§ 1 Региональные проблемы в глобальной стратегии сша
Внешнеполитическая стратегия сша имеет всеобщий, глобальный характер. Нет практически ни одного международного вопроса, с которым, так или иначе, не были бы задействованы интересы внешней политики США. И хотя весь послевоенный внешнеполитический курс этого государства до последнего времени основывался на "сдерживании" и "отбрасывании" Советского Союза и коммунизма, значение региональных проблем, конфликтов, происходивших в отдельных регионах мира, велико. Сведение всех внешнеполитических доктрин США после второй мировой войны к идеям "сдерживания коммунизма" распространилось и на политику в отдельных регионах мира.
Региональные проблемы по большей части имеют свои собственные истоки и первопричины. Их нельзя, безусловно, объяснять лишь чьей-то "подрывной деятельностью". Вместе с тем, развиваясь во вполне конкретной политической ситуации на мировой арене, они несут на себе груз обширных противоречий, охватывающих весь мир, в том числе и воздействие американской внешней политики, стремившейся превратить эти проблемы в "поле противоборства" с СССР,
Итогом является тот факт, что сложные и опасные конфликтные ситуации уже много лет существуют на Ближнем Востоке, на юге Африки, в Центральной Америке, Юго-Восточной Азии». Время от времени они обостряются, возникают локальные войны или вооруженные конфликты. Можно насчитать более 150 таких войн и конфликтов после 1945 года1. Но при всем разнообразии ситуаций во времени и месте действий можно проследить некоторые общие моменты в региональной политике США.
Коротко остановимся на предшествующем периоде.
За период более чем сорок лет, за время "холодной войны", региональная политика США и ее интерпретация для широкой общественности были окутаны системой пропагандистских мифов и концепций. Одной из основных среди этих концепций является "теория коммунистического заговора", объясняющая природу внутренних и международных конфликтов деятельностью Москвы, направленной на насильственное свержение существующей системы власти в целях создания "всемирного коммунистического государства". Конкретное воплощение этой стратегии в жизнь породило такие доктрины и декларации американского руководства, как резолюция о "коммунистической агрессии в Америке" (1954г.); "доктрина Эйзенхауэра" (1957 г.) и "доктрина Даллеса" (1958 г.). США объявляли целые регионы развивающегося мира - Латинскую Америку, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточную Азию, Дальний Восток - зонами "жизненно важных интересов Соединенных Штатов, а антиправительственные выступления - "агрессией коммунизма". Доминирование "теории коммунистического заговора" приходится на период господства в глобальной внешнеполитической стратегии США доктрин и концепций, исходивших из положения об американском "превосходстве" над Советским Союзом в области стратегических вооружений - доктрин превентивной войны (1947 - 1952 гг.) и "массированного возмездия" (1953 - 1960 гг.). В центре их внимания возможности перерастания локального конфликта в военное нападение на СССР. В этом смысле "теория коммунистического заговора" выполняла служебную роль по отношению к военным доктринам.
"Теория коммунистического заговора" стала частью "кризисной стратегии" США, состоявшей в использовании локальных войн и конфликтов для инспирирования опасных международных кризисов. "Кризисная стратегия" породила столь опасные для сего мира ситуации, как индокитайский и тайваньский кризисы 954 г., вторжение США в Ливан в 1958 г., конголезский кризис 1960-1961 гг., опаснейший карибский кризис 1962 г.
Перемены в соотношении военных потенциалов США и СССР и возросшие масштабы национально-освободительного движения требовали пересмотра "теории коммунистического заговора", хотя окончательно и не сняли ее с повестки дня. Примерами использования этой "теории является политика администрации Рейгана в организации конфликтных ситуаций внутри и вокруг Афганистана, в Анголе, Никарагуа, Эфиопии, Кампучии.
Отказ американского руководства в шестидесятые годы от теории коммунистического заговора" в качестве основного объяснения природы внутренних и международных конфликтов вызвал появление новых теорий и концепций. Они развивались как часть ставшей популярной в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов более академической и менее пропагандистской "общей теории конфликта". Над этой теорией работали Т. Шеллинг, А. Рапопорт, К. Боулдинг, Д. Зингер, Л. Блумфильд и другие американские ученые.2
"Общая теория конфликта" трактовала и вопросы региональных конфликтов. В отличие от "теории коммунистического заговора" она избегала явных пропагандистских приемов и избрала менее примитивные средства объяснения этих конфликтов. В частности, в работах Дж. Лиски, И. Гальтунга отмечалось, что процесс борьбы за национальное освобождение в условиях "отсталых и примитивных обществ" неизбежно должен был породить высокий уровень "хаоса и насилия". Основной чертой политической жизни этих государств стали поэтому "структурное насилие" и "структурные войны". Часть из них, в зависимости от расстановки сил и характера решаемых проблем, развивается как "вертикальный конфликт", либо как "горизонтальный конфликт" а также происходят конфликты на нижних ступенях социальной пирамиды - расовые, этнические, религиозные и прочие.3
Несмотря на видимость "научности" и "объективности", концепция "насилия" также играла служебную роль во внешнеполитической стратегии США. Как известно, в шестидесятые годы ведущей стратегической доктриной американского правительства стало "гибкое реагирование", которое предписывало вмешательство США в международные конфликты, но оставляло за администрацией выбор его времени, места и способов в зависимости от характера "угрозы" американским интересам. Но, в сущности, концепция "насилия", подчеркивая необходимость обеспечения "проамериканской стабильности" в странах Азии, Африки и Латинской Америки, рекомендовала США стремиться к повсеместному вмешательству.
Эта концепция породила лозунг "борьбы с терроризмом", который лег в основу курса администрации Дж. Картера и стал основой для создания "сил быстрого развертывания". Это было необходимо для возрождения лидерства США в создании "мирового порядка". Акцент был сделан на "гуманных целях" внешней политики. Америка должна стать "путеводной звездой для остального человечества", опираясь, как заявил президент, "на оптимизм нашего исторического видения".4 "Наша страна должна всегда оставаться общепризнанным лидером и оплотом в защите фундаментального человеческого достоинства, основ человеческой свободы и самоуважения, выраженных словами "права человека".5
Как считали критики, администрации Картера не только не удалось осуществить намеченные цели, но ею были допущены серьезные ошибки, приведшие к ослаблению позиции США. По мнению американского специалиста У. Бэрнхема, "годы президентства Картера ассоциировались с загниванием американской империи за рубежом и экономическим упадком внутри страны".6
Не случайно поэтому, по мнению наблюдателей, в центре президентской компании Р. Рейгана находилась тема имперского "возрождения". С приходом к власти Рейгана с новой силой зазвучали имперские притязания США. Был опять реанимирован тезис о "коммунистической экспансии", усилившейся в результате "бездействия" США и ведущий к "распаду свободного мира". Усилились призывы к восстановлению имперского влияния США любыми средствами, не исключая военных. Предлагавшиеся пути достижения Соединенными Штатами доминирующего влияния в мире были различными. В целом же долговременная цель политической стратегии на восьмидесятые годы формулировалась следующим образом: создание "такой международной среды, в которой свободные политические и экономические институты будут процветать в безопасности".7 Для этого, как считалось, необходимо утверждение "американского лидерства"9, что в свою очередь, требовало обладания Вашингтоном преобладавшей военной силой. Опираясь на нее, следовало вести "крестовый поход против коммунизма" с использованием "тайного вмешательства, сдерживания, отбрасывания".9 Важную роль играла идея "глоба-лизма". Соединенные Штаты называли себя глобальной державой, имеющей право вмешиваться во внутренние дела других стран во имя собственных интересов и несущей ответственность за "глобальное сдерживание коммунистической угрозы".10
При обосновании имперских притязаний в аргументации Вашингтона по-прежнему большая роль отводилась "советской угрозе". По этому поводу авторы изданного в Лондоне памфлета писали: "Преднамеренное раздувание "советской угрозы" и советской военной мощи, несомненно, используется для того, чтобы оправдать возврат США при президенте Рейгана к более агрессивной и интервенционистской политике".11
В первые годы своего президентства Р. Рейган, говоря о миролюбивым устремлениях США, их усилиях в защиту самоопределения народов и свободы во всех уголках Земли, изображал СССР в виде "империи зла", угрожающей миру. В президентской "Директиве в области обороны на 1984-1988 гг." в качестве практической политической задачи значилось: "Уничтожение социализма как общественно-политической системы"12. В рамках этого внешнеполитического курса хорошо вписался лозунг борьбы против "международного терроризма". Причем ярлык "террористов" был наклеен как на отдельные организации, так и на национально-освободительные движения в целом, независимые и суверенные государства были объявлены Вашингтоном "террористическими". "Терроризмом" в США считали борьбу народов Намибии и Сальвадора, арабского народа Палестины. "Терроризмом" объявлена политика Кубы, Вьетнама, Ливии, Анголы, Сирии, Никарагуа.
Администрация Рейгана вела также борьбу против "поддержки международного терроризма" со стороны СССР. Тем самым были объединены "теория коммунистического заговора" в ее современной трактовке с концепциями "насилия" и "терроризма". Этот теоретический подход лежал в основе выступления президента Рейгана по проблемам региональных конфликтов в ООН в октябре 1985 г., а также его послания американскому конгрессу на ту же тему 16 мая 1986 г.
После этого последовали и другие заявления высших должностных лиц администрации, в которых была изложена совокупность идей, получивших наименование "доктрина Рейгана". В плане региональной политики эта "доктрина" по сути дела объявляла конфронтацию с Советским Союзом и поддерживаемыми им странами Азии, Африки и Латинской Америки, в которой Соединенные Штаты косвенно, 'путем поддержки формирований "борцов за свободу1”, планировали проведение серий конфликтов малой интенсивности. Намерение продолжать ориентироваться на борьбу в конфликтах малой интенсивности не исчезло и после подписания с СССР соглашения о ракетах средней и меньшей дальности в декабре 1987 г. Причем в докладе президента Рейгана "Стратегия США в области национальной безопасности" (январь 1988 г.) отстаивалось "неотъемлемое право государства применять силу", "помогать друг другу в поддержании внутреннего порядка против повстанческих движении, террористических акций, незаконной торговли наркотиками и других форм конфликтов малой интенсивности".13
Однако в 1988 г. силовая политика Рейгана и его доктрина были подвергнуты самому тщательному анализу в американской печати и академических кругах. В основном критика была связана
а) с возможно большей вовлеченностью США в конфликты в "третьем мире" в противовес тому, что утверждалось "доктриной",
б) с возможным ухудшением международных позиций Вашингтона,
в) с соображениями морали.14
С течением времени все более глубокие сомнения вызывала соотносимость тех сил, которым США оказывали и собирались оказывать помощь, с понятием "демократия". В американской печати нередко высказывалась мысль, что на деле американские акции приведут к замене одной тоталитарной власти другой, весьма далекой от демократии.10
Поддержка несимпатичных американцам сил и движений лишь потому, что они противодействуют СССР, вызывала порою тревогу и недоумение у журналистов и аналитиков.16
Подвергались критике различные положения "доктрины Рейгана" и его силовой политики, но в основном эта критика носила характер тактических предложений, не ставя под сомнение главную цель - упрочение американских позиций меньшей кровью, избежания втягивания Америки в длительный конфликт, способный создать для нее серьезные международные проблема и привести к неблагоприятным внутриполитическим последствиям. Вместе с тем в американской литературе отмечались и сильные стороны рейгановского наследия, реальные результаты его практического воплощения.
Так, среди успехов осуществления на практике "доктрины Рейгана" сотрудник "РЭНД корпорейшн" Фукияма считает вывод советских войск из Афганистана, вывод кубинских солдат из Анголы, диалог между сандинистами и "контрас" в Никарагуа, бомбардировки Ливии заставили Каддафи быть более осмотрительным в бросании вызова Соединенным Штатам, демонстрация американской поддержки Кувейту в Персидском заливе привела к подъему авторитета Вашингтона, пошатнувшегося в результате Ливана и "ирангейта".17
Сотрудники Центра международных и стратегических исследований в Вашингтоне Э.Голдберг и Д. ван Опстал отмечали, что "разгром иранских ВМС в районе Персидского залива на какое-то время вернул Америке ореол силы и мужественности".18
По мнению Холлидея, Соединенные Штаты проведением "доктрины Рейгана" смогли избавиться от послевьетнамского синдрома.19 Подобные оценки высказывают подавляющее большинство американских авторов, в том числе те, кто подвергает политику Рейгана критике.
Безусловно, что многие из этих оценок не вполне соответствуют реальности и весьма спорны, но тем не менее они, как представляется, довольно реально отражают картину, складывающуюся в американском общественном мнении на рубеже 1988 - 1989 гг.
Именно в период 1988-1989 гг. в связи с началом изменений внутри Советского Союза происходит переоценка роли СССР в региональных конфликтах, что оказало наибольшее воздействие на политику США. Новая политика СССР выбирает основу - антисоветизм - из-под "доктрины Рейгана", преследовавшей цель увязать проблемы "третьего мира" с конфронтацией с СССР. Если в 1986 и 1987 гг. политика СССР вызывала недоверие в различных слоях американского общества, считалась скорее тактической уловкой, то в 1988 и 1989 гг. в печати США стали все больше появляться иные оценки. Недоверие сменилось размышлениями о роли СССР в "третьем мире", которая неразрывно связывалась его внутриполитической и экономической ситуацией.
Наиболее примечательной чертой внутриамериканских дебатов об отношении к СССР стало крепнущее убеждение, что риск столкновения между двумя великими державами в зоне "третьего мира" значительно понизился. Даже такой консервативный политик, как тогдашний министр обороны США К. Уайнбергер, признал, что "конфликты малой интенсивности (а не СССР), вероятно, будут представлять наибольшую немедленную угрозу безопасности свободного мира до конца столетия".20
Но несмотря на это, на фоне возникновения подобных мнений и развития дискуссий в политических и академических кругах элементы "доктрины Рейгана" на практике продолжали осуществляться и после прихода в Белый Дом администрации Дж. Буша. В середине января 1989 г. вновь избранный американский президент высказался за продолжение оказания помощи УНИТА в Анголе, а его администрация подтвердила свою готовность продолжать поставлять оружие непримиримой афганской оппозиции после ухода советских войск с территории Афганистана.
В начале 1990 г. основные рекомендации в связи с изменениями в СССР, сформулированные как доктрина "искусного бездействия", были подытожены журналом "Дэдалус": предоставить Горбачева собственной судьбе, не оказывая ему никакой поддержки, ибо "советский коммунизм, даже горбачевского образца, в конечном итоге не поддается исправлению" и попытки Запада содействовать советским реформам все равно обречены на провал. Соединенным Штатам надо готовиться к длительному периоду нестабильности в СССР.21
В региональной политике президента Дж. Буша в период с 1989 по1991 гг. произошло мало изменений по сравнению с его предшественником. Применение военной силы осталось основным инструментом внешней политики США. Это подтверждает интервенция в Панаму 26 тыс. американских солдат в декабре 1989 г. и военная операция "Буря в пустыне" против Ирака в 1991 году.
И все-таки, думается, американская политика в "третьем мире" с ее стремлением к доминированию и, следовательно, использованию силы с одновременным осознанием новых реальностей обстановки, признанием определенной роли СССР, новой оценкой советской внешней политики оказалась на перепутье. Противоречивость эта, на наш взгляд, усилилась вследствие смены ситуации в региональных конфликтах. Советско-американское противодействие в начале девяностых годов уже не имеет такого значения, как раньше, и станет постепенно отходить на задний план, уступая место принципиально новым проблемам конфронтации.
Можно предположить, что "третий мир" будет оказывать все возрастающее воздействие на политику США и не только в силу изменения отношений по линии Восток - Запад. Именно из "третьего мира" будут бросаться вызовы Соединенным Штатам политические, экономические, военные. Некоторые американские авторы считают, что в принципе "третий мир" нанес ран и обид США больше, чем Советский Союз22. В "третьем мире" дело идет к большей конфликтности по вопросам рынка, наркотиков, политики и даже религии.23 Поэтому возрастут локальные угрозы со стороны местных деятелей, мало связанных с Советами.24
Конфликты в "третьем мире" не иссякнут, даже если прекратится соперничество между США и Россией в этих регионах. На наш взгляд, такие хронические конфликты, как Ирано-Иракский, Арабо-Израильский или Индо-Пакистанский и др. уже не требуют прежней поддержки сверхдержав. Но если США сойдут со сцены, эти конфликты будут оказывать сильное экономическое воздействие на США (например, перерыв в поставках, нефти во время конфликта в Персидском заливе). Степень вовлеченности будет сильно зависеть от того, насколько тесно тот или иной регион связан с интересами США в историческом и экономическом плане. Поэтому, нам кажется, что наиболее правильным будет более подробно остановиться на политике Соединенных Штатов в таких регионах мира, как Ближний Восток, Центральная Америка и Восточная Азия, как эта политика преподносится правящими кругами и как она воспринимается широкой общественностью, оказывают ли влияние на состояние общественного мнения изменения, происходящие на мировой арене. Эти и другие вопросы мы постараемся осветить в данной главе.
- Глава 1.
- Глава 2. Образ ссср в общественном мнении сша и его место в восприятии других внешнеполитических проблем
- § 1. Официальная информация о международных событиях и ее влияние на восприятие общественностью внешнеполитических проблем
- § 2. Формирование образа ссср в общественном мнении сша
- § 3. Образ врага и его влияние на восприятие внешнеполитических проблем американской общественностью
- Размеры ассигнований на оборону
- § 4. Изменения в образе ссср в конце восьмидесятых - начале девяностых годов
- Глава 3.
- § 1 Региональные проблемы в глобальной стратегии сша
- §2 Политика сша в Центральной Америке и ее отражение в общественном мнении сша
- §4. Образ Японии в общественном мнении сша
- §5. Война в Персидском заливе и отношение к ней американской общественности
- Оценка американцами войн, в которые были вовлечены сша
- Заключение
- § 3 Отношение американцев к ближневосточным проблемам
- Интерес общественности к различным типам информации
- Соотношение внутренних и внешнеполитических проблем
- Приоритеты внешнеполитических проблем
- Год Ответы в %1234519746422527019756412627019773302838119822212551119832203444019853212645519862313334019898472520019901157181401991125619130
- Рейтинг России (в зависимости от пола респондента)
- Годы Ответы в %1234197484522251975741242619773332736198222026521983222364119854203542198633535281988645242519891049221819911560204
- Годы Ответы в %12341974539292819754422728197742828391982220225119831213445198532028481986328313719885392729198974525221991952218
- Рейтинг России (в зависимости от расы респондента)
- ГодСоюзникДружествен.Недружествен.ВрагНе знаю1976120393010197932138271119801937485198218345161983243063119842536534198721137391119891631940419903926818919916563197с 1976 по 1989 г.Г. – (Харрис)
- Отношение к расходам на оборону
- Предполагаемое количество убитых американцев во время
- Мнение американцев об энергетической ситуации в стране