Связь ландшафта и пейзажа страны с духовностью народа.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин».В романе олицетворен пейзаж России, он имеет свой символ и смысл:
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор…
В произведении автору духовно близка Татьяна, она тонко воспринимает красоту полей, лесов, времен года.
И.С.Тургенев «Отцы и дети».В начале произведения пейзаж, характеризующий бедность, приводит к мысли о необходимости изменения порядков, которые породили такое запустение. Более того, автор наделяет его психологической функцией. Например, описание «славного, свежего утра» перед дуэлью указывает на то, как все суетно в жизни человека перед величием и красотой вечности естества.
И.С.Тургенев «Бежин луг».В произведении прекрасно описывается русский пейзаж и показана нерушимая связь между нам и духовностью главного героя.
Восприятие скрытого смысла произведений, высокая культура духа, несбыточная мечта о будущем заменой жизни, к которой нужно стремиться.
Гоголь «мертвые души».Манилов- мечтатель, оторванный от реальности. В его кабинете два года подряд лежит книжка с закладкой на 14 странице. Автор подчеркивает бездеятельность и бесполезность помещика.
А.С.Грибоедов «Горе от ума».главный враг Фамусова- учение, потому что оно вносит свои изменения в спокойную московскую жизнь. Мечта Павла Афанасьевича-«собрать все книги бы да сжечь»
А.Островский «гроза».
Возможности телевидения, угасание интереса к чтению, воспитание художественного вкуса.
М.Горький «детство».В автобиографической повести главный герой, Алеша Пешков, мальчик, который вырос на книгах. У него чуткое сердце, он понимает, что значит любить и сочувствовать ближнему. Он смог найти добро среди царившего зла.
И.А.Гончаров «Обломов».Автор придает книге огромное значение. Он считает, что чтение литературы является одним из критериев «живого»,интересного и образованного человека. Особенно это выражено в главе «Сон Обломова».Писатель показал, как атмосфера лени, нежелания трудиться и мыслить портит душу ребенка.
Дары природы, творческое раскрепощение личности.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин».Он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую и полную изысканных наслаждений:»Труд упорный ему был тошен».Он не научился самому главному: терпеливо трудиться, добиваясь своей цели. Его жизнь превратилась в безрадостное существование, и главные причины его тоски- душевная пустота и скука.
А.Островский «Гроза»
Проблема сохранения в современном мире понятия «честь»Д. Гранин писал, что понятие «чести» даётся человеку однажды вместе с именем и что её нельзя ни возместить, ни исправить, а можно только сберечь. Это нравственный стержень человека.Д. Шеваров в одном из своих очерков размышлял о том, что понятие чести, непреходящее и общечеловеческое, включает умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, невозможность лгать. Автор не призывает к возврату дуэли, он лишь на примере поступка А.С. Пушкина утверждает, что честь надо защищать.
- Несправедливость социального устройства общества.
- Смысл жизни человека.
- Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения?
- Значимость труда в жизни человека.
- Какое влияние оказывает личность на ход истории?
- Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
- Проблема патриотизма.
- Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы,духовная слепота народа.
- Проблема сложности взаимоотношений людей .
- Сострадание, чуткость и милосердие.
- Связь ландшафта и пейзажа страны с духовностью народа.
- Проблема истинного и ложного интереса человека к культуре.
- Проблема взаимоотношений народа и власти.
- Проблема человеческого поступка, нравственного долга и подвига.