Л.Н. Гумилёв в молодости.
94
широкого читателя, хранились в специальных фондах. Купить их было почти невозможно. Только в конце жизни Лев Николаевич стал академиком. Несмотря на столь позднее признание, он считал себя счастливым человеком, потому что всегда писал то, что думал.
Гумилёв всю жизнь занимался особой научной дисциплиной — этнологией, находящейся на стыке гуманитарных и естественных наук. Он считал, что историю любой страны нужно рассматривать не только как цепь экономических, политических, культурных изменений, происходивших на протяжении веков, но прежде всего как историю населяющих её народов — этносов. А к истории этносов нужен другой подход, необходимы методы, применяемые в естественных науках. Для изучения исторического процесса Гумилёв предложил три основных параметра. Первый параметр — это пространство. Каждый этнос неразрывно связан с определённой природной средой, «кормящим ландшафтом», который диктует людям определённые правила поведения, объединяет их, делает непохожими на других. Например, образ жизни (характер, навыки, традиции) горцев отличается от образа жизни поморов или тех, кто населяет лесной край. Второй параметр — время. У каждого этноса, как и у каждого человека, есть предки и потомки, прошлое и будущее. Третий параметр — собственно этнос, т. е. коллектив людей, руками которых творится история. «Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории», — писал Гумилёв. Но в истории этносов, как и в живой природе, происходят катастрофы, когда одни этносы исчезают, другие возникают. Нет сейчас на земле халдеев и этрусков, как когда-то не было французов и англичан.
Учёный критически рассмотрел все попытки определения самого понятия «этнос» по какому-нибудь одному фактору. Он доказал, что в разные времена религия, хозяйственный быт, общность языка или государственное объединение могут попеременно играть роль стержня, скрепляющего этнос, но соотношение всех этих признаков со временем изменяется, и ни один из них не может быть назван первым, основным. В качестве решения этой проблемы им было предложено собственное оригинальное объяснение.
В природе под воздействием изменившихся внешних условий резко меняется генофонд живых организмов. Это изменение называется мутацией. Благодаря мутации возникают новые виды животных или растений, более приспособленные к новой среде обитания. Гумилёв считал, что те же процессы идут в обществе: новые этносы, как и новые виды, появляются вследствие мутации. Когда изменяются условия существования этноса, происходит так называемый этнический толчок (мутация). Он приводит к рождению некоторого количества людей с новым генетическим признаком — пассионарностью, т. е. с биологической установкой прожить бурную, яркую жизнь, увлечь
- Российский историк XVIII в.
- В.Н. Татищев на уральском заводе.
- Н.М. Карамзин, путешествующий по Европе.
- Д.Б. Дамон-Ортолани. «Портрет н.М. Карамзина».
- С.. М. Соловьёв идёт на лекции в Московский университет.
- В.О. Ключевский.
- Книги в.О. Ключевского.
- Д.И. Иловайский путешествует по Рязанскому краю.
- М.Н. Покровский идёт вместе с бойцами по революционной Москве. Осень 1917 г.
- М. Н. Тихомиров собирает материалы о присоединении Средней Азии к России.
- Л.Н. Гумилёв в молодости.
- Древняя Русь и Великая степь.
- Н.К. Рерих. «Воскресенский монастырь в Угличе».