logo
"Тишайший" царь Алексей Михайлович

1. Происхождение и воспитание царевича

По рождению Алексей Михайлович относится к «порфиророжденным» - его отцом был «помазанник божий» - первый царь из династии Романовых, ее основатель Михаил Федорович. Мать - Евдокия Стрешнева, сирота из малоизвестного рода мелкопоместных дворян, попавшая на «смотр невест» для молодого государя случайно, в качестве подружки претендентки и приглянувшаяся Федору Михайловичу «красотой, обходительностью и кротким нравом» [1 - с. 33]. В браке родилось 10 детей, но лишь один дожил до зрелых лет. Будущий царь родился 9 (по другим данным - 10) марта 1629 года и получил практически традиционное для того времени воспитание и образование. До пяти лет находился на попечении «мамок», с пяти - начал изучение букваря, с семи - письма. Едва научившись читать, маленький царевич уделял много внимания чтению Часослова, Псалтыри, Деяний святых Апостолов. Возможно, в такой религиозности ребенка сказалось влияние деда - Патриарха Филарета. Всю жизнь Алексей Михайлович соблюдал все посты, постные дни (понедельник, среда, пятница), внимательно относился к церковным обрядам. По настоянию деда, Патриарха Филарета, царевича с двухлетнего возраста стали приучать к исполнению церковных уставов. Традиционное древнерусское образование молодой царевич получал под бдительным надзором «дядьки». По традиции того времени с пяти лет мальчики знатных семейств переходили с женской половины, где находились на попечении матери и «мамок» на мужскую, где получали основы грамоты и воспитание, согласно их положению. «Дядькой» царевича был назначен Борис Морозов - человек, сыгравший исключительно важную роль в формировании личности «тишайшего» царя.

Боярин Борис Иванович Морозов (боярство он получил вместе со званием «дядьки») пользовался большим уважением царя Михаила Федоровича, который передал ему опеку над сыном и наследником перед смертью. Умный, образованный, умеющий улавливать новые веяния времени и не отставать от них, «дядька» покорил своего воспитанника и в течение 13 лет пользовался безграничным доверием царевича. Даже когда проявился основной недостаток Б.И. Морозова, который С.М. Соловьев деликатно охарактеризовал как неумение возвыситься до подчинения частных интересов государственным [10 - с. 474], царь спас своего наставника, хотя и удалил от государственных дел. Но уважением и любовью царя Морозов пользовался до самой своей смерти. Из ряда вон выходящим было присутствие царя на похоронах Морозова - этот факт много говорит о личности Алексея Михайловича.

Именно благодаря влиянию воспитателя, обучение царевича не окончилось изучением основ грамоты. Помимо того, что по собственной инициативе царевич много внимания уделял изучению церковного богослужения, овладев предметом в совершенстве, пел в церковном хоре, он интересовался и «заморской» мудростью.

Широко образованный для своего времени Морозов старался с детства развивать живой и любознательный характер своего воспитанника. Среди игрушек будущего царя были «заморские потехи» - преимущественно немецкие игрушки и картинки. К 12 годам царевич имел свою библиотеку. Конечно, основное ее содержание составляли книги священного писания, богослужебные издания, но были и иностранные издания (космография, отпечатанный в Литве лексикон - аналог энциклопедии) [3 - с. 240]. Позже программа обучения царя была расширена новыми предметами, а сам царевич впервые в русской истории одет в немецкий камзол. В результате, уже взойдя на престол, он поражал иностранных дипломатов своей ученостью и глубоким знанием политических и естественных наук[1 - с. 34].