2. Особенности личности царя
В личности царя Алексея Михайловича переплелись черты традиционного для Руси «царя-батюшки» и правителя нового поколения.
Среди традиционных стоит отметить весь уклад жизни, привычки, способ правления - посредством доверенных лиц.
Новым был довольно широкий для своего времени круг интересов, образованность.
Одной из главных отличительных особенностей личности царя является его характер - мягкий, добрый, способный искренне сопереживать чужому горю. Не зря он был прозван еще при жизни «тишайшим» - знак признания его кротости и смирения. Алексей Михайлович обладал и приятной внешностью, что в сочетании с его обходительностью и умом на всех, кто с ним сталкивался, производило приятное впечатление, его действительно любили.
Но была у этой личности и другая сторона. О ней упоминают все, кто писал о царе - Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, В.Ф. Платонов и другие. Энергичный и крайне восприимчивый ко всему окружающему, царь очень легко впадал в гнев и часто давал ему волю, кричал и даже дрался. [7 - с. 234]. Но в гневе царь был непостоянен, быстро отходил и раскаивался, даже если человек, на которого он сердился, был виновен. Примером могут служить его ссору с нечистым на руку Милославским, его тестем.
Неотъемлемой составляющей личности царя Алексея Михайловича, о которой уже заходила речь, была его искренняя, через всю жизнь пронесенная, глубокая религиозность. У Ключевского были все основания назвать Алексея Михайловича «истовым русским богомольцем»: очень воздержен в еде, в Великий Пост царь вообще обедал лишь трижды в неделю, довольствуясь в остальные дни куском черного хлеба, иногда проводил в коленопреклоненных молитвах по 5-6 часов [3 - с. 244].
Стоит упомянуть еще одну черту, характеризующую царя - при всем своем аскетизме, строгости к себе и любви к наукам, он вовсе не был чужд утехам. Двойственность его воспитания проявилась даже здесь: любимыми развлечениями Алексея Михайловича была традиционная охота (в основном соколиная) и «комедийные представления» - влияние иностранцев [7 - с. 241].
Таким образом, формирование личности царя Алексея Михайловича проходило в соответствии с традиционными требованиями древнерусского воспитания, которые от природы умный и восприимчивый ребенок постигал охотно и глубоко. Новым элементом в традиционном образовании были заграничные, преимущественно немецкие новшества, внесенные воспитателем наследника боярином Морозовым. Почвой, основой этой незаурядной личности была глубокая внутренняя религиозность. Результатом воздействия этих трех сил стало формирование личности скорее созерцательной, мыслящей, чем активной, действующей. Некоторые исследователи называют эту черту характера «тишайшего» царя «теневой», подразумевая под этим его слабовольность, что не раз проявилось во время его правления и стремление скорее контролировать действующих лиц, чем самому действовать. Эта последняя черта проявилась в постоянном наличии временщиков, которые влияли на царя, активно вмешивались в дела государства - сначала Б.И. Морозов, потом - князь Никита Одоевский, патриарх Никон, Ордин - Нащокин, Матвеев. [7 - с. 243]. При этом ни сам царь, ни его окружение не видели в этом ничего неправильного - это был традиционный царско-боярский обиход, в котором каждому надлежало делать свое дело.
Между тем, обстоятельства заставили царевича принять корону очень рано - в 1645 году, когда ему едва исполнилось 16 лет, уже оставшись сиротой. И 31-летнее это правление для России стало переломным.