Заключение
В деятельности царя Алексея Михайловича проявлялась его натура - он всегда оставался Православным царем. Его жизненный уклад, привычки, поступки полностью соответствовали принятым стандартам, в отличие от западных правителей, у которых жизнь «внешняя» резко отличалась от жизни «внутренней, закулисной».
Правление «тишайшего» царя не было безоблачным, оно сопровождалась кровавыми бунтами («Соляной», «Медный», восстание Степана Разина, восстания недовольных церковными реформами, раскол в православной церкви). Но в итоге разрушенное во времена Смуты государство возродилось.
Результатом деятельности царя Алексея Михайловича стало возрождение Российского государства в его новой, боле жизнеспособной и современной форме - абсолютной монархии в тесном сакральном союзе с церковью. По меркам Московской Руси это был идеальный правитель - в меру вспыльчивый, как и подобает самодержцу, с меру справедливый. К новым чертам добавились образованность, широта мировоззрения. Следствием правления Алексея Михайловича было укрепление самодержавной власти монарха, закрепление в государстве крепостничества, обновление церкви, территориальные приобретения, развитие промышленности и внешней торговли.
Литература
1. Боханов А.Н. Царь Алексей Михайлович. М., Вече. 2012 - 384 с.
2. Костомаров Н.И. Раскол. М., 1994 - 529 с.
3. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.8. М., Мысль. 1990 - 440 с.
4. Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во второй половине ХVII века. М., АН СССР, 1962. - 403 с.
5. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М., Мысль. 1979 - 129с.
6. Панеях В.М. Холопство в первой половине XVII века. Л. 1984 - 242 с.
7. Платонов С.Ф Лекции по истории России. М.,1996 - 420 с.
8. Русское православие. Вехи истории. М. ИПЛ, 1989. - 723 с.
9. Соборное уложение 1649 г. Ред. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. М., МГУ. 1961 - 301 с.
10. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории. М., Директ - медиа. 2015. - 815 с.