Ограничения культурной деятельности
В результате, министр Валуев, высказал свое (обязательное для всех) мнение по этому вопросу: “большинство малороссиян весьма основательно доказывают, что никакого, особенного, малороссийского языка не было, нет и быть не может”. Украинское же движение, по мнению Валуева, вызывают в своих целях поляки. В соответствии с этим, было приказано не допускать к печатанию на украинском языке никаких книг, кроме беллетристики. Таким образом было прекращено печатание всех книг, как научного содержания, так и книг, предназначенных для народа. Против этого протестовал тогдашний министр народного просвещения Головин, указывая, что нельзя запрещать книги, не входя в рассмотрение их содержания, только из-за языка, на котором они написаны. Но его протесты остались бесплодны. Надо полагать, что не малое влияние на это оказали те общие настроения, которые тогда господствовали в “польском вопросе”. Общеизвестно, что когда Герцен — идеолог прогрессивной русской интеллигенции, выступил на стороне поляков — от него многие из ее рядов отвернулись.
Мысль хотя бы о возможной связи украинского движения с польским восстанием или полезности движения для поляков, несомненно, оказала не (малое влияние на запретительные меры русского правительства.
В результате, только начинавшаяся развиваться культурная деятельность “украинофилов” остановилась и замерла.
А в Галиции в это врем, как известно, Австрия, в своих целях, делала ставку на украинское движение и создавала возможность для его развития. Русские “украинофилы” потянулись туда. Как когда то в 17 веке центр культуры Украины-Руси переместился из Львова на восток, в Киев, так, в конце 60-х гг. 19-го века, началось перемещение обратное. Создалось положение, когда “все были довольны”. Довольно было недальновидное царское правительство тем, что “беспокойный” элемент сам уезжал за границу; довольна была Австрия, дальновидная политика которой, умело культивировала идеи украинского сепаратизма, понимая под ним, отторжение от России всей Украины и присоединения ее к Галиции — все в границах Австро-Венгрии; относительно довольны были и “украинофилы” российской Украины, ибо, вместо арестов и ссылок за свою деятельность, они получали возможность ее развивать и продолжать в Австрии.
Но не все «украинофилы» потянулись в Австрию. В начале 70-х гг. была сделана еще одна попытка оживить украинскую культурную деятельность в пределах России.
Юго-Западный отдел Географического Общества
В начале 70-х гг. в Киеве собрались высококвалифицированные культурные силы. Историки — Костомаров, Антонович, Бец, Драгоманов; этнографы—Чубинский и Рудченко; языковеды — Житецкий и Михальчук; юрист-знаток рава Юго-Западной Руси — Кистяковский и другие. Они добились, в 1872 году, разрешения открыть в Киеве “Отдел Географического Общества”, вокруг которого быстро сгруппировались украинские культурные силы.
В это же время, на смену писателям старшего поколения, появились новые силы: Нечуй-Левицкий, Мирный, Конисский, Старицкий и др. — бытописатели уже послекрепостнических времен.
В отличие от Кирилло-Мефодиевского Братства, конца 40-х гг., с его упором на литературу, направление «Юго-Западного Отдела Географического Общества», было, главным образом, научное. Во всех его трудах красной нитью проходит стремление доказать и научно обосновать оправданность малороссов-украинцев тяготеть к развитию своей собственной, обособленной от русской (но не враждебной ей) культуры.
По существу, это были практики, разрабатывавшие и обосновывавшие идеи Кирилло-Мефодиевского Братства и то не все, а их чисто культурный сектор. Вопросов социальных и политических они избегали и сторонились, будучи чистыми учеными и культурниками. Социальные же и политические настроения того периода, “хождение в народ” — неповторимое проявление жертвенного служения народу — были одинаково типичны для всей России и одинаково привлекали пылкую молодежь всех народов. Малороссы-Украинцы не делали исключения, принимая участие в, так называемом “освободительном движении” (в широком смысле) того времени. Шли в него сыновья знатнейших украинских фамилий и нередко гибли. Как пример, можно привести Дмитрия Лизогуба, который, получивши от отца наследство, все отдал на революционную работу, в которой сам принимал участие и за которую был повешен. (Его брат, крупный полтавский помещик — при гетмане Скоропадском (в 1918 г.) был премьер министром). Таких примеров, правда, не всегда с таким концом, история революционного движения дает не мало. Редкая помещичья семья Украины не имела среди родственников “пострадавших за убеждения”, как тогда говорили. Естественно, что при таких настроениях молодежи, научное культурничество Юго-Западного Географического Общества ее не привлекало и она туда не шла. Да и сами культурники к этому не стремились, погрузившись в дела научные.
Чрезвычайно характерным для настроений интеллигенции Украины того времени является тот, совершенно неоспоримый, факт, что никогда и нигде в революционном общероссийском движении, не только не было создано отдельных украинских организаций или трупп, но даже не было попыток к этому. Не свидетельствует ли это о настроениях общероссийских? Современные украинские шовинисты-сепаратисты старательно замалчивают этот факт, который противоречит их мифу о “национальном угнетении украинцев великороссами”. Ведь, если бы таковое было, то кто, как не пылкая молодежь первая бы пошла против него бороться и создавать «вой, украинские, организации. Однако, как свидетельствуют факты, ничего в этом направлении не предпринималось, а молодежь шла в организации общероссийские. Голое “культурничество” ее не зажигало, а сентиментально-романтическое обожание прошлого шло в разрез с, господствовавшим тогда, материалистическим миропониманием. Не надо забывать, что это было время “нигилизма”, увлечения Чернышевским, Писаревым, Добролюбовым.
Ограничившись научным “культурничеством”, Юго-Западный Отдел Географического Общества, далеко не был единодушен в своем взгляде на методы, значение и цели этого культурничества. Костомаров, в прошлом один из идеологов Кирилло-Мефодиевского Братства, стоял на весьма умеренных позициях, продиктованных ему его огромной эрудицией и долгим жизненным опытом. За это Грушевский называет его “односторонним культурником” и обвиняет в “отречении от высших проявлений культуры”, которую, по словам Грушевского, Костомаров признавал только для «домашнего употребления».
Диаметрально противоположной была точка зрения Антоновича, поляка по происхождению, который решительно отмежевывался от всего русского, не исключая и общероссийского “освободительного движения” и ставил задачи полного отделения украинской культуры от русской, которое бы предопределило и политический сепаратизм (о последнем открыто не говорилось). Драгоманов, по словам того же Грушевского, “признавал общее и для украинцев универсальное значение великорусской литературы и культуры и резко выступал против переоценки национальной стороны украинского вопроса”. Он стоял за тесное сотрудничество с общероссийским «освободительным движением» и главным и основным в украинском вопросе видел не его сентиментально-романтическую национальную сторону, а вопросы социальные. Драгоманову принадлежит формула: “космополитизм в целях — национализм в формах и способах”. Он же отчетливо высказался за федерацию, отрицал полезность и возможность существования Украины, как отдельного государства.
За короткий период своего существования (1872-5 гг.) Ю.-З. Отдел Географического Общества проделал не малую научно-литературную работу, главным образом, в области фольклора, филологии и исторических наук. Но основного, с чего бы было логично начать историческую работу — оценки самого фундамента Украинской Истории — летописей и уже упомянутой “Истории Руссов”, эта работа не коснулась. И уже после закрытия Общества Костомаров писал в 1882 г.: “во всех наших летописях надо пройтись руке беспристрастного и добросовестного критика”. Слова эти относятся к украинским летописям Самовидца, Грабянки, Величко, Лукомского и к “Истории Руссов”, и заслуживают особого внимания, ибо сказаны они крупнейшим украинским историком 19-го века и ставят под сомнение те источники, которые и до настоящего времени служат основанием украинской историографии.
Не так давно, например, сепаратистический профессор Оглоблин, в католической газете “Америка” (1946 г.) назвал “Историю Руссов”, “шедевром украинской историографии”. Другой же украинский историк, Борщак, в своем труде, вышедшем на французской языке в 1949 г., приближаясь к истине, называет этот «шедевр» “легендой” и неопровержимо доказывает расхождения этой легенды с неоспоримо установленными фактами, разрушая тем самым весь фундамент нынешней сепаратистической украинской историографии. Разумеется, этот труд, “La legende historique dе l’Ukraina, Istorija Rusov” на украинский язык не переведен и вряд ли сепаратисты когда либо это сделают.
Деликатно назвавши легендой “Историю Руссов”, о которой еще Костомаров, сказал, что она “распространила ложные воззрения на прошлое Малороссии”, Борщак, эпизод за эпизодом, разоблачает ее утверждения, написанные явно тенденциозно и расходящиеся с исторической действительностью. Например, утверждение “И. Р.”, что “Галиция никогда оружием польским покорена не была”; или, что казаки — это потомки хазар, нечто вроде средневековых рыцарей, которые были правящим сословием Украины; или утверждения, что Украина никогда ни Литвой, ни Польшей завоевана не была, а соединялась с ними добровольно. Наряду с этим — выпячивание, преувеличения и обобщение самых незначительных эпизодов, с невыгодной стороны освещающих русско-украинские отношения. Для всякого культурного человека, который ознакомится с “Историей Руссов”, совершенно неоспоримо ясно, что это, просто, хотя и талантливо состряпанная, агитка, а не добросовестный исторический труд, за который его выдают сепаратисты. К сожалению, эта агитка до сих пор надлежащим образ, не разоблачена и уже больше столетия вводит в заблуждение и держит в своем плену не только рядовых читателей, но и людей, называющих себя “учеными”.
Почему ее в свое время не разоблачил до конца Костомаров и другие историки Географического Общества, имея для этого все возможности, объяснить трудно. Возможно, что они сознательно не хотели “тьмой низких истин” разбивать тот “возвышающий обман”, которым, талантливо написанная “История Руссов”, зажигала молодежь, будила в ней гордость славным прошлым и любовь к Украине. А, возможно также и то, что тут сказалось Галицийско-Австрийское влияние.
Для, создаваемого там, украинского сепаратизма было невыгодно разбивать миф о полной обособленности украинцев-малороссов от великороссов и об их враждебности в прошлом.
За деятельностью Ю.-З. Географического Общества внимательно следили. Не столько правительство, сколько, главным образом, свои же малороссы-украинцы, противники украинской национально-культурной деятельности вообще, сторонники полного слияния с великорусской культурой.
Непрерывная связь с Галицией, где открыто призывалось к отторжению всей Украины Российской и присоединение ее к Галиции для создания “Самостийной Украины” (в рамках Австро-Венгерской Монархии), конечно, не могла остаться тайной. Посыпались доносы в Петербург с обвинениями, что за фасадом научно-культурной деятельности Ю.-З. Географического Общества скрывается деятельность чисто политическая, направленная против единства России.
К такого рода обвинениям, ни одно государство никогда не оставалось равнодушным и всегда вело борьбу за свое единство. Не осталось равнодушным и Российское Правительство. Была назначена ревизия деятельности Ю.-З. Географического Общества, после которой оно было закрыто, хотя никаких неоспоримых доказательств государственной измены, по-видимому, обнаружено не было. Хотя Общество и было закрыто, ни судебного процесса, ни даже административных репрессий по отношению к его членам не было, как, в свое время, против членов Кирилло-Мефодиевского Братства.
- Издательство «Правда о России»
- Оглавление
- Предисловие
- Российская украина в 19-м веке (“великая украина”) Территория
- Права населения
- Участие в общегосударственной жизни
- Крестьянство
- Национально-культурная деятельность
- История Руссов
- Кирилло-Мефодиевское Братство
- Петербургский период украинской культурной деятельности
- Ограничения культурной деятельности
- Новые ограничения
- Перенесение центра в Галицию
- Украинские политические партии
- Снятие ограничении украинской печати
- Возвращение центра в Киев
- Первая мировая война Общероссийский патриотизм в начале войны
- Сепаратистская пропаганда из Австрии. Создание сву
- Пропаганда сву среди иностранцев
- Пропаганда среди пленных
- Пропаганда сву на Российской Украине
- Деление населения Галиции на “Украинцев” и “Москвофилов”
- Репрессии Австрии
- Эвакуация галичан в Россию
- Русская Армия в Галиции
- Эвакуация в Россию
- Перемена настроений
- Роль общественности
- Начало общего разложения
- Пораженчество украинских социалистов
- Отсутствие сепаратистических настроений
- Революция и гражданская война
- Создание Исполнительного Комитета
- Создание Центральной Рады
- Состав Центральной Рады
- Городские выборы
- Начало украинизации
- Появление Галичан
- Создание Украинской Армии
- Борьба Центральной Рады с Центральным Комитетом
- Общее полевение
- Настроение украинского села
- Украинские политические паРтии
- Украинский Национальный Конгресс
- Военный и Крестьянский Съезды
- Отношения с Петроградом
- Первый Универсал
- Первое Правительство Украины
- Прогулка по Днепру
- Миссия Керенского
- Победа Центральной Рады
- Пробольшевистские Украинские партии
- Корниловское выступление
- Вольное казачество
- Октябрьские дни в Киеве
- Вооруженная борьба
- Сотрудничество с большевиками
- Центральная рада и большевики
- Третий Универсал
- Большевизация Украины
- Еврейские погромы
- Конфликт с большевиками
- Ультиматум большевиков
- Съезд Советов в Киеве
- Создание “Харьковского Правительства”
- Захват Украины местными большевиками
- Четвертый Универсал
- Связь с Антантой
- Переговоры с Чехами и Сербами
- Переговоры с Центральными Державами
- Мир с Центральными Державами
- Последние дни Центральной Рады
- Наступление на Киев
- Борьба в Киеве
- Планы социалистов
- Бегство Центральной Рады
- Большевики в Киеве
- Немцы на украине (1 марта — 1 декабря 1918 года) Брестский мир и поход немцев на Украину
- Обращение к населению
- Роль Украинского Войска в освобождении Украины от большевиков
- Возобновление работы Центральной Рады
- Отношение немцев к Центральной Раде
- Антисоциалистические силы
- Приказ Айхгорна
- Подготовка переворота
- Разоружение синежупанников
- Конец Центральной Рады
- Хлеборобами Конгресс и выборы Гетмана
- Гетман скоропадский (29 апреля — 13 декабря 1918 г.) Гетманское Правительство
- Гетман Скоропадский
- Политика Гетмана
- Украинизация
- Украинский Национально-Державный Союз
- Акты саботажа
- Создание Украинской Армии
- Земельный вопрос
- Трудности Украинизации
- Связь с Доном
- Связь с Кубанью
- Отношение к Доброармии
- Деятельность противников Гетмана
- Сотрудничество с большевиками
- Роль Уфимской Директории
- Реконструкция Правительства
- Украинские социалисты спасают большевизм
- Грамота о федерации
- Новое правительство
- Восстание против Гетмана
- Оборона Киева
- Отречение и бегство Гетмана
- Социалисты и Большевики
- Директория (Киевский период)
- Украинизация
- Расправы с противниками
- Сила Директории
- Международное положение Директории
- Настроения Директории
- Атаманы Захват власти большевиками
- Вооруженные силы директории
- Деятельность директории Трудовой Конгресс
- Вопрос Галиции
- Открытие Трудового Конгресса
- Признание Винниченка о сотрудничестве с большевиками
- Бегство Директории
- Директория без столицы (винницкий период)
- Еврейские погромы
- Переговоры с французами
- Переговоры с Москвой
- Новое Правительство
- Бегство в Проскуров
- Состав армии Директории
- Бегство из Проскурова
- Ровно — Каменец
- Центр в Ровно
- Единовластие Петлюры
- Ориентация на большевиков
- Положение на фронте
- Бунт Оскилко
- Продолжение бегства
- Институт политруков
- Каменец — столица
- Бунт Болбачана
- Встреча двух Правительств
- Наступление
- Отношение к Доброармии
- Киевский конфликт
- Война с Деникиным
- Сотрудничество Петлюры с Лениным
- Галицкая Армия в Доброармии
- Пашковецкая Республика
- Столица в Любаре
- Митинги и совещания
- Восстание Волоха
- Совещания в Новой Черторые. Бегство Петлюры
- Последнее воззвание
- “Зимовый поход” и польская интервенция Зимовый поход
- Польская интервенция
- Конец Петлюровской армии
- Новый Базар
- Смена вех вождями и суд над петлюровцами
- Западная украина-русь Ее судьба до присоединения к Австрии
- Под властью Австрии
- Начало национального пробуждения
- “Русалка ДнЕстровая”
- Революция 1848 года
- “Главная Руськая Рада”
- Требования культурные
- Требования социальные
- Религиозные и национальные требования
- Встреча с Россией
- Реакция
- Развитие национально-культурной деятельности
- Прорусские настроения
- Борьба Австрии с “москвофильством”
- Роль католической церкви
- Борьба «москвофилов” и “народовцев”
- Украинский сепаратизм
- Разрыв “москвофилов” и “народовцев”
- Соглашение народовцев с Правительством
- “Новая эра”
- Радикалы
- “Консолидация”. “Новый Курс”
- Национал-Демократы
- Выборы 1907 года
- Выборы в Сейм 1908 года
- Россия и Галичина
- Предвоенные годы
- Первая Мировая война
- Террор. Телергоф
- Деятельность “украинцев”
- Провозглашение независимости
- Переговоры с Директорией
- Борьба с поляками
- Международное положение
- Конец зунр
- Буковина и карпатская русь
- Буковина
- Карпатская Русь
- НациональНые меньшинства
- Болгары
- Великороссы
- Появление на Украине
- Численность
- Политика Правительства в еврейской вопросе
- Ограничительные мероприятия
- Участие в хозяйственной жизни Украины
- Как создался еврейский напитал
- Социальные расслоения
- Участие в политической жизни
- МежДу двумя войнами 1920 г. — 1939 г. (краткий очерк)
- Российская украина (Украинская Социалистическая Советская Республика)
- Украинизация
- Процессы националистов
- ОкупироВаНныЕ чАсти украины-руси Галичина
- Карпатская Русь
- Буновина и Бесарабия
- Послесловие Feci quod potui — feciant meliora potentes
- А. Дикий библиография