Буковина
До 1774 года, когда она была аннексирована Австрией, Буковина, после распада Киевской Руси, находилась под властью Молдавских Господарей, бывших в вассальной зависимости от Турции. Высший класс Молдавии быстро ассимилировал высший класс Буковины, что облегчалось единством веры, и через несколько поколений исчез всякий след бывших бояр эпохи Киевской Руси — они превратились в “бояр” молдавских, забывши свое русское происхождение и совершенно оторвавшись от широких народных масс, которые остались русскими, не только по настроениям, но и по языку и особенностям быта, резко отличавшимися от быта молдавских крестьян.
Особенного давления в смысле денационализации и ассимиляции с молдаванами эти русские массы (крестьянство) не испытывали. Власть и “бояр”-помещиков интересовали вопросы социальные — возможность эксплуатации, — а не язык и быт их крепостных крестьян. И, предоставленное себе, буковинское крестьянство оставалось русским, как во времена Молдавии, так и под властью Австрии.
Хотя, как в составной части Австрии, в Буковине официальным языком и считался язык немецкий, не преследовался и русский (народный) язык буковинского крестьянства. С ростом же народного образования русский язык приобретает права гражданства и появляется возможность не только свободно говорить, но и учиться по-русски — на литературном русском языке, правда с незначительными диалектическими отклонениями.
Ни о каком “украинстве” до самого конца 19-го столетия Буковина не знала, пока на нее не обратили внимание “украинствующие” галичане и не начали, при самой энергичной поддержке Правительства, “украинизировать”, считавших себя “рускими” (с одним “с”), буковинцев.
До этого немногочисленная буковинская интеллигенция состояла, главным образом, из священников и учителей и называла и считала себя “руской” — таково было и официальное наименование языка населения: не “украинский”, а “руский”.
Подавляющее ее большинство (как и населения) были православные. Униаты были только в городах, но и они, и считали, и называли себя “рускими”. В столице Буковины — Черновицах была униатская церковь, но население ее называло “руской церковью”, а улица, на которой она находилась, называлась “Русской Улицей” (по-немецки — “Руссише тассе”).
Православная церковь Буковины была очень богата обширными земельными угодьями, завещанными благочестивыми православными “боярами” и благодаря этому могла содержать православные “бурсы” (общежития для учащихся), в которых господствовал “руский” дух, переносившийся после в народные массы, когда бывшие воспитанники “бурс” становились священниками и народными учителями.
Язык интеллигенции, если он и имел некоторые диалектические отклонения от литературного русского языка, всемерно стремился к их устранению и полному слиянию с русским литературным языком. Широкие народные массы, разумеется, имели свой диалект, отличный от русского литературного языка, который они считали “настоящим руским языком”, выражая эту мысль словами: “там (т.е. в России) говорят твердо по-руски”.
Таково было положение до конца 19-го века, и русский литературный язык в Буковине употреблялся, даже в официальных случаях, наравне с языками немецким и румынским. Лучшим доказательством этого служат мраморные доски на здании Городской Думы (Ратуши) Черновиц, водруженные в ознаменование 25-тилетия (в 1873 г.) и 40-летия (в 1888 г.), царствования Австрийского императора Франца-Иосифа 2-го. Надписи на них сделаны на трех языках: немецком, румынском и литературном русском. Но уже на третьей доске (водруженной в 1898 г. в память 50-летия царствования) надпись на литературном русском языке заменена надписью на украинском языке — фонетическим правописанием. Фонетическое правописание было принудительно введено в школах Буковины в конце 19-го века, несмотря на то, что при проведении среди всех учителей анкеты по этому вопросу, только два учителя во всей Буковине высказались за фонетическое правописание, в то время как все остальные категорически и обоснованно против этого возражали. Введение этого правописания, было в соответствии с общей политикой Австрии, направленной к внедрению в сознание широких народных масс сознания их отчужденности от общерусской истории и культуры и созданию русоненавистнических шовинистических “украинских” настроений.
Любопытный документ, характеризующий методам внедрения этих, желательных Австрии, настроений попал в руки русских оккупационных властей, когда в 1914 г. Буковина была занята русскими войсками. В австрийском архиве была найдена собственноручная подписка-обязательство “профессора” (преподавателя) “руского” языка Смаль-Стоцкого, которой он обязывается, если ему будет предоставлено место, преподавать “руский” язык и историю в духе их отдельности и полной отчужденности от общерусской истории, культуры и языка. Смаль-Стоцкий не был исключением. Все учителя в Буковине, начиная с конца 19-го века, если хотели удержаться на службе или получить таковую, должны были быть и активными пропагандистами политики Австрии, направленной к отчуждению населения земель Западной Руси от общерусской культуры и от России.
Соответствующее давление шло и по линии православной церкви. Получение лучших приходов и вообще священнических мест зависело от, если не взглядов, то высказываний, о единстве всей Руси, ее истории, культуры, языка.
Параллельно с этим шла и интенсивная экономическая помощь Правительства всем культурным и хозяйственным организациям Буковины, стоящим на позициях “украинства” и всяческое ущемление их противников.
С привлечением широких народных масс к участию в политической жизни и выборах в Парламент, появились в Буковине и политические лидеры, выступавшие, как представители народа и выразители его настроений и воли, разумеется, в духе австрийского патриотизма и “украинского” шовинизма и руссоненавистничества.
Всякое проявление симпатий к идее единства русской истории и культуры рассматривалось, как нелояльность по отношению к Австрии, со всеми отсюда вытекающими последствиями. Заподозренные в таких симпатиях подвергались всякого рода ограничениям и притеснениям и не могли рассчитывать не только на карьеру на государственной службе, но даже и в свободных профессиях. Находясь под постоянной угрозой обвинения чуть не в государственной измене, которые приводили даже к судебным процессам, особенно в предвоенные годы, сторонники единства Руси бороться с активными, имевшими поддержку Правительства, “украинцами” не могли. А потому им не оставалось ничего другого, как затаиться, скрывать свои настроения и симпатии и молчать в надежде на лучшие времена. Некоторая же часть, потерявши эту надежду, желая лучше устроиться, пополняла ряды “украинствующих”, хотя и не разделяла их взглядов, кое-кто — наиболее активные и непримиримые — эмигрировали в Россию.
“В результате, от имени всего “руского” населения Буковины выступали лидеры его “украинствующей” части, каковыми в годы, предшествовавшие первой Мировой Войне были румын-помещик, фон Василько, даже не говоривший на языке тех, от имени которых он выступал, но зато имевший большие связи в аристократических кругах Вены, и, уже упомянутый “профессор” Смаль-Стоцкий, верный исполнитель всех пожеланий главного лидера — фон Василько и Правительства. Они и возглавляли небольшую группу (5 чел.) депутатов Парламента, выступавших, как представители “руского” населения Буковины и действовавших в полном согласии и контакте с депутатами — “украинцами” из Галичины.
Во время Мировой Войны они всемерно поддерживали Правительство, а в 1918 году, после распада Австрии, совместно с Галичиной, пытались создать Западно-Украинскую Народную Республику.
Но Румыния, претендовавшая на всю Молдавию, включая и русскую часть Буковины, не стала ждать, пока в Буковине будет образован административный аппарат ЗУНР и быстро ее захватила, объявивши ее присоединенной к королевству Румынии.
Попавши с конца 1918 года под оккупацию Румынии, Буковина в дальнейшем никакого участия в бурных событиях годов Гражданской Войны на Украине не принимала и никакой своей, буковинской, истории, кроме истории румынского гнета не имела.
После 2-ой Мировой Войны русская (украинская) часть Буковины была от Румынии отобрана и, путем присоединения к Украинской Социалистической Советской Республике, воссоединена с остальной Русью.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Издательство «Правда о России»
- Оглавление
- Предисловие
- Российская украина в 19-м веке (“великая украина”) Территория
- Права населения
- Участие в общегосударственной жизни
- Крестьянство
- Национально-культурная деятельность
- История Руссов
- Кирилло-Мефодиевское Братство
- Петербургский период украинской культурной деятельности
- Ограничения культурной деятельности
- Новые ограничения
- Перенесение центра в Галицию
- Украинские политические партии
- Снятие ограничении украинской печати
- Возвращение центра в Киев
- Первая мировая война Общероссийский патриотизм в начале войны
- Сепаратистская пропаганда из Австрии. Создание сву
- Пропаганда сву среди иностранцев
- Пропаганда среди пленных
- Пропаганда сву на Российской Украине
- Деление населения Галиции на “Украинцев” и “Москвофилов”
- Репрессии Австрии
- Эвакуация галичан в Россию
- Русская Армия в Галиции
- Эвакуация в Россию
- Перемена настроений
- Роль общественности
- Начало общего разложения
- Пораженчество украинских социалистов
- Отсутствие сепаратистических настроений
- Революция и гражданская война
- Создание Исполнительного Комитета
- Создание Центральной Рады
- Состав Центральной Рады
- Городские выборы
- Начало украинизации
- Появление Галичан
- Создание Украинской Армии
- Борьба Центральной Рады с Центральным Комитетом
- Общее полевение
- Настроение украинского села
- Украинские политические паРтии
- Украинский Национальный Конгресс
- Военный и Крестьянский Съезды
- Отношения с Петроградом
- Первый Универсал
- Первое Правительство Украины
- Прогулка по Днепру
- Миссия Керенского
- Победа Центральной Рады
- Пробольшевистские Украинские партии
- Корниловское выступление
- Вольное казачество
- Октябрьские дни в Киеве
- Вооруженная борьба
- Сотрудничество с большевиками
- Центральная рада и большевики
- Третий Универсал
- Большевизация Украины
- Еврейские погромы
- Конфликт с большевиками
- Ультиматум большевиков
- Съезд Советов в Киеве
- Создание “Харьковского Правительства”
- Захват Украины местными большевиками
- Четвертый Универсал
- Связь с Антантой
- Переговоры с Чехами и Сербами
- Переговоры с Центральными Державами
- Мир с Центральными Державами
- Последние дни Центральной Рады
- Наступление на Киев
- Борьба в Киеве
- Планы социалистов
- Бегство Центральной Рады
- Большевики в Киеве
- Немцы на украине (1 марта — 1 декабря 1918 года) Брестский мир и поход немцев на Украину
- Обращение к населению
- Роль Украинского Войска в освобождении Украины от большевиков
- Возобновление работы Центральной Рады
- Отношение немцев к Центральной Раде
- Антисоциалистические силы
- Приказ Айхгорна
- Подготовка переворота
- Разоружение синежупанников
- Конец Центральной Рады
- Хлеборобами Конгресс и выборы Гетмана
- Гетман скоропадский (29 апреля — 13 декабря 1918 г.) Гетманское Правительство
- Гетман Скоропадский
- Политика Гетмана
- Украинизация
- Украинский Национально-Державный Союз
- Акты саботажа
- Создание Украинской Армии
- Земельный вопрос
- Трудности Украинизации
- Связь с Доном
- Связь с Кубанью
- Отношение к Доброармии
- Деятельность противников Гетмана
- Сотрудничество с большевиками
- Роль Уфимской Директории
- Реконструкция Правительства
- Украинские социалисты спасают большевизм
- Грамота о федерации
- Новое правительство
- Восстание против Гетмана
- Оборона Киева
- Отречение и бегство Гетмана
- Социалисты и Большевики
- Директория (Киевский период)
- Украинизация
- Расправы с противниками
- Сила Директории
- Международное положение Директории
- Настроения Директории
- Атаманы Захват власти большевиками
- Вооруженные силы директории
- Деятельность директории Трудовой Конгресс
- Вопрос Галиции
- Открытие Трудового Конгресса
- Признание Винниченка о сотрудничестве с большевиками
- Бегство Директории
- Директория без столицы (винницкий период)
- Еврейские погромы
- Переговоры с французами
- Переговоры с Москвой
- Новое Правительство
- Бегство в Проскуров
- Состав армии Директории
- Бегство из Проскурова
- Ровно — Каменец
- Центр в Ровно
- Единовластие Петлюры
- Ориентация на большевиков
- Положение на фронте
- Бунт Оскилко
- Продолжение бегства
- Институт политруков
- Каменец — столица
- Бунт Болбачана
- Встреча двух Правительств
- Наступление
- Отношение к Доброармии
- Киевский конфликт
- Война с Деникиным
- Сотрудничество Петлюры с Лениным
- Галицкая Армия в Доброармии
- Пашковецкая Республика
- Столица в Любаре
- Митинги и совещания
- Восстание Волоха
- Совещания в Новой Черторые. Бегство Петлюры
- Последнее воззвание
- “Зимовый поход” и польская интервенция Зимовый поход
- Польская интервенция
- Конец Петлюровской армии
- Новый Базар
- Смена вех вождями и суд над петлюровцами
- Западная украина-русь Ее судьба до присоединения к Австрии
- Под властью Австрии
- Начало национального пробуждения
- “Русалка ДнЕстровая”
- Революция 1848 года
- “Главная Руськая Рада”
- Требования культурные
- Требования социальные
- Религиозные и национальные требования
- Встреча с Россией
- Реакция
- Развитие национально-культурной деятельности
- Прорусские настроения
- Борьба Австрии с “москвофильством”
- Роль католической церкви
- Борьба «москвофилов” и “народовцев”
- Украинский сепаратизм
- Разрыв “москвофилов” и “народовцев”
- Соглашение народовцев с Правительством
- “Новая эра”
- Радикалы
- “Консолидация”. “Новый Курс”
- Национал-Демократы
- Выборы 1907 года
- Выборы в Сейм 1908 года
- Россия и Галичина
- Предвоенные годы
- Первая Мировая война
- Террор. Телергоф
- Деятельность “украинцев”
- Провозглашение независимости
- Переговоры с Директорией
- Борьба с поляками
- Международное положение
- Конец зунр
- Буковина и карпатская русь
- Буковина
- Карпатская Русь
- НациональНые меньшинства
- Болгары
- Великороссы
- Появление на Украине
- Численность
- Политика Правительства в еврейской вопросе
- Ограничительные мероприятия
- Участие в хозяйственной жизни Украины
- Как создался еврейский напитал
- Социальные расслоения
- Участие в политической жизни
- МежДу двумя войнами 1920 г. — 1939 г. (краткий очерк)
- Российская украина (Украинская Социалистическая Советская Республика)
- Украинизация
- Процессы националистов
- ОкупироВаНныЕ чАсти украины-руси Галичина
- Карпатская Русь
- Буновина и Бесарабия
- Послесловие Feci quod potui — feciant meliora potentes
- А. Дикий библиография