Книги в.О. Ключевского.
79
зительной скромностью. На его письменном столе не было какой-нибудь массивной чернильницы на мраморной доске, а стоял пятикопеечный пузырёк чернил.
Даже в преклонном возрасте Василий Осипович сохранил невероятную трудоспособность. Его юные ученики не могли соперничать со стареющим учителем. Память его была поистине феноменальна: он мог после долгих научных заседаний с точностью вести их записи, в которых не упускал ни имён, ни дат, ни фактов.
Замечательный российский историк сумел многое сказать и своим современникам, и потомкам.
Ключевский считал, что «в жизни учёного и писателя главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли».
ИВАН ЕГОРОВИЧ ЗАБЕЛИН
(1820—1908)
В русской науке Иван Егорович Забелин известен как историк быта. Он родился в Твери, в небогатой семье мелкого чиновника, и, чтобы содержать себя, большую часть жизни вынужден служить, начав с должности канцеляриста в Оружейной палате Московского Кремля. Иван Егорович никогда не учился ни в гимназии, ни в университете и не имел никакого другого образования, кроме так и не оконченного им Преображенского сиротского училища. Но благодаря научным заслугам ему удалось подняться до положения доктора русской истории, почётного члена Академии наук и товарища (т. е. помощника) председателя Русского Исторического музея (возглавлял это учреждение великий князь Сергей Александрович, брат императора Александра III).
Будучи по происхождению близким к низшим классам общества и привыкнув к нелёгкой и кропотливой работе, Забелин более, чем кто-либо, насыщал историческое повествование мелкими и мельчайшими деталями народного быта. Это заставляло читателей почувствовать всю красоту и поэзию повседневной жизни людей далёкого прошлого. В главной работе всей его жизни «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях» подробность — бог. Этот колоссальный по объёму труд вышел в 60-х гг. XIX в. в двух частях: «Домашний быт русских царей» и «Домашний быт русских цариц». Известный учёный, профессор Московского университета Фёдор Иванович Буслаев считал, что эта работа Забелина — лучшее сочинение по русской истории из всех, которые когда-либо выходили. И более столетия спустя книги Забелина продолжают оставаться настоящим кладезем сведений о прошлом России.
Сочинения Забелина пользовались необыкновенным успехом: тиражи расходились чрезвычайно быстро, что уже само по себе — большая редкость для научных исторических трудов. Более того, главный труд Забелина был дважды переиздан ещё при жизни автора, неизменно вызывая у публики живейший интерес. За «Домашний быт русских цариц» историк получил Золотую медаль
Археологического общества и почётную тогда Уваровскую премию. Восхищённый Иван Сергеевич Тургенев писал Забелину: «Ни у кого не нахожу я той ясной простоты изложения и того русского духа,.. которые мне так нравятся в Ваших вещах».
В другой важной работе — «История Москвы» — благодаря незаурядному литературному дарованию Забелину удалось легко и понятно изложить сведения об исторической судьбе древней русской столицы, собранные несколькими поколениями учёных. Изданию этой книги предшествовала огромная работа: её появление предваряла публикация солидного научного труда Забелина «Материалы для истории, археологии и
80
Памятник Минину и Пожарскому на фоне храма Василия Блаженного.
Спасителям Москвы в эпоху Смуты И.Е. Забелин посвятил книгу «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время».
статистики города Москвы» и дополнял составленный историком альбом со старинными видами Кремля.
С большой страстностью Забелин отстаивал самобытность русской культуры, борясь против переоценки иноземных влияний. Но неправильно было бы на этом основании считать его консерватором, увлекающимся только стариной, зовущим назад, в прошлое. Горячее патриотическое чувство, любовь к народу и его истории не привели Забелина к идеализации патриархального строя. В своих трудах он показывал важное значение европейской ориентации России, открытости всему новому, протестуя лишь против распространённого в научных кругах мнения, согласно которому русская культура представляла собой только цепь заимствований. В отечественное искусствоведение вошла его превосходная книга «Черты самобытности в древнерусском зодчестве», в которой рассказывалось о шатровых храмах — русском вкладе в мировую архитектуру.
Деятельность Ивана Егоровича не ограничивалась лишь изучением истории быта. Он был крупным археологом, немало сделал в области популяризации исторических знаний. Будучи уже глубоким стариком, он энергично занимался пополнением фондов Исторического музея.
Среди русских историков Забелин был продолжателем традиций Карамзина и стоял несколько особняком в научных кругах своего времени. Он
полагал, что точность при работе с историческими источниками, упорный и тяжёлый труд истинного историка не имеют настоящей цены, если впоследствии они не используются с целью воспитательной, патриотической. Поэтому работы Забелина, написанные живо и увлекательно, всегда были рассчитаны на широкие круги читателей, а не только на специалистов-историков. В 1872 г. Иван Егорович опубликовал в журнальном варианте книгу «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время», в которой воздал должное народу-подвижнику, народу-«кормильцу», спасшему в 1612 г. собственное правительство от «буйства» и «крамол». В предисловии историк писал: «История своими событиями и славою или бесславием своих деятелей всегда и неотразимо, в том или другом направлении, воспитывает умы и нравы живущего поколения».
В конце жизни Забелин заслуженно пользовался славой одного из известнейших отечественных историков. На 50-летие своей научной деятельности он получил поздравления от великих князей, министра просвещения, а также от нескольких университетов, а на 70-летие научной деятельности — от императора Николая II. После кончины историка в 1908 г. Кремлёвский проезд в Москве был переименован в Забелинский, а при московской городской управе была создана библиотека, составленная из книг по истории Москвы и названная в его честь «Забелинской».
СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ
ПЛАТОНОВ
(1860—1933)
Одним из наиболее популярных историков дореволюционной России был Сергей Фёдорович Платонов. Выпускник, а позднее профессор и декан историко-филологического факультета Петербургского университета, член-корреспондент Академии наук, он до Октябрьской революции преподавал историю в средних и высших учебных заведениях Петербурга. Именно ему, опытному педагогу, было доверено обучение великих княжон и самого наследника престола. Платонов был исследователем и издателем многих материалов по истории России XVI—XVII вв., автором научных трудов по истории Смутного времени и учебников: «Древнерусские сказания и повести о Смутном времени как исторический источник», «Очерки по истории Смуты в Московском государстве в XVI—XVII вв.», «Лекции по русской истории», «Учебник русской истории для средней школы» и др.
Следуя идеям Ключевского, Платонов говорил о том, что всё человечество живёт по общим
законам и проходит в своём развитии одни и те же этапы. Природа страны, стечение обстоятельств, а также сочетание внутренних и внешних условий, как доказывал Платонов, определяют своеобразие жизни, уклада и традиций у разных народов. Он придавал исторической науке огромное значение в жизни общества, считая, что она помогает понять прошлое и через него оценить настоящее и ответить на вопросы современности. При этом Платонов подчёркивал необходимость изучения национальной истории, зная которую народ сознательно определяет задачи будущего.
Каждый народ в своём развитии, отмечал он, движется от родового строя к высшей форме — государству, которое в свою очередь тоже проходит несколько этапов в процессе совершенствования. В качестве примера подобной эволюции Платонов приводил историю России. Она прошла путь от политически рыхлого княжеского государства, каким была Киевская Русь, и удельных княжеств до объединённого государства времён Ивана III,
82
которое надёжно обеспечивало как внешнюю защиту страны, так и защиту боярской и княжеской власти; а затем через вотчинно-государственный режим царя Ивана IV Грозного, бывший переходным этапом к более высокой ступени — государственно-национальному порядку после Смутного времени, т. е. государству для всего русского общества: нового класса (дворянства) и среднего класса — торговых людей, «капита'листых (т. е. зажиточных, богатых. — Прим. ред.) крестьян».
Наивысшего расцвета Российское государство, по мнению Платонова, достигло в период империи, основы которой были заложены Петром I и которая во времена Александра II окончательно сформировалась, соединив самодержавие с элементами западноевропейской демократии. Учёный полагал необходимым для России сохранение абсолютной монархической власти как гарантии упорядоченной жизни всех без исключения слоёв русского общества.
Главным предметом научных интересов историка было Смутное время начала XVII в. — чрезвычайно важный этап в развитии Московского государства, эпоха, когда закончилась вотчинно-государственная и начала складываться государственно-национальная эпоха. Платонову принадлежит заслуга полного теоретического и фактического изучения одного из сложнейших периодов истории Московского государства. Платонов скрупулёзно проанализировал этот переходный момент в русской истории, когда гибель старой, правившей в течение долгих веков династии Рюриковичей, жестокие экономические последствия опричнины, борьба боярской и княжеской верхушки за власть, бесчинства казачьих и «воровских» низов общества, а также иноземное вторжение (польско-шведская интервенция) поставили под угрозу существование самостоятельного Московского государства и православия на Руси, независимость и благополучие среднего класса — мелкого и среднего дворянства, купечества, зажиточного крестьянства и ремесленников.
После Октябрьской революции учёный активно участвовал в создании новых и восстановлении старых научных исторических учреждений. В 1920 г. он был избран действительным членом Академии наук, а с 1925 г. стал директором Библиотеки Академии наук. Особенно много сил отдавал Платонов организации архивного дела. До 1929 г. работал заместителем председателя Главного Управления архивным делом, заведующим Петроградским (позже Ленинградским) отделом Главархива, возглавлял Археологический институт, председательствовал в Археологической комиссии. В 1929 г. Сергей Фёдорович был обвинён в антисоветской деятельности и участии в контрреволюционной монархической организации, лишён всех постов, а в 1930 г. арестован. В 1931 г. его вместе с семьёй выслали в Самару, где в 1933 г. Платонов скончался от острой сердечной недостаточности. Только через 30 с лишним лет, в 1967 г., он был посмертно реабилитирован.
С.Ф. Платонов.
83
С.Ф. Платонова считали олицетворением Санкт-Петербурга. Строгая, европейская красота города передалась произведениям историка: они безупречны с научной точки зрения и написаны изысканным литературным языком.
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ИЛОВАЙСКИЙ
(1832—1920)
По учебникам русского историка Дмитрия Ивановича Иловайского узнавала о прошлом отечества вся образованная Россия второй половины XIX — начала XX веков. Он родился в Ранненбурге, маленьком городке Рязанской губернии, в обедневшей купеческой семье. После окончания Московского университета, где он слушал лекции замечательных российских историков Т. Н. Грановского и С. М. Соловьёва, Иловайский преподавал историю в гимназии, одновременно готовя магистерскую диссертацию («История Рязанского княжества») и работая над школьными учебниками по русской и всеобщей истории. Отказавшись от предложенного места в
университете, Дмитрий Иванович занялся сугубо кабинетной работой: защитил докторскую диссертацию о русско-польских отношениях («Гродненский сейм 1793 г.»), писал статьи по самым разным вопросам отечественной истории с древнейших времён до XVIII в. Непрерывно продолжая научные исследования (в результате которых вышла в свет пятитомная «История России»), основное внимание Иловайский уделял составлению учебников. Именно эта деятельность принесла ему всероссийскую известность, сделала его имя знакомым каждой семье, где был школьник. До 1917 г. учебники Иловайского по русской истории для среднего школьного возраста переиздавались
84
- Российский историк XVIII в.
- В.Н. Татищев на уральском заводе.
- Н.М. Карамзин, путешествующий по Европе.
- Д.Б. Дамон-Ортолани. «Портрет н.М. Карамзина».
- С.. М. Соловьёв идёт на лекции в Московский университет.
- В.О. Ключевский.
- Книги в.О. Ключевского.
- Д.И. Иловайский путешествует по Рязанскому краю.
- М.Н. Покровский идёт вместе с бойцами по революционной Москве. Осень 1917 г.
- М. Н. Тихомиров собирает материалы о присоединении Средней Азии к России.
- Л.Н. Гумилёв в молодости.
- Древняя Русь и Великая степь.
- Н.К. Рерих. «Воскресенский монастырь в Угличе».