составляли меньше 4% всего населения, и ничем не ограниченная возможность открытия учебных заведений с преподаванием на еврейском языке — неопровержимо доказывают, каково было истинное положение в вопросе возможности для евреев получать образование.
Здесь небезынтересно обратить внимание, что именно выходцы из России в новосозданном государстве Израиль составляют подавляющее большинство интеллигенции, министров и политических деятелей, получивши свое образование в той России, где “был евреям закрыт доступ к образованию”.
Полученное в русских учебных заведениях образование открыло перед евреями самые широкие возможности для проникновения в ряды российской интеллигенции и слияния с ней, тем более, что отношение этой русской интеллигенции к евреям было весьма дружелюбное.
И проникновение, самое глубокое, (кроме административного аппарата и военной среды) во все круги культурного слоя России шло непрерывно. Но к слиянию оно не приводило. И не по вине российской интеллигенции и вообще культурной части российской общественности. Причину надо искать во врожденном у евреев стремлении к самоизоляции от народов, среди которых им приходилось жить на своем историческом пути.
Надо полагать, это есть результат многовекового религиозного воспитания, внушавшего, что евреи “избранный” народ, рассеянный только временно, до того часа, когда он опять соберется в Земле Обетованной. Все страны, где они живут — это не родина, а только места временного пребывания. Настоящая же родина — это Земля Обетованная. Из веры в свою “избранность” логически неизбежно вытекает уверенность в своем превосходстве над всеми народами, нежелание с ними смешиваться и, как следствие этого нежелания, то самоограничение, которое характерно для евреев живущих даже среди тех народов, которые никаких ограничений для слияния с евреями не ставят.
В дореволюционной же России, особенно на Украине, эти самоограничительные тенденции проявлялись особенно отчетливо и делали украинских евреев чужеродным телом среди массы украинского населения.
И только после Революции, открывшей для евреев все пути для карьеры на государственной службе и в армии, и ослабления влияния религиозного воспитания, начался процесс ассимиляционный, который продолжается и в настоящее время. Многие евреи, не освободившиеся от расово-религиозного взгляда на еврейство, относятся к этому процессу резко отрицательно, называя его “культурным геноцидом”. Но это никакого влияния на ассимиляционный процесс, происходящий во всем СССР не имеет и отход евреев от прежних мистических расово-религиозных настроений там неуклонно продолжается.
- Издательство «Правда о России»
- Оглавление
- Предисловие
- Российская украина в 19-м веке (“великая украина”) Территория
- Права населения
- Участие в общегосударственной жизни
- Крестьянство
- Национально-культурная деятельность
- История Руссов
- Кирилло-Мефодиевское Братство
- Петербургский период украинской культурной деятельности
- Ограничения культурной деятельности
- Новые ограничения
- Перенесение центра в Галицию
- Украинские политические партии
- Снятие ограничении украинской печати
- Возвращение центра в Киев
- Первая мировая война Общероссийский патриотизм в начале войны
- Сепаратистская пропаганда из Австрии. Создание сву
- Пропаганда сву среди иностранцев
- Пропаганда среди пленных
- Пропаганда сву на Российской Украине
- Деление населения Галиции на “Украинцев” и “Москвофилов”
- Репрессии Австрии
- Эвакуация галичан в Россию
- Русская Армия в Галиции
- Эвакуация в Россию
- Перемена настроений
- Роль общественности
- Начало общего разложения
- Пораженчество украинских социалистов
- Отсутствие сепаратистических настроений
- Революция и гражданская война
- Создание Исполнительного Комитета
- Создание Центральной Рады
- Состав Центральной Рады
- Городские выборы
- Начало украинизации
- Появление Галичан
- Создание Украинской Армии
- Борьба Центральной Рады с Центральным Комитетом
- Общее полевение
- Настроение украинского села
- Украинские политические паРтии
- Украинский Национальный Конгресс
- Военный и Крестьянский Съезды
- Отношения с Петроградом
- Первый Универсал
- Первое Правительство Украины
- Прогулка по Днепру
- Миссия Керенского
- Победа Центральной Рады
- Пробольшевистские Украинские партии
- Корниловское выступление
- Вольное казачество
- Октябрьские дни в Киеве
- Вооруженная борьба
- Сотрудничество с большевиками
- Центральная рада и большевики
- Третий Универсал
- Большевизация Украины
- Еврейские погромы
- Конфликт с большевиками
- Ультиматум большевиков
- Съезд Советов в Киеве
- Создание “Харьковского Правительства”
- Захват Украины местными большевиками
- Четвертый Универсал
- Связь с Антантой
- Переговоры с Чехами и Сербами
- Переговоры с Центральными Державами
- Мир с Центральными Державами
- Последние дни Центральной Рады
- Наступление на Киев
- Борьба в Киеве
- Планы социалистов
- Бегство Центральной Рады
- Большевики в Киеве
- Немцы на украине (1 марта — 1 декабря 1918 года) Брестский мир и поход немцев на Украину
- Обращение к населению
- Роль Украинского Войска в освобождении Украины от большевиков
- Возобновление работы Центральной Рады
- Отношение немцев к Центральной Раде
- Антисоциалистические силы
- Приказ Айхгорна
- Подготовка переворота
- Разоружение синежупанников
- Конец Центральной Рады
- Хлеборобами Конгресс и выборы Гетмана
- Гетман скоропадский (29 апреля — 13 декабря 1918 г.) Гетманское Правительство
- Гетман Скоропадский
- Политика Гетмана
- Украинизация
- Украинский Национально-Державный Союз
- Акты саботажа
- Создание Украинской Армии
- Земельный вопрос
- Трудности Украинизации
- Связь с Доном
- Связь с Кубанью
- Отношение к Доброармии
- Деятельность противников Гетмана
- Сотрудничество с большевиками
- Роль Уфимской Директории
- Реконструкция Правительства
- Украинские социалисты спасают большевизм
- Грамота о федерации
- Новое правительство
- Восстание против Гетмана
- Оборона Киева
- Отречение и бегство Гетмана
- Социалисты и Большевики
- Директория (Киевский период)
- Украинизация
- Расправы с противниками
- Сила Директории
- Международное положение Директории
- Настроения Директории
- Атаманы Захват власти большевиками
- Вооруженные силы директории
- Деятельность директории Трудовой Конгресс
- Вопрос Галиции
- Открытие Трудового Конгресса
- Признание Винниченка о сотрудничестве с большевиками
- Бегство Директории
- Директория без столицы (винницкий период)
- Еврейские погромы
- Переговоры с французами
- Переговоры с Москвой
- Новое Правительство
- Бегство в Проскуров
- Состав армии Директории
- Бегство из Проскурова
- Ровно — Каменец
- Центр в Ровно
- Единовластие Петлюры
- Ориентация на большевиков
- Положение на фронте
- Бунт Оскилко
- Продолжение бегства
- Институт политруков
- Каменец — столица
- Бунт Болбачана
- Встреча двух Правительств
- Наступление
- Отношение к Доброармии
- Киевский конфликт
- Война с Деникиным
- Сотрудничество Петлюры с Лениным
- Галицкая Армия в Доброармии
- Пашковецкая Республика
- Столица в Любаре
- Митинги и совещания
- Восстание Волоха
- Совещания в Новой Черторые. Бегство Петлюры
- Последнее воззвание
- “Зимовый поход” и польская интервенция Зимовый поход
- Польская интервенция
- Конец Петлюровской армии
- Новый Базар
- Смена вех вождями и суд над петлюровцами
- Западная украина-русь Ее судьба до присоединения к Австрии
- Под властью Австрии
- Начало национального пробуждения
- “Русалка ДнЕстровая”
- Революция 1848 года
- “Главная Руськая Рада”
- Требования культурные
- Требования социальные
- Религиозные и национальные требования
- Встреча с Россией
- Реакция
- Развитие национально-культурной деятельности
- Прорусские настроения
- Борьба Австрии с “москвофильством”
- Роль католической церкви
- Борьба «москвофилов” и “народовцев”
- Украинский сепаратизм
- Разрыв “москвофилов” и “народовцев”
- Соглашение народовцев с Правительством
- “Новая эра”
- Радикалы
- “Консолидация”. “Новый Курс”
- Национал-Демократы
- Выборы 1907 года
- Выборы в Сейм 1908 года
- Россия и Галичина
- Предвоенные годы
- Первая Мировая война
- Террор. Телергоф
- Деятельность “украинцев”
- Провозглашение независимости
- Переговоры с Директорией
- Борьба с поляками
- Международное положение
- Конец зунр
- Буковина и карпатская русь
- Буковина
- Карпатская Русь
- НациональНые меньшинства
- Болгары
- Великороссы
- Появление на Украине
- Численность
- Политика Правительства в еврейской вопросе
- Ограничительные мероприятия
- Участие в хозяйственной жизни Украины
- Как создался еврейский напитал
- Социальные расслоения
- Участие в политической жизни
- МежДу двумя войнами 1920 г. — 1939 г. (краткий очерк)
- Российская украина (Украинская Социалистическая Советская Республика)
- Украинизация
- Процессы националистов
- ОкупироВаНныЕ чАсти украины-руси Галичина
- Карпатская Русь
- Буновина и Бесарабия
- Послесловие Feci quod potui — feciant meliora potentes
- А. Дикий библиография