История Руссов
На рубеже 18 и 19-го веков появилась книга анонимного автора под названием “История Руссов или Малой России”. Весьма далекая от исторической действительности, в романтическо-фантастических красках рисовала она прошлое Украины-Руси и более похожа на роман, чем на научный труд. Казаки, по словам автора, это особый народ, ничего общего не имеющий с другими народами.
Все они безумно храбры, честны, благородны, полны всех возможных достоинств и не имеющие ни одного недостатка. И вот этот особый народ, имевший свои “вольности и привилегии”, в результате сложившихся обстоятельств, должен подчиняться общим для всей России порядкам. А потомки их вождей вместо того, чтобы быть казацкими гетманами и предводителями и носиться с саблей по полям брани, превратились в “гречкосеев”...
Написана книга горячо, с пылом — вероятно автор обладал не малым поэтическим даром. Но, исторически, она настолько неправдоподобна, что даже Грушевский говорит, что она “фантастична”.
Тем не менее, “История Руссов” в 20-х и 30-х гг. 19-го века приобрела большую известность и ее охотно читали, изнывавшие от скуки и безделья, в своих имениях потомки казацкой старшины, “малороссийские помещики”, в особенности те, которым не удалось сделать карьеру и которые, благодаря этому, вынуждены были сидеть в глухих селах.
В начале автором “Истории Руссов” считали известного архиепископа Конисского, но позднейшие исследования, с большой степенью вероятности, утверждают, что “Историю Руссов” написал помещик Роменского уезда Полтавской губернии Григорий Полетика с сыном, при участии полтавского помещика Капниста. Любопытно, что оба предполагаемые авторы или соавторы, не украинцы, а греки по происхождению. Возможно, что это просто совпадение, а можно допустить и то, что свойственное греческому народу, мифотворчество, повлияло на характер книги. Не будучи рядом поколений связанными с жизнью народа Украины-Руси, появившись на ней в 18 веке, когда бурный и жертвенный период ее истории уже закончился, не выйдя из широких народных масс, им трудно было быть выразителями настроений народа. Поэтому и книга их похожа больше на миф, создавать которые были такие мастера их предки — греки.
Тем не менее миф этот, облеченный в форму научного труда и названный “История Руссов”, произвел не малое впечатление на невзыскательных читателей, главным образом, — “малороссийских помещиков”. В достоверности сообщаемых сведений о прошлом разбираться они не могли, а читать о том, что они — потомки “высшей расы” — благородного “казацкого народа”, им было приятно. Некоторые из них, поверивши в это фантастическое прошлое, начинали мечтать и о возможности это прошлое восстановить в будущем. И здесь, можно предполагать, надо искать первые зародыши сепаратизма политического.
Небезынтересно тут обратить внимание и на то обстоятельство, как действовало чтение “Истории Руссов” на разные категории читателей. Одни, люди образованные и осведомленные, понимали, что это поэтический миф в, как таковой, его воспринимали, не делая из него выводов политических, сепаратистического направления.
Например, высокообразованные: Гоголь, Серезневский, Костомаров и др., которые читали и знали “Историю Руссов”, не пришли к сепаратизму, а, наоборот, недвусмысленно стояли на позициях единства Руси и даже всего славянства.
Людей же без подготовки или увлекающиеся натуры “История Руссов” толкала если не на пути, то на мечтания о политическом сепаратизме.
Как описывает Шевченко, настольной книгой одного мелкого “малороссийского помещика” и, при том единственной, которую он вообще читал, была “История Руссов”. Читая ее, он в мечтах переживал славное прошлое своих казацких предков, перенося эти мечты и на будущее.
Не избег влияния этой книги и сам Шевченко, называвший ее “Летописью Конисского”, ибо в то время, было распространено мнение, что ее автор — известный архиепископ Г. Конисский. Фантастические картины прошлого увлекли Шевченка, что и отразилось в некоторых его произведениях, хотя, как известно, политическим сепаратистом Шевченко не был. Идея единства общей родины и необходимости ее защищать недвусмысленно выражены в ряде его произведений. Мог ли политический сепаратист написать то, что Шевченко написал по поводу вторжения французов в 1812 году? А написал он следующее: “Как жертва всесожжения, вспыхнула святая Белокаменная, и из конца в конец по всему царству, раздался клич, чтобы выходили и стар и млад заливать вражеской кровью великий пожар московский. Достиг этот судорожный клич и до пределов нашей мирной Украины. Зашевелилась она, моя родная маты; зашевелилась охочекомонное и охочепешее ополчение малороссийское”... (Повесть “Близнецы”).
Так писал Шевченко, который настроения и устремления своего народа знал лучше, чем нынешние шовинисты-сепаратисты, называющие себя его почитателями и непозволительно и непочтительно искажающие взгляд Шевченко на единство Руси.
В общем же, “История Руссов”, несмотря на произведенное, на многих впечатление, на их политические взгляды и устремления не повлияла и никакого политического сепаратизма не вызвала.
Малороссийско-украинская же национально-культурная деятельность, всю первую половину 19-го века, беспрепятственно развивалась, разумеется, в рамках общей свободы, которая тогда была ограничена в одинаковой мере для всех народов России. Никаких специальных ограничений для украинско-малороссийской деятельности не было.
Волна революций 1848 г. и предреволюционные настроения конца 40-х гг. в Европе вызвали огромные изменения и в украинско-малороссийской национально-культурной деятельности, как в России, так и в находящейся под властью Австрии, части Украины-Руси.
В Австрии (до 1848 г.) правительство, в своей политике в Галиции, делало ставку на поляков, игнорируя интересы большинства населения — русских-украинцев. Во время революции поляки, в основном, были на ее стороне. Забитое же бесправное крестьянское население отчетливо стало против революции, в защиту “цисаря”, как они называли австрийского императора. Не разбираясь в политических программах, целях и задачах революции, галицийские крестьяне рассуждали так: паны за революцию — следовательно, она для них полезна; а, что полезно и хорошо панам — то плохо хлопам; потому мы за “цисаря”. Австрия, эти настроения учла и после подавления революции изменила свою политику в Галиции: начала поддерживать “рутенов”, как официально называлось русское население , что привело, сначала к возникновению украинской (тогда ее называли “русской”) национально-культурной деятельности, а впоследствии, с ее усилением и развитием, к ее использованию в общей политике Австрии и ее подготовке к столкновению с Россией. (Более подробно о жизни под Австрией изложено в соответствующей главе).
- Издательство «Правда о России»
- Оглавление
- Предисловие
- Российская украина в 19-м веке (“великая украина”) Территория
- Права населения
- Участие в общегосударственной жизни
- Крестьянство
- Национально-культурная деятельность
- История Руссов
- Кирилло-Мефодиевское Братство
- Петербургский период украинской культурной деятельности
- Ограничения культурной деятельности
- Новые ограничения
- Перенесение центра в Галицию
- Украинские политические партии
- Снятие ограничении украинской печати
- Возвращение центра в Киев
- Первая мировая война Общероссийский патриотизм в начале войны
- Сепаратистская пропаганда из Австрии. Создание сву
- Пропаганда сву среди иностранцев
- Пропаганда среди пленных
- Пропаганда сву на Российской Украине
- Деление населения Галиции на “Украинцев” и “Москвофилов”
- Репрессии Австрии
- Эвакуация галичан в Россию
- Русская Армия в Галиции
- Эвакуация в Россию
- Перемена настроений
- Роль общественности
- Начало общего разложения
- Пораженчество украинских социалистов
- Отсутствие сепаратистических настроений
- Революция и гражданская война
- Создание Исполнительного Комитета
- Создание Центральной Рады
- Состав Центральной Рады
- Городские выборы
- Начало украинизации
- Появление Галичан
- Создание Украинской Армии
- Борьба Центральной Рады с Центральным Комитетом
- Общее полевение
- Настроение украинского села
- Украинские политические паРтии
- Украинский Национальный Конгресс
- Военный и Крестьянский Съезды
- Отношения с Петроградом
- Первый Универсал
- Первое Правительство Украины
- Прогулка по Днепру
- Миссия Керенского
- Победа Центральной Рады
- Пробольшевистские Украинские партии
- Корниловское выступление
- Вольное казачество
- Октябрьские дни в Киеве
- Вооруженная борьба
- Сотрудничество с большевиками
- Центральная рада и большевики
- Третий Универсал
- Большевизация Украины
- Еврейские погромы
- Конфликт с большевиками
- Ультиматум большевиков
- Съезд Советов в Киеве
- Создание “Харьковского Правительства”
- Захват Украины местными большевиками
- Четвертый Универсал
- Связь с Антантой
- Переговоры с Чехами и Сербами
- Переговоры с Центральными Державами
- Мир с Центральными Державами
- Последние дни Центральной Рады
- Наступление на Киев
- Борьба в Киеве
- Планы социалистов
- Бегство Центральной Рады
- Большевики в Киеве
- Немцы на украине (1 марта — 1 декабря 1918 года) Брестский мир и поход немцев на Украину
- Обращение к населению
- Роль Украинского Войска в освобождении Украины от большевиков
- Возобновление работы Центральной Рады
- Отношение немцев к Центральной Раде
- Антисоциалистические силы
- Приказ Айхгорна
- Подготовка переворота
- Разоружение синежупанников
- Конец Центральной Рады
- Хлеборобами Конгресс и выборы Гетмана
- Гетман скоропадский (29 апреля — 13 декабря 1918 г.) Гетманское Правительство
- Гетман Скоропадский
- Политика Гетмана
- Украинизация
- Украинский Национально-Державный Союз
- Акты саботажа
- Создание Украинской Армии
- Земельный вопрос
- Трудности Украинизации
- Связь с Доном
- Связь с Кубанью
- Отношение к Доброармии
- Деятельность противников Гетмана
- Сотрудничество с большевиками
- Роль Уфимской Директории
- Реконструкция Правительства
- Украинские социалисты спасают большевизм
- Грамота о федерации
- Новое правительство
- Восстание против Гетмана
- Оборона Киева
- Отречение и бегство Гетмана
- Социалисты и Большевики
- Директория (Киевский период)
- Украинизация
- Расправы с противниками
- Сила Директории
- Международное положение Директории
- Настроения Директории
- Атаманы Захват власти большевиками
- Вооруженные силы директории
- Деятельность директории Трудовой Конгресс
- Вопрос Галиции
- Открытие Трудового Конгресса
- Признание Винниченка о сотрудничестве с большевиками
- Бегство Директории
- Директория без столицы (винницкий период)
- Еврейские погромы
- Переговоры с французами
- Переговоры с Москвой
- Новое Правительство
- Бегство в Проскуров
- Состав армии Директории
- Бегство из Проскурова
- Ровно — Каменец
- Центр в Ровно
- Единовластие Петлюры
- Ориентация на большевиков
- Положение на фронте
- Бунт Оскилко
- Продолжение бегства
- Институт политруков
- Каменец — столица
- Бунт Болбачана
- Встреча двух Правительств
- Наступление
- Отношение к Доброармии
- Киевский конфликт
- Война с Деникиным
- Сотрудничество Петлюры с Лениным
- Галицкая Армия в Доброармии
- Пашковецкая Республика
- Столица в Любаре
- Митинги и совещания
- Восстание Волоха
- Совещания в Новой Черторые. Бегство Петлюры
- Последнее воззвание
- “Зимовый поход” и польская интервенция Зимовый поход
- Польская интервенция
- Конец Петлюровской армии
- Новый Базар
- Смена вех вождями и суд над петлюровцами
- Западная украина-русь Ее судьба до присоединения к Австрии
- Под властью Австрии
- Начало национального пробуждения
- “Русалка ДнЕстровая”
- Революция 1848 года
- “Главная Руськая Рада”
- Требования культурные
- Требования социальные
- Религиозные и национальные требования
- Встреча с Россией
- Реакция
- Развитие национально-культурной деятельности
- Прорусские настроения
- Борьба Австрии с “москвофильством”
- Роль католической церкви
- Борьба «москвофилов” и “народовцев”
- Украинский сепаратизм
- Разрыв “москвофилов” и “народовцев”
- Соглашение народовцев с Правительством
- “Новая эра”
- Радикалы
- “Консолидация”. “Новый Курс”
- Национал-Демократы
- Выборы 1907 года
- Выборы в Сейм 1908 года
- Россия и Галичина
- Предвоенные годы
- Первая Мировая война
- Террор. Телергоф
- Деятельность “украинцев”
- Провозглашение независимости
- Переговоры с Директорией
- Борьба с поляками
- Международное положение
- Конец зунр
- Буковина и карпатская русь
- Буковина
- Карпатская Русь
- НациональНые меньшинства
- Болгары
- Великороссы
- Появление на Украине
- Численность
- Политика Правительства в еврейской вопросе
- Ограничительные мероприятия
- Участие в хозяйственной жизни Украины
- Как создался еврейский напитал
- Социальные расслоения
- Участие в политической жизни
- МежДу двумя войнами 1920 г. — 1939 г. (краткий очерк)
- Российская украина (Украинская Социалистическая Советская Республика)
- Украинизация
- Процессы националистов
- ОкупироВаНныЕ чАсти украины-руси Галичина
- Карпатская Русь
- Буновина и Бесарабия
- Послесловие Feci quod potui — feciant meliora potentes
- А. Дикий библиография