Древняя Русь и Великая степь.
95
народ на достижение высокой цели и для этого не жалеть ни себя, ни других. Таких людей Гумилёв называет пассионариями. В числе великих пассионариев были, например, Александр Македонский, Жанна д'Арк. На Руси пассионарной личностью, по мнению Гумилёва, был Александр Невский.
Этнический толчок и появление пассионариев знаменуют начало этногенеза — становления нового этноса. Развитие этноса можно сравнивать с человеческой жизнью: период подъёма, затем существование как бы по инерции и наконец спад — энергия иссякает, пассионарности хватает только на то, чтобы поддерживать созданное предками. Продолжительность жизни каждого этноса одинакова, она составляет приблизительно 1500 лет. Эту теорию учёный изложил в основном труде своей жизни — книге «Этногенез и биосфера Земли».
Главной темой научных исследований Гумилёва была история Евразии. Так он называл не только континент, но и сформировавшийся внутри него суперэтнос (объединение нескольких этносов). Во многих работах («В поисках вымышленного царства», «Хунну», «Древние тюрки» и др.) учёный поднимает голос в защиту самобытности кочевников. Представив богатый материал об их быте, культуре, религии, языке, формах общения с другими народами, он доказывает, что расхожее мнение о дикости и безграничной жестокости степных народов — не более чем вымысел. Не было постоянного жёсткого противостояния кочевых и оседлых племён; существовали сложные, динамичные отношения, основанные на признании права каждого народа на тот или иной образ жизни и направленные на постепенное объединение в суперэтнос. Результаты исследований показывают, что за обозримый период истории евразийский континент объединялся трижды — тюрками, монголами и Россией. Основой для объединения всегда было уважение этнического своеобразия каждого этноса. Гумилёв подчёркивает то, что это единство было не случайным, а закономерным. Деятельность отдельных исторических личностей или других государств могла на какое-то время замедлить процесс объединения, но остановить его не мог никто.
Большое значение для единой Евразии, по мнению Гумилёва, имеет разнообразие природных условий. Долины рек, тундра, горы, степь — у каждого этноса есть свой «кормящий ландшафт», который позволяет ему сохранять самобытность. И каждый этнос несёт другим произведения своего труда, культуры, интеллекта. При этом великом разнообразии для евразийских народов «объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения».
Гумилёв всегда испытывал большую симпатию и доверие к народам Центральной Азии, интерес к их истории, культуре, традициям. В своих трудах он разоблачал укоренившийся в науке европоцентризм, в рамках которого все формы государственного устройства и даже нормы поведения, не соответствующие европейским, считаются отста-
- Российский историк XVIII в.
- В.Н. Татищев на уральском заводе.
- Н.М. Карамзин, путешествующий по Европе.
- Д.Б. Дамон-Ортолани. «Портрет н.М. Карамзина».
- С.. М. Соловьёв идёт на лекции в Московский университет.
- В.О. Ключевский.
- Книги в.О. Ключевского.
- Д.И. Иловайский путешествует по Рязанскому краю.
- М.Н. Покровский идёт вместе с бойцами по революционной Москве. Осень 1917 г.
- М. Н. Тихомиров собирает материалы о присоединении Средней Азии к России.
- Л.Н. Гумилёв в молодости.
- Древняя Русь и Великая степь.
- Н.К. Рерих. «Воскресенский монастырь в Угличе».