Культура русского Средневековья.
Нравы, обычаи, традиции, обряды в культуре языческой Руси. Культ дома у славян. Роль праздника в языческой культуре славян. Славянская мифология и ее особенности.
Начало русской государственной истории. Становление культуры Киевской Руси. Крещение Руси, его культурные последствия. Взаимодействие язычества и христианства на Руси. Феномен двоеверия. Образ Христа в русском православии.
Политика и религия в России, проблема их соотношения. Идеи патернализма и свободы в русской православной культуре. Роль эпоса и сказа в культуре Руси.
Русская икона, ее символика и художественные достоинства, основные принципы иконописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
Особенности храмового строительства на Руси. «Монументальный историзм» как стиль в архитектуре Киевской Руси: храм Успения Богородицы (Десятинная церковь); храм Святой Софии; Золотые ворота в Киеве; Софийский собор в Новгороде; Собор Спаса Преображения в Чернигове; Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде.
Зодчество Владимиро-Суздальского княжества. Расцвет храмового зодчества при Андрее Боголюбском. Характерные черты Владимиро-Суздальского архитектуры, особенности рельефов и каменной резьбы. Основные памятники архитектуры: Успенский собор, церковь Покрова на Нерли; Дмитриевский собор; Собор Рождества Богородицы.
Московское государство как цивилизационный феномен. Раннемосковское зодчество как продолжение Владимиро-Суздальских традиций: Успенский собор на Городке в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Андроникова монастыря. Первые соборы Кремля. Ансамбль Московского Кремля как единое целое. Шатровая архитектура Московской Руси.
Сложность и противоречивость исторических процессов XVII века. Развитие гражданского строительства. Ранние памятники светского зодчества. Формирование стиля «барокко» в архитектуре. Многоликость русского барокко. Стиль барокко в архитектуре Уральских церквей. Соликамск и Усолье.
Искусства слова на Руси. Летописание и его значение для русской культуры.
Музыкальная культура Древней Руси. Знаменный распев.
Возрождение и Реформация как культурные феномены. Возрождение как культурологическая проблема.
Социально-экономические основы культуры Возрождения. Народные истоки культуры и диалог с античностью. Проблема достоинства человека и его потребностей. Особенности ренессансного гуманизма, его опора на переосмысленный библейский текст. Утверждение человека как творца и свободной личности. Роль карнавальной культуры, основные типы личности: гуманист, авантюрист, корпоративная личность, маргинал. Универсализм и титанизм – принципы возрожденческой самореализации человека. Отношение к античному и средневековому наследию.
Искусство в центре культуры. Особая роль живописи. Многообразие – важнейший художественно-эстетический принцип Возрождения.
Итальянское Возрождение. Периодизация культурного процесса. От Проторенессанса к Высокому Возрождению.
Леонардо да Винчи. Эстетические взгляды. Новаторство художественных открытий, Значение научных изысканий для художественного творчества. Ранние работы: «Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», «Поклонение волхвов», «Святой Иероним». Новизна композиционного построения и глубина психологического раскрытия темы во фреске «Тайная вечеря». Глубина реалистического изображения человека в портрете Моны Лизы («Джоконда»). Поздние работы Леонардо. Значение творчества Леонардо для мировой живописи.
Рафаэль. Воплощение в творчестве Рафаэля идеала прекрасного гармонично развитого человека. Особенности композиционного решения. Ритм как качество композиции. Рафаэль как автор Мадонн. Росписи Ватиканских станц. Портрет в творчестве Рафаэля.
Микеланджело Буонарроти. Микеланджело – скульптор: «Пьетта», «Вакх», «Давид». Работа над гробницей папы Юлия II – «Моисей» и статуи рабов. Гробница Медичи. Микеланджело – архитектор: собор св. Петра, комплекс Римского Капитолия. Микеланджело – живописец: фрески потолка Сикстинской капеллы. Титанизм образов. Трагические мотивы – фреска «Страшный суд». Поэзия Микеланджело.
Северное Возрождение.
Влияние Реформации на культурный процесс стран северной Европы. Готические и этнорегиональные традиции. Преемственная связь и полемика с итальянским Возрождением. Трагический пафос Северного Возрождения. Творчество выдающихся деятелей Возрождения в Нидерландах, Германии, Франции, Англии, Испании.
Особенности становления нидерландской школы живописи. Братья ван Эйк, «Гентский алтарь» как целостная картина мира. Характер живописи и мировоззренческая программа работ Иеронима Босха: «Корабль дураков», «Семь смертных грехов», «Воз сена», «страшный суд», «Искушение св. Антония», «Сады земных наслаждений». Питер Брейгель Старший. Народные основы раннего творчества: «Нидерландские пословицы», «Битва поста и масленицы», «Игры детей». Цикл «Времена года» как пример целостного отношения к миру. Шедевр Брейгеля «Охотники на снегу». Трагические представления о человеческой жизни и судьбе в позднем творчестве: «Слепые».
Альбрехт Дюрер. Портреты. Серия гравюр «Апокалипсис». Влияние искусства Италии на живопись Дюрера: «Адам и Ева», «Поклонение троице», «Праздник четок» и др. «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним», «Меланхолия», Дюрер как теоретик искусства.
Театр Возрождения. Италия и истоки театра Возрождения. Национальное итальянское искусство сцены – комедия дель арте (комедия масок).
Значение творчества В. Шекспира и М. Сервантеса для развития мировой культуры.
Эстетический идеал Возрождения и его воплощение в музыке. Гармония – ведущий принцип ренессансной музыки.
Западноевропейская культура Нового времени (от Ренессанса до Просвещения).
Социально-нравственные основы культуры Нового времени: утверждение нетрадиционного типа социальных связей, становление гражданского общества. Абсолютные монархии как промежуточные формы перехода к гражданскому обществу. Переход от личной к экономической зависимости. Протестантская этика: переосмысление христианской морали, выдвижение в качестве основных нравственных ценностей индивидуального труда, частной инициативы, личной ответственности.
Распад возрожденческого антропокосмологизма, становление антропоцентрической модели культуры. Изменение парадигмы самореализации человека: человек – причина самого себя, природа и социум – объекты приложения человеческих способностей.
Утверждение искусства в качестве специфической деятельности и универсальной эстетической формы. Стилевое многообразие – выражение в искусстве антиномического характера культуры Нового времени. Стиль как эстетическая проблема. Соотношение понятий «канон» и «стиль».
Главные характеристики культуры Просвещения: культурное доминирование светского начала в культуре; рационализм как основа мировоззрения; отсутствие монолитности культурного процесса и формирование многообразия национальных культур; осознание научной и художественной деятельности как особых форм духовной культуры; деление культуры на элитарную и народную.
Дифференциация науки и искусства и появление теории искусства.
Особенности художественной культуры этого периода: выделение художественной деятельности как самодостаточной, понятие изящных искусств; авторское искусство постепенно выделяется из исполнительского; новые формы функционирования произведения искусства – концерт, выставка, критика; главное содержание искусства – внутренняя жизнь личности; деление художественной культуры на элитарную и народную.
Стилевое многообразие художественной культуры: барокко, классицизм, реализм. Проявление стилевых закономерностей в конкретных видах искусства: архитектура, садово-парковое искусство, живопись, скульптура, музыка, театр, литература.
Особенности стилей барокко и классицизма.
Стиль барокко. Ощущение разрушения гармонического целого и текучести всего сущего – основа стиля. Тенденция к универсализму и охвату объекта в его целостности. Искусство как метафора. Идея синтеза искусств. Органическое включение зданий в пространство улицы, площади, парка; динамичность скульптуры и ее связь с архитектурой и садово-парковым искусством; связь декоративно-прикладного искусства с архитектурой. Театральность и зрелищность. Творчество Л. Бернини (1598–1680).
Основные принципы классицизма: ориентация на ренессансное осмысление античной традиции; искусство как наука; принцип подражания природе; красота есть разумный порядок; нормативность; принцип чистоты жанра.
Искусство французского классицизма. Роль рационализма XVII-XVIII вв. в становлении культуры Просвещения. Влияние английского Просвещения на формирование теорий и концепций Просвещения во Франции. Полемика о свободе человека, его «естественных» и «гражданских» правах во французском Просвещении. Вольтер. Д. Дидро. Ж. – Ж. Руссо. П. Бомарше. Проблема взаимоотношений человека, общества, государства в концепциях просветителей. Интерпретации соотношения понятий природы и цивилизации, природы и искусства. Феномен руссоизма.
Архитектура и изобразительное искусство (ансамбль Версаля, садово-парковое искусство). Классицизм в живописи (Н. Пуссен, К. Лоррен).
Театр французского классицизма (П. Корнель, Ж. Расин, Мольер).
Реалистические тенденции в искусстве XVII-XVIII вв.
Зарождение реалистического изобразительного искусства в искусстве Фландрии и Нидерландов. Проблема стилевого единства в творчестве П. П. Рубенса. «Малые голландцы» и Рембрандт. Литература как основная доминанта в реалистических тенденциях европейского искусства. Жанровое разнообразие литературы XVIII в. (плутовской роман, роман-приключение, философский роман, семейно-бытовой и любовно-психологический). Наиболее выдающиеся представители западноевропейской литературы: Д. Дефо, Дж. Свифт, Ричардсон, И. В. Гете, Ф. Шиллер.
Литература, театр, музыка. Дидактическая роль театра в идеологии Просвещения и его влияние на литературу. Развитие жанра бытовой комедии. Особенности музыкального искусства. Отделение авторского искусства от исполнительского. И. С. Бах – философ-просветитель в музыке. Оформление оперного жанра. Творчество В.-А. Моцарта и его значение для развития мирового музыкального искусства.
- Утверждаю
- Итогового междисциплинарного экзамена
- I. Пояснительная записка
- Специфика содержания программы
- Порядок подготовки к государственной аттестации
- Порядок проведения итоговой государственной аттестации
- Содержание модуля
- Содержание модуля
- Культура русского Средневековья.
- Трансформация русской культуры в XVIII веке.
- Классическая русская культура XIX века.
- Модуль «Теория и методика преподавания культурологии»
- Содержание модуля
- Вопросы итогового междисциплинарного экзамена
- «История мировой культуры и методики ее преподавания»
- Государственной аттестации по специальности
- «050403 – Культурология»
- Критерии оценки ответов студентов
- Требования к профессиональной подготовке специалиста
- Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26