logo search
4_XIX_vek

Русская литература. Печать

В литературе этого периода нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политические течения, народная жизнь. Ведущим направлением в литературе был критический реализм, характерными принципами которого было изображение реальной жизни, обличение её пороков, особенно социальной несправедливости, поворот к жизни простого человека. Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. В «Истории одного города», как и в знаменитых «Сказках», он в гротескно-сатирической форме вывел галерею образов градоначальников — Разуваевых, Колупаевых, «премудрых пескарей-либералов», нарисовал черты и нравы нарождающейся буржуазии. В «Господах Головлёвых», «Пошехонской старине» великий сатирик подверг уничтожающей критике нравы и быт провинциального дворянства и чиновничества. Огромное место в литературе этого периода занимает творчество Ф.М. Достоевского. В его романах «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. нашло отражение философское осмысление нравственных и социальных контрастов общества. Непревзойдённый мастер психологического романа, он с огромной художественной силой показал мир человеческих страданий, трагедию униженной личности. На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества Л.Н. Толстого. В романе «Война и мир» писатель раскрыл всю глубину русского национального характера, патриотизм, высокие нравственные черты народа, проявившиеся в борьбе с внешними врагами. В романах «Анна Каренина», «Воскресение» нашли отражение социальные противоречия России, разложение дворянского общества, лицемерие церкви и светской власти, фарс уездного суда. В 1860–70-е гг. продолжается литературная деятельность И.С. Тургенева — мастера классического русского романа («Накануне», «Дым», «Отцы и дети»). Вождём разночинной молодёжи был поэт Н.А. Некрасов, который в своих произведениях «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо» отображает жизнь пореформенной деревни, рисует живучие остатки крепостничества. Некрасов первый в легальной литературе вспомнил декабристов («Русские женщины»). Продолжает творить драматург А.Н. Островский («Бесприданница», «На всякого мудреца...» и др.). С конца 70-х годов начи­нается литературная деятельность А.П. Чехова. В его творчестве нашли глубокое художественное отображение идейные искания русской интеллигенции в конце XIX в., протест против серости, пошлости обывательской жизни (рассказы «Скучная история», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Дуэль» и др.). Огромной силы социального обобщения достиг писатель в рассказах «Палата № 6», «Человек в футляре». Он создал также пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», которые и сейчас с успехом идут на сценах театров мира. В эти годы в литературу вступают М. Горький, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, В.Г. Короленко и другие писатели.

Во второй половине ХIХ в. основным видом печатных изданий оставались журналы. Одним из лучших демократических журналов был «Современник» Салтыкова-Щедрина. Огромную популярность в 70–80-х годах имел журнал «Отечественные записки», который редактировал Некрасов. Известным журналом был «Русский вестник». Выходили старейшие газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Первой массовой газетой стала «Новое время». Большой вклад в развитие отечественной культуры внес книгоиздатель Д.И. Сытин. Он издавал учебники, научно-популярные книги, дешёвые издания, собрания сочинений классиков русской литературы, словари, энциклопедии. В последнее десятилетие XIX в. начали выходить на русском языке тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 82 основных и 4 дополнительных томов был закончен в 1907 г.