Сострадание, чуткость и милосердие.
Астафьев «Людочка» В эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли, лишь Людочка его пожалела. А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все кроме Людочки. Приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла.
М. Шолохов «Судьба человека». В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.
В. Гюго «Отверженные». Писатель в романе рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.
Человек и власть.
Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Там пример справедливой власти: "Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. "Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, - говаривал он, - и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя".
Человек и искусство. Воздействие искусства на человека .
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Автор утверждает, что нет ничего постоянного, все временное, все проходит и уходит. Только музыка и любовь утверждают истинные ценности на земле.
Фонвизин «Недоросль». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.
О подлинном назначении искусства повествует Н.В. Гоголь в рассказе «Портрет». Автор рассказывает о двух художниках, каждый из которых выбрал свой «вид» творчества. Один начал работать, особо не прикладывая усилий. Тем не менее, это приносило ему приличный доход. Другой решил проникнуть в суть искусства и всю жизнь посвятил обучению. В финале он создаёт подлинный шедевр, хотя его путь и не сопровождался всеобщей славой.
Оскар Уайльд «Дориан Грей».Ведущей темой является искусство. В произведении оно распадается на определенное количество проблем, как соотношение формы и содержания, вечность и мгновенность творчества. Самая интересная из них- проблема художника и его творения. Портрет Дориана Грея, нарисованный Безилом Холлуордом, становится содержанием, олицетворением души главного героя. Другими словами, натурщик меняется с ним местами.
Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье.
Гончаров. Образ Обломова. Это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
М. Горький в пьесе «На дне». Показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
Ложные ценности.
И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
Есенин. «Черный человек». Поэма «Чёрный человек» - крик погибающей души Есенина, это реквием по оставленной позади жизни. Есенин, как никто другой смог рассказать, что с человеком делает жизнь.
Маяковский. «Послушайте». Внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли Маяковского от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта.
Замятин «Пещера». (Мартина Мартиныча). Герой вступает в конфликт с самим собой, в душе его происходит раскол. Погибают Его духовные ценности. Он нарушает заповедь “Не укради”.
Проблема ограниченности людей. Нестремление к познанию окружающего мира.
А.С.Пушкин «Дубровский».Троекуров Кирилла Петрович-богатый помещик, «надменный самодур», человек избалованный и распущенный боярин выказывал все пороки человека необразованного. Он проводит время в обжорстве, пьянстве и сластолюбии.
Островский «Гроза».Кулинин- натура поэтическая, образованная и мечтательная. Главное дело в его жизни- мечта об изобретении вечного двигателя и получение за него миллиона. При всех положительных качествах Кулигин- человек созерцательный и бездейственный. Его страсть к творчеству остается нереализованной в стенах Калинова, его мысли никогда не перерастут в действия. Кулигин так и останется мечтателем в своем городе.
Убедительным доказательством справедливости мнения В. Солоухина может служить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов был очень умным мужчиной, имеющим огромный жизненный опыт. Но всё-таки его знания были ограничены и рождали много противоречий.
Проблема засорения русского языка, роль языка в культуре народа, его богатство.
А.Н.Толстой «Обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, неверно, приблизительно»
К.Г. Пустовский «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и по истине волшебный русский язык»
Истинность литературного таланта, творчество ради денег и самоотдача в своем труде.
А.С.Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом».Стихотворение представляет собой диалог между людьми, по- разному понимающих основную цель писательства. Книготорговец считает поэзию легкой игрой, баловством, за которое хорошо платят, если его поставить на «службу» людям, обладающим властью, или светским дамам. Его собеседник, наоборот, думает, что это нелегкое дело, на которое должно уходить немало времени и старания.
М.А. Булгаков «мастер и маргарита».В произведении главный герой-человек без имени, испытывает сильные, во многом неземные чувства к своей возлюбленной.Будучи на пике счастья, Мастер написал и посвятил ей роман, от всей души и чистого сердца. Ему не нужны были слава и деньги.
Н.В. Гоголь «Портрет»
- Несправедливость социального устройства общества.
- Смысл жизни человека.
- Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения?
- Значимость труда в жизни человека.
- Какое влияние оказывает личность на ход истории?
- Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
- Проблема патриотизма.
- Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы,духовная слепота народа.
- Проблема сложности взаимоотношений людей .
- Сострадание, чуткость и милосердие.
- Связь ландшафта и пейзажа страны с духовностью народа.
- Проблема истинного и ложного интереса человека к культуре.
- Проблема взаимоотношений народа и власти.
- Проблема человеческого поступка, нравственного долга и подвига.