logo search
3

Д.Б. Дамон-Ортолани. «Портрет н.М. Карамзина».

правителей, которые повлияли на ход русской истории, способствовали возвышению и укреп­лению России. Но не каждый правитель государ­ства заслуживает одобрения. Монарх должен быть человеком просвещённым и высоконравственным. С негодованием относился Карамзин ко всякому насилию. Так, например, историк осуждал тирани­ческое правление Ивана Грозного, деспотизм Петра I и ту жестокость, с которой он проводил реформы, искореняя древние русские обычаи.

Огромный труд, созданный историком за срав­нительно короткое время, имел ошеломляющий успех у русской публики. «Историей государства Российского» зачитывалась вся просвещённая Россия, её читали вслух в салонах, обсуждали, вокруг неё велись жаркие споры. Пушкин писал: «Все, даже светские женщины, бросались читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом. Несколько времени ни о чём ином не говорили».

Создавая «Историю государства Российского», Карамзин использовал огромное количество древ­них летописей и других исторических документов. Он писал в предисловии к своему сочинению: «Я не мог дописывать летописи... Самая прекрасная выдуманная речь безобразит историю». Но на самом деле Карамзин не всегда следовал этому правилу. В нём как бы боролись два человека — писатель и учёный. Карамзин-учёный признавал, что историку «непозволительно обманывать добро­совестных читателей, мыслить и говорить за героев, которые уже давно безмолвствуют в могилах». Но Карамзин-писатель стремился «ожи­вить» и «раскрасить» повествование, доставить читателю удовольствие «для сердца и разума». Для того чтобы заставить публику сопереживать проис­ходившим в истории России событиям, писатель вложил в свой текст «душу и чувства». А чтобы читатели могли получить истинное представление об описываемых фактах и явлениях, историк в каждом томе поместил подробные примечания, в которых привёл содержание летописей и других документов. Эти примечания — итог колоссаль­ного труда. Они очень важны, потому что многие документы, которые переписывал Карамзин, про­пали или сгорели при пожаре Москвы в 1812 г., и их содержание можно узнать лишь по примеча­ниям к этому главному труду Карамзина.

В «Истории государства Российского» проявил­ся весь талант Карамзина — писателя и историка, гражданина и патриота. Он откровенно писал об этой своей работе: «Я со слезами чувствую при­знательность к Небу за своё историческое действие, знаю, что и как пишу; в своём тихом восторге не думаю ни о современниках, ни о потомстве; я независим и наслаждаюсь только своим трудом, любовью к отечеству и человечеству».

В 1818 г. Карамзин был избран почётным членом Петербургской Академии наук, а к середине 20-х гг. были напечатаны 11 томов его «Истории». На рабочем столе Николая Михайло­вича лежали листы заключительного тома. Оста­валось дописать совсем немного: Карамзин пред­полагал завершить своё повествование описанием коронования Михаила Романова. Но вскоре после восстания декабристов 14 декабря 1825 г., сви­детелем которого он был и которое глубоко потрясло его, историк тяжело заболел. Николай I снарядил специальный фрегат для поездки Карам­зина за границу для лечения, но было уже поздно. 22 мая 1826 г. Николай Михайлович умер, не дописав начатую строку... После его смерти друзья подготовили к печати последний, незаконченный 12 том и издали его в 1829 г.

«Пусть никто не будет читать моей Истории; она есть, и довольно для меня», — писал Карамзин. Но на долгие десятилетия «История государства Российского» стала любимым чтением для всех, кому дорого и интересно прошлое своего отечества, прекрасным учебником для молодого поколения. Известный русский историк Сергей Михайлович Соловьёв в детстве прочёл «Историю» Карамзина 12 раз. Другой русский учёный, Константин Николаевич Бестужев-Рюмин, считал, что «трудно найти в какой-либо литературе произведение более благородное. Оно благородно сочувствием ко всему

74

великому в природе человеческой, благородно отвращением от всего низкого и грубого».

И в наше время люди продолжают читать великое творение Карамзина, находя, как писал в

своё время декабрист Николай Ивано­вич Тургенев, «неизъяснимую пре­лесть в чтении», «что-то родное, любезное».

СЕРГЕЙ МИХАИЛОВИЧ СОЛОВЬЁВ

(1820—1879)

Человек с твёрдым характером, всю жизнь посвятивший службе Русской земле», «место которого в ряду величай­ших учёных XIX века» — так сказал известный историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин о своём учителе, выдающемся русском учёном Сергее Михайловиче Соловьёве.

Сергей Михайлович Соловьёв родился 5 мая 1820 г. в Москве, в семье священника и учителя закона Божьего. По традиции, существовавшей в семьях русского духовенства, сын тоже должен был стать священником. В восьмилетнем возрасте будущий историк был записан отцом в Московское духовное училище. Сергей занимался дома, а в училище ездил сдавать экзамены, которые, как он потом вспоминал, «были самыми бедственными событиями» его детства. «Главным развлечением и наслаждением» для мальчика было чтение книг, особенно описаний путешествий и сочинений по истории. К 13 годам Сергей 12 раз прочитал «Историю государства Российского» Карамзина. Видя бесполезность домашних занятий и увле­чение сына историей, отец не стал настаивать на продолжении обучения в духовном училище и записал Сергея в третий класс гимназии при Московском университете. С четвёртого класса Сергей Соловьёв стал первым учеником, блестяще учился по всем предметам.

Закончив гимназию с серебряной медалью, он поступил в Московский университет. В универ­ситете Соловьёв занимался старательно и добро­совестно, много читал. Он сразу обратил на себя внимание преподавателей. На вопрос своего учи­теля, профессора Михаила Петровича Погодина, чем он наиболее интересуется, студент ответил: «Всем русским, русской историей, русским язы­ком, историей русской литературы».

После окончания университета Соловьёв при­нял предложение попечителя Московского учеб­ного округа графа Строганова стать учителем детей его брата, уезжавшего с семьёй за границу. Сопровождая путешественников, молодой историк за два года побывал в Австрии, Германии, Франции, Бельгии. Он посещал лекции известных европейских учёных, переписывался со своим учителем Погодиным. Узнав, что Погодин соби­рается уйти из университета, Сергей Соловьёв

вернулся в Россию и, защитив магистерскую диссертацию «Об отношении Новгорода к великим князьям», был приглашён преподавать историю в Московском университете. Всего за два года молодой учёный написал докторскую диссертацию «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома» и, защитив её, в 27 лет стал доктором исторических наук и профессором Мос­ковского университета.

Три с половиной десятилетия трудился Соловь­ёв в старейшем высшем учебном заведении России. Несколько поколений студентов слушали его лекции по русской истории. Историк Василий Осипович Ключевский, вспоминая лекции Соловь-

75

ёва, писал: «С кафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а учёный, размышляющий вслух в своём кабинете». Уже упоминавшийся историк Бесту­жев-Рюмин отмечал, что Соловьёв «верил в будущее человечества, в будущее своего народа и старался воспитывать подрастающее поколение в этой высокой вере».

Сергей Михайлович успешно сочетал педагоги­ческую и исследовательскую деятельность. Он много и быстро писал, поражая современников блестящей эрудицией, прекрасной памятью и удивительной работоспособностью. По словам Ключевского, «он в совершенстве обладал умением беречь время». Соловьёв не позволял себе пропус­кать лекции, даже когда был нездоров, и никогда не опаздывал, так что студенты проверяли часы по началу его занятий. Он вставал в 6 часов утра и принимался за работу. В 9 часов пил чай и уходил в университет или архив, а возвращался около 4 часов дня, обедал и опять работал до 9 часов вечера. Спал он всего семь часов в сутки, а отдых отдавал прогулкам, общению с друзьями и чтению любимых книг. Ключевский сравнивал своего учителя с «учёным механизмом, способным рабо­тать одинаково спокойно и правильно бесконечное число часов, перерабатывая самый разнообразный материал. Он знал тайну искусства удвоять время и восстанавливать силы простой переменой занятий. Ни годы, ни житейские тревоги, ни физиче­ский недуг не могли ослабить живости его умственных интересов».

Соловьёвым написано свыше 300 различных произведений. Главное его сочинение — много­томная «История России с древнейших времён». Издание её началось в 1851 г. Ежегодно выходило по одному тому, всего вышло 29 томов.

Историк совершил гигантский шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками. Со­чинение Карамзина заканчивалось описанием событий начала XVII в. Для того чтобы написать историю страны XVII—XVIII вв., Соловьёву приш­лось не один год провести в архивах, отыскивая и обрабатывая новые документы и материалы. В результате его исследование стало, по выражению Ключевского, своеобразной энциклопедией.

Главная заслуга Соловьёва в том, что он превратил историю в подлинную науку. Учёный считал, что основной целью истории является отнюдь не нравственное назидание и поучение. Историк, по его мнению, обязан следить за связью явлений и событий, показывать, «как новое проистекало из старого», соединять «разрозненные части в одно органическое целое».

Учёный был убеждён, что высшая цель челове­чества — достижение идеалов справедливости и добра. Все народы в своём развитии проходят одни и те же этапы, определённые «возрасты», точно так же, как и всё живое. Первый этап в истории народов — это период господства «чувства», это юность в жизни народа, время сильных страстей. Второй этап — время зрелого развития, период господства «мысли», т. е. время распространения просвещения и расцвета науки. Переход от первого этапа ко второму в Западной Европе был связан с эпохой Возрождения, а в России — с эпохой Петра I. Государство, как считал Соловьёв, — это высшая форма исторического развития народа. Народ немыслим без государства, только в го­сударстве он обретает способность к успешному прогрессу.

По мнению учёного, «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живёт; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окру­жают». Оценивая влияние природных условий на развитие народов, Соловьёв отмечал, что для стран Западной Европы природа была «матерью», а для России — «мачехой». Горы разделяли Западную Европу на замкнутые части и были как бы естественными границами, укреплениями, защи­щавшими от внешних вторжений. Близость моря содействовала развитию торговли и разнообразию занятий. Русская же земля представляла собой огромную равнину, не защищённую естественными укреплениями, открытую нашествиям. На обширной территории жило малочисленное насе­ление, вынужденное постоянно и упорно трудиться и постепенно перемещаться в поисках более плодородных земель и более удобных мест оби-