logo search
экзамен история)

4. Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)

Историческими исследованиями Ломоносов стал заниматься во второй половине 1740-х гг. и продолжил их до конца жизни. Основные исторические труды — "Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера", "Происхождение имени и народа российского", "Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава I, или до 1054 г."; ряд работ о Петре Великом и петровском.

Борьба с норманизмом определила для Ломоносова саму задачу исторической науки. История, по его мнению, должна давать людям и обществу поучительные примеры для практической деятельности и поведения, быть своего рода сокровищницей исторического опыта.

Сопоставляя данные разных источников, Ломоносов пришел к выводу, что славяне были среди народов, населявших равнины юго-восточной Европы по крайней мере на протяжении тысячелетий до появления варягов.

Сравнивая русский народ с более развитыми, он указывал на два обстоятельства: во-первых, "имя славянина поздно достало слуху внешних писателей", а сами славяне еще не имели своих историков, а, во-вторых, причиной малой известности славян в тот период было позднее появление монархической власти: "древняя наша история до Рурика порядочным преемничеством владетелей и делами их не украшена".

Несомненная заслуга Ломоносова как историка состоит и в его пристальном внимании к ранней истории славян, в воссоздании верной во многих важных моментах ее картины.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826).

Для творчества Карамзина был характерен патриотизм, критическое восприятие отечественной истории, ее сопоставление с историей других стран и народов.

На первый план Карамзин выставляет любовь к Отечеству. Ее он понимает как обостренный интерес к истории своего народа, являющейся частью всемирной истории. Ученый не противопоставляет эту любовь интересу к истории других народов и государств. Напротив, они дополняют и обогащают друг друга. Россию Карамзин видит как страну многонациональную и, явно идеализируя пути создания этой многонациональной державы "без насилия и злодейств", подчеркивает, что ее история является достоянием всех живущих в ней народов.

Другим его принципом является следование правде истории, как бы горька она ни была. "История не роман и не сад мир, где все должно быть приятно, — замечает Карамзин, — она изображает действительный мир".

Движущей силой исторического процесса Карамзин считал власть, государство, которое, с одной стороны, сосредоточивает в себе разнообразные усилия общества, а с другой — само является мощным стимулом общественного дви­жения. И весь русский исторический процесс, по Карамзину, явился, по существу, борьбой начал самодержавных с иными проявлениями властвования — народоправством, олигархическим или аристократическим правлением, удельными тенденциями. Становление сначала единовластия, а затем самодержавия стало тем стержнем, на котором нанизывалась вся общественная жизнь страны.

Карамзин утверждал, что в те периоды своей истории, когда Россия опиралась на крепкую центральную власть, она добивалась больших успехов как в организации внутренней жизни, так и в сфере внешнеполитической. Разрушение единовластия приводило к анархии, междоусобиям, кровопролитной борьбе, губящей народные силы, а в сфере внешней — к поражениям и потере независимости.

Отечественную историю Карамзин одним из первых понимал не только как историю русского народа, но и как историю всех народов, населяющих территорию России. Не случайно его "История" называется российской, а не русской. В исторический анализ включаются события, происходящие не только в центрах Руси — России, но и в других русских землях. Отечественная история под пером исследователя движется вместе с историей Европы и Азии, они неотделимы друг от друга.

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879)

Стержневым положением воззрений Соловьева является идея исторического прогресса. По убеждению ученого, применительно к России исторический прогресс может и должен стать средством ее продвижения к "правовому государству" и "европейской цивилизации".Соловьев выдвинул ряд положений, указывающих, что корни важнейших событий и явлений в истории России XVIII столетия необходимо искать в социальных и экономических процессах 17в. Он обосновал тезис об исторической обусловленности реформ Петра I, постепенном сближении России с Западной Европой.

Изыскания Соловьева об эпохе Петра I имели принципиальное значение для освещения этого переломного момента русской истории. Ученый не только ввел в научный оборот огромный пласт архивных документов, но и по-новому представил многие стороны российской действительности в годы петровских реформ, предложил свой взгляд на личность царя-преобразователя. Для Соловьева Петр I был "прирожденным главою государства" и вместе с тем — основателем "нового царства, новой империи", не похожим на своих предков; он — вождь, "а не создатель дела, которое потому есть дело народное, а не личное, принадлежащее одному Петру".

Ключевский Василий Осипович (1841-1911)

В диссертации "Боярская дума древней Руси" Ключевский дает целостную концепцию русского исторического процесса. Исследовательский интерес Ключевского к социальной истории России, особенно к истории правящих классов и к истории крестьянства, отражен в его работах "Происхождение крепостного права в России", "Подушная подать и отмена холопства в России", "История сословий в России", "Состав представительства на земских соборах древней Руси", "Отмена крепостного права" и в ряде статей. Социальная история России стоит на первом плане и в его "Курсе русской истории".

В труде "Курс русской истории" (в 5 частях) дано целостное построение русского исторического процесса. Эта работа — вершина творчества ученого.

Ключевский стремился не только к углубленной разработке научной стороны "Курса", но и ставил перед собой задачу (которую блестяще разрешил) достигнуть художественного изображения, живого восстановления русского прошлого. Самые сложные экономические и социологические проблемы одухотворялись под его пером. А созданные им портреты отдельных исторических деятелей и групповые социальные характеристики князя, землевладельца, московского боярина, служилого человека и т. п. поражают своей правдивостью и реалистичностью.