Д.Б. Дамон-Ортолани. «Портрет н.М. Карамзина».
правителей, которые повлияли на ход русской истории, способствовали возвышению и укреплению России. Но не каждый правитель государства заслуживает одобрения. Монарх должен быть человеком просвещённым и высоконравственным. С негодованием относился Карамзин ко всякому насилию. Так, например, историк осуждал тираническое правление Ивана Грозного, деспотизм Петра I и ту жестокость, с которой он проводил реформы, искореняя древние русские обычаи.
Огромный труд, созданный историком за сравнительно короткое время, имел ошеломляющий успех у русской публики. «Историей государства Российского» зачитывалась вся просвещённая Россия, её читали вслух в салонах, обсуждали, вокруг неё велись жаркие споры. Пушкин писал: «Все, даже светские женщины, бросались читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом. Несколько времени ни о чём ином не говорили».
Создавая «Историю государства Российского», Карамзин использовал огромное количество древних летописей и других исторических документов. Он писал в предисловии к своему сочинению: «Я не мог дописывать летописи... Самая прекрасная выдуманная речь безобразит историю». Но на самом деле Карамзин не всегда следовал этому правилу. В нём как бы боролись два человека — писатель и учёный. Карамзин-учёный признавал, что историку «непозволительно обманывать добросовестных читателей, мыслить и говорить за героев, которые уже давно безмолвствуют в могилах». Но Карамзин-писатель стремился «оживить» и «раскрасить» повествование, доставить читателю удовольствие «для сердца и разума». Для того чтобы заставить публику сопереживать происходившим в истории России событиям, писатель вложил в свой текст «душу и чувства». А чтобы читатели могли получить истинное представление об описываемых фактах и явлениях, историк в каждом томе поместил подробные примечания, в которых привёл содержание летописей и других документов. Эти примечания — итог колоссального труда. Они очень важны, потому что многие документы, которые переписывал Карамзин, пропали или сгорели при пожаре Москвы в 1812 г., и их содержание можно узнать лишь по примечаниям к этому главному труду Карамзина.
В «Истории государства Российского» проявился весь талант Карамзина — писателя и историка, гражданина и патриота. Он откровенно писал об этой своей работе: «Я со слезами чувствую признательность к Небу за своё историческое действие, знаю, что и как пишу; в своём тихом восторге не думаю ни о современниках, ни о потомстве; я независим и наслаждаюсь только своим трудом, любовью к отечеству и человечеству».
В 1818 г. Карамзин был избран почётным членом Петербургской Академии наук, а к середине 20-х гг. были напечатаны 11 томов его «Истории». На рабочем столе Николая Михайловича лежали листы заключительного тома. Оставалось дописать совсем немного: Карамзин предполагал завершить своё повествование описанием коронования Михаила Романова. Но вскоре после восстания декабристов 14 декабря 1825 г., свидетелем которого он был и которое глубоко потрясло его, историк тяжело заболел. Николай I снарядил специальный фрегат для поездки Карамзина за границу для лечения, но было уже поздно. 22 мая 1826 г. Николай Михайлович умер, не дописав начатую строку... После его смерти друзья подготовили к печати последний, незаконченный 12 том и издали его в 1829 г.
«Пусть никто не будет читать моей Истории; она есть, и довольно для меня», — писал Карамзин. Но на долгие десятилетия «История государства Российского» стала любимым чтением для всех, кому дорого и интересно прошлое своего отечества, прекрасным учебником для молодого поколения. Известный русский историк Сергей Михайлович Соловьёв в детстве прочёл «Историю» Карамзина 12 раз. Другой русский учёный, Константин Николаевич Бестужев-Рюмин, считал, что «трудно найти в какой-либо литературе произведение более благородное. Оно благородно сочувствием ко всему
74
великому в природе человеческой, благородно отвращением от всего низкого и грубого».
И в наше время люди продолжают читать великое творение Карамзина, находя, как писал в
своё время декабрист Николай Иванович Тургенев, «неизъяснимую прелесть в чтении», «что-то родное, любезное».
СЕРГЕЙ МИХАИЛОВИЧ СОЛОВЬЁВ
(1820—1879)
Человек с твёрдым характером, всю жизнь посвятивший службе Русской земле», «место которого в ряду величайших учёных XIX века» — так сказал известный историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин о своём учителе, выдающемся русском учёном Сергее Михайловиче Соловьёве.
Сергей Михайлович Соловьёв родился 5 мая 1820 г. в Москве, в семье священника и учителя закона Божьего. По традиции, существовавшей в семьях русского духовенства, сын тоже должен был стать священником. В восьмилетнем возрасте будущий историк был записан отцом в Московское духовное училище. Сергей занимался дома, а в училище ездил сдавать экзамены, которые, как он потом вспоминал, «были самыми бедственными событиями» его детства. «Главным развлечением и наслаждением» для мальчика было чтение книг, особенно описаний путешествий и сочинений по истории. К 13 годам Сергей 12 раз прочитал «Историю государства Российского» Карамзина. Видя бесполезность домашних занятий и увлечение сына историей, отец не стал настаивать на продолжении обучения в духовном училище и записал Сергея в третий класс гимназии при Московском университете. С четвёртого класса Сергей Соловьёв стал первым учеником, блестяще учился по всем предметам.
Закончив гимназию с серебряной медалью, он поступил в Московский университет. В университете Соловьёв занимался старательно и добросовестно, много читал. Он сразу обратил на себя внимание преподавателей. На вопрос своего учителя, профессора Михаила Петровича Погодина, чем он наиболее интересуется, студент ответил: «Всем русским, русской историей, русским языком, историей русской литературы».
После окончания университета Соловьёв принял предложение попечителя Московского учебного округа графа Строганова стать учителем детей его брата, уезжавшего с семьёй за границу. Сопровождая путешественников, молодой историк за два года побывал в Австрии, Германии, Франции, Бельгии. Он посещал лекции известных европейских учёных, переписывался со своим учителем Погодиным. Узнав, что Погодин собирается уйти из университета, Сергей Соловьёв
вернулся в Россию и, защитив магистерскую диссертацию «Об отношении Новгорода к великим князьям», был приглашён преподавать историю в Московском университете. Всего за два года молодой учёный написал докторскую диссертацию «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома» и, защитив её, в 27 лет стал доктором исторических наук и профессором Московского университета.
Три с половиной десятилетия трудился Соловьёв в старейшем высшем учебном заведении России. Несколько поколений студентов слушали его лекции по русской истории. Историк Василий Осипович Ключевский, вспоминая лекции Соловь-
75
ёва, писал: «С кафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а учёный, размышляющий вслух в своём кабинете». Уже упоминавшийся историк Бестужев-Рюмин отмечал, что Соловьёв «верил в будущее человечества, в будущее своего народа и старался воспитывать подрастающее поколение в этой высокой вере».
Сергей Михайлович успешно сочетал педагогическую и исследовательскую деятельность. Он много и быстро писал, поражая современников блестящей эрудицией, прекрасной памятью и удивительной работоспособностью. По словам Ключевского, «он в совершенстве обладал умением беречь время». Соловьёв не позволял себе пропускать лекции, даже когда был нездоров, и никогда не опаздывал, так что студенты проверяли часы по началу его занятий. Он вставал в 6 часов утра и принимался за работу. В 9 часов пил чай и уходил в университет или архив, а возвращался около 4 часов дня, обедал и опять работал до 9 часов вечера. Спал он всего семь часов в сутки, а отдых отдавал прогулкам, общению с друзьями и чтению любимых книг. Ключевский сравнивал своего учителя с «учёным механизмом, способным работать одинаково спокойно и правильно бесконечное число часов, перерабатывая самый разнообразный материал. Он знал тайну искусства удвоять время и восстанавливать силы простой переменой занятий. Ни годы, ни житейские тревоги, ни физический недуг не могли ослабить живости его умственных интересов».
Соловьёвым написано свыше 300 различных произведений. Главное его сочинение — многотомная «История России с древнейших времён». Издание её началось в 1851 г. Ежегодно выходило по одному тому, всего вышло 29 томов.
Историк совершил гигантский шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками. Сочинение Карамзина заканчивалось описанием событий начала XVII в. Для того чтобы написать историю страны XVII—XVIII вв., Соловьёву пришлось не один год провести в архивах, отыскивая и обрабатывая новые документы и материалы. В результате его исследование стало, по выражению Ключевского, своеобразной энциклопедией.
Главная заслуга Соловьёва в том, что он превратил историю в подлинную науку. Учёный считал, что основной целью истории является отнюдь не нравственное назидание и поучение. Историк, по его мнению, обязан следить за связью явлений и событий, показывать, «как новое проистекало из старого», соединять «разрозненные части в одно органическое целое».
Учёный был убеждён, что высшая цель человечества — достижение идеалов справедливости и добра. Все народы в своём развитии проходят одни и те же этапы, определённые «возрасты», точно так же, как и всё живое. Первый этап в истории народов — это период господства «чувства», это юность в жизни народа, время сильных страстей. Второй этап — время зрелого развития, период господства «мысли», т. е. время распространения просвещения и расцвета науки. Переход от первого этапа ко второму в Западной Европе был связан с эпохой Возрождения, а в России — с эпохой Петра I. Государство, как считал Соловьёв, — это высшая форма исторического развития народа. Народ немыслим без государства, только в государстве он обретает способность к успешному прогрессу.
По мнению учёного, «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живёт; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают». Оценивая влияние природных условий на развитие народов, Соловьёв отмечал, что для стран Западной Европы природа была «матерью», а для России — «мачехой». Горы разделяли Западную Европу на замкнутые части и были как бы естественными границами, укреплениями, защищавшими от внешних вторжений. Близость моря содействовала развитию торговли и разнообразию занятий. Русская же земля представляла собой огромную равнину, не защищённую естественными укреплениями, открытую нашествиям. На обширной территории жило малочисленное население, вынужденное постоянно и упорно трудиться и постепенно перемещаться в поисках более плодородных земель и более удобных мест оби-
- Российский историк XVIII в.
- В.Н. Татищев на уральском заводе.
- Н.М. Карамзин, путешествующий по Европе.
- Д.Б. Дамон-Ортолани. «Портрет н.М. Карамзина».
- С.. М. Соловьёв идёт на лекции в Московский университет.
- В.О. Ключевский.
- Книги в.О. Ключевского.
- Д.И. Иловайский путешествует по Рязанскому краю.
- М.Н. Покровский идёт вместе с бойцами по революционной Москве. Осень 1917 г.
- М. Н. Тихомиров собирает материалы о присоединении Средней Азии к России.
- Л.Н. Гумилёв в молодости.
- Древняя Русь и Великая степь.
- Н.К. Рерих. «Воскресенский монастырь в Угличе».