logo search
4_XIX_vek

Скульптура, архитектура

Для архитектуры и скульптуры этого периода характерно смешение стилей: модерна, определяемого достижениями научно-технического прогресса, и стилизации под старину. Большой известностью пользовались работы выдающегося скульптора М.М. Антокольского, создавшего серию скульптурных портретов: «Пётр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак» и др. В 1880 г. в Москве произошло событие большого общественного и культурного значения — был открыт памятник А.С. Пушкину (на Тверской). Автор его — скульптор А.И. Опекушин. Под руководством М.О. Микешина десятки скульпторов создали в Новгороде памятник «Тысячелетие России». Эта композиция — образец смешения стилей.

В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Теперь в соответствии с требованиями жизни строились промышленные и административные здания, вокзалы, банки, мосты, театры, магазины. Распространенным становится «неорусский» стиль, стилизация под старину, с характерными деталями: шатры, башенки, фигурные наличники. В этом стиле в Москве были построены Исторический музей (арх. В.О. Шервуд), здание городской думы (арх. Д.Н. Чичагов), Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, арх. А.И. Померанцев). Строились многоэтажные и многоквартирные дома.

В России началось строительство торговых пассажей. В Москве Голицынский пассаж соединил Петровку и Неглинную, а в Петербурге пассаж был построен между Невским проспектом и Итальянской улицей. Верхние торговые ряды соединили Никольскую улицу и Ильинку (ныне ГУМ). Построены театральные здания — в Рыбинске, Иркутске, Нижнем Новгороде. Был открыт Политехнический музей (арх. Шохин) в Москве.