На посту министра
В 1854 году он получает назначение на должность посла в Вену. На стороне Турции уже выступили Англия и Франция. Австрия все еще колебалась, и задача Горчакова сводилась к устранению Австрии как возможной союзницы Турции в борьбе с Россией. Задача была весьма сложной, и Николай I, провожая Горчакова в Вену, сказал ему: "Я доверяю Вам. Но я совсем не надеюсь, что Ваши усилия увенчаются успехом". Прибыв в Вену, Александр Михайлович лично убедился о ненапрасных опасениях императора. Он сразу сообщил в Петербург о стягивании австрийских войск к Трансильвании, что угрожало русской армии на Дунае, о требовании вывода русских войск с территории Дунайских княжеств, о попытках австрийского правительства вовлечь в войну с Россией и Пруссию. Имея большой авторитет в дипломатических кругах и приложив огромные усилия, Горчакову удалось предотвратить вступление Австрии в Крымскую войну.
На Парижском конгрессе, начавшем работу в феврале 1856 года, интересы России представляли дипломаты А.Ф. Орлов и Ф.И. Бруннов. Героическая оборона Севастополя, взятие русскими войсками Карса и успешная работа Горчакова по ослаблению антирусской коалиции сыграли важную роль в уважительном отношении участников конгресса к российской делегации. В Париже самого Горчакова не было, а когда работа конгресса была завершена, он уже находился в Петербурге. Его успешная деятельность по защите интересов России была высоко оценена новым императором Александром II.
Проигранная война и крах дипломатической политики графа Нессельроде заставили Александра II изменить направление внешней политики России и начать преобразовывать внутреннее управление. Нужен был новый министр иностранных дел, и главой МИДа становится Александр Михайлович Горчаков. Император надеялся, что князь сумеет восстановить престиж страны, подорванный поражением в Крымской войне.
Новое направление внешней политики министр Горчаков изложил в циркуляре от 21 августа 1856 года и в личном докладе императору. В нем подчеркивалось желание правительства посвятить "преимущественную заботливость" внутренним делам, распространяя деятельность за пределы империи, "лишь когда того безусловно потребуют положительные пользы России". Отказ от активной внешнеполитической деятельности носил временный характер, что подтверждается фразой Горчакова: "Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, а сосредотачивается". Это означало, что Россия временно не станет активно вмешиваться в европейские дела и не будет жертвовать своими интересами ради поддержки принципов Священного союза, она будет собираться силами.
Одну из основных своих задач новый министр видел в отмене унизительных статей Парижского договора о нейтрализации Черного моря. Следовало также восстановить утраченное влияние на Балканах. Решение этих задач требовало поиска новых путей и дипломатических комбинаций.
Для решения этих задач нужны были новые люди. Формируя аппарат министерства, он заменил многочисленных иностранцев, которых привел с собою Нессельроде, русскими дипломатами, Александр Михайлович руководствовался профессиональной подготовкой сотрудников и их политической ориентацией. Он сократил аппарат МИДа, усилил ответственность руководителей отделов за принимаемые решения, ликвидировал мелочную опеку старших над младшими. Авторитет нового министра, его разумная требовательность к подчиненным, доверительные отношения с государем и реорганизованный аппарат позволили Горчакову уже в 1856 году приступить к реализации новой внешнеполитической программы.
Для ее решения Горчаков сделал ставку на Францию как на наиболее реального союзника. Он считал, что Восток для Наполеона III "является только мелочью", для французского императора важна территория до Рейна.13-15 сентября 1857г. была достигнута договоренность с Наполеоном III, который в обмен на поддержку Россией своих планов обещал действовать вместе с ней в ближневосточных делах. Подводя итоги прошедших переговоров, Горчаков заключал: "Франция оценила значение поддержки России в Европе, но поняла, что может рассчитывать на это только при условии помощи русскому правительству на Востоке". В случае возникновения войны Горчаков обещал Франции морально-политическую поддержку России и даже организацию демонстративных действий на австрийской границе. Он готов был признать право Наполеона III, в случае военного успеха, на материальные компенсации в Сардинии. Взамен всего этого Россия должна была получить от Франции обязательство содействовать всеми имеющимися в ее распоряжении средствами ликвидации статей Парижского тракта о нейтрализации Черного моря. Это обязательство Горчаков предлагал зафиксировать в виде открытого соглашения - что было более желательно - или секретного договора.
Наполеон III предпочитал заключения тайного союза с Россией, но не хотел делать это путем согласия на предложенные условия. В ноябре 1858г. в Петербург прибыл представитель французского императора барон Ля Ронсьер Лё Нури. Переговоры с ним вел лично Горчаков. В случае вступления России в войну с Австрией Наполеон III предлагал ей присоединить Галицию, но в деле пересмотра Парижского тракта не обещал ничего определенного. Горчаков считал, что в такой сделке не было никакой реальной выгоды для России. Поэтому министр прямо заявил Лё Нури, что для России Польшу "надежней сохранить втроем (с Пруссией и Австрией), чем вдвоем". Но прямолинейно заявить об отклонении проекта означало бы оттолкнуть Наполеона III и отказаться от надежды на пересмотр Парижского договора. Поэтому министр решил добиваться компромисса, подготовив два варианта ответных предложений. В первом ничего не говорилось о сосредоточении русской армии на австрийской границе; во втором - выражалась готовность сконцентрировать на границе большие военные силы, которые должны были отвлечь на себя часть австрийских войск, но лишь в случае, если Франция обещает поддержать Россию в отмене нейтрализации черного моря. Наполеон III был разочарован. Он ответил Горчакову, что "должен остаться верен обязательствам… которые взял на себя, пока обстоятельства не освободят его от них". Дело в том, что на конгрессе в Париже именно Франция выступила с инициативой нейтрализации Чёрного моря и в дальнейшем с другими державами-гарантами несла ответственность за сохранение тракта. Вместе с тем французский император продолжал добиваться русской поддержки. Однако Горчаков твёрдо придерживался занятой позиции, стараясь избежать вовлечения своей страны в военный конфликт только ради французских интересов. В это время венский двор ввиду предстоящей войны с Францией делает попытки восстановить прежние отношения с Россией и высказывает готовность пойти навстречу её пожеланиям. Но Горчаков хорошо понимал, что для пересмотра Парижского тракта при негативной позиции Англии и Франции недостаточно было бы согласия одной Австрии.
Итак, в 1859г. ещё не сложились условия для отмены нейтрализации Чёрного моря. Всё же надежда на успех не покидала Горчакова. Именно в это время он пророчески произнёс: "Я не скрываю, что мы хотим избавиться от договора 1856г., исключить из международного права нейтрализацию Чёрного моря. Мы добьемся этого, ибо всегда к этому стремимся. Надеюсь ещё при жизни это увидеть". На повестку дня стал вопрос: кто может помочь в отмене нейтрализации Чёрного моря? Таким государством оказалась Пруссия.
В эти годы Горчаков первым в своих депешах стал употреблять выражение "Государь и Россия", вместо обычного - "император". Граф Нессельроде, сорок лет управлявший дипломатическим ведомством в государстве, упрекал его за это: "Мы знаем только одного царя, нам нет дела до России". Несомненно, Александр II сделал правильный и очень удачный выбор, назначив Горчакова, патриота, дипломата с осанкой русского вельможи былых времен, да к тому же ещё и либерально настроенного, своим министром. Он целиком доверял ему в проведении нового внешнеполитического курса, поскольку сам порою в публичных выступлениях совершал досадные ошибки. У Александра II иногда проявлялись капризные черты его деда. Как-то раз в бумагах, переданных ему Горчаковым, ему не понравилось слово "прогресс" - может быть, оно было ему незнакомо. Подчеркнув это слово, он написал: "Что за прогресс! Прошу слова этого в официальных бумагах не употреблять!"
Горчакова ценили и зарубежные дипломаты и политики. Поверенный Сардании в Петербурге сказал о нем так: "Князь представляет собой одного из самых выдающихся государственных деятелей, это сугубо русский и либеральный министр - разумеется, в той степени, в какой это возможно в его стране… Человек он очень умный и приятный, но очень вспыльчив". Другую оценку вынес Эмиль Оливье: "Всегда готовый к конфронтациям, конгрессам, где говорят или пишут, он был менее готов к акции быстрой, дерзкой, рискованной, могущей привести к борьбе. Мужественный риск героических предприятий его пугал, и, хотя ему доставало достоинства, первым его движением было уклониться от них, прикрывшись снисходительностью, а если нужно, и робостью".
- А.М. Горчаков
- 8.Князь Горчаков(министр,канцлер),его роль в осуществ.Внешн.Пол.России.
- Александр Михайлович Горчаков (1798- 1883)
- 31.Российская дипломатия во время борьбы за пересмотр Парижского мира. А.М. Горчаков. Н.П. Игнатьев.
- Канцлер Горчаков
- 29. Русская дипломатия после Парижского мира. Сближение России и Франции.
- Политические организации и партии на Украине в конце 19 – начале 20в. Российская дипломатия во время борьбы за пересмотр Парижского мира. А.М. Горчаков. Н.П. Игнатьев
- Русские чиновники. А.М. Горчаков.
- 30)Дипломатические реформы а.М. Горчакова