Проблема человеческого поступка, нравственного долга и подвига.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Родион Раскольников с одной стороны отзывчивый, добрый по натуре человек, который тяжело переживал чужую боль и часто помогал людям, даже если это ставило под угрозу его дальнейшее существование. Так, рискуя жизнью, он спасает из огня детей. Свои последние деньги герой отдает Мармеладовым, увидев их бедственное положение. В этом и выражена «красота человеческого поступка».
Важными вопросами о смысле жизни, о добре и зле постоянно задавался Пьер Безухов из произведения Л.Н.Толстого «Война и мир». Один из умнейших масонских деятелей призвал героя поменять жизнь и очистить себя служением добру. Безухов искренне поверил в это и для достижения цели начинает совершать хорошие поступки. Например, жертвует деньги братству, обустраивает школы и больницы, пытается облегчить жизнь крестьянами с малыми детьми.
Проблема жизненных ошибок и возможность их дальнейшего исправления и отношение к близким людям.
К.Паустовский «Телеграмма». Героиня рассказа является воплощением невнимательной дочери, неуважающей свою семью. Она увлекалась работой, отдавала все силы, при этом получая удовольствие, и совсем не помнила о матери, о самом святом в мире, ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Однако вскоре ее мать умирает. Трагизм положения Насти заключается в том, что ее всегда будет посещать чувство непоправимой вины и невыносимой боли утраты.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».
Проблема канцеляризма, сохранение чистоты нашей речи и отношение к языку.
А.Грибоедов считал, что в основе литературной речи должен быть живой народный язык. Он протестовал против засорения русского достояния иностранными словами и выражениями. Эти требования он и выполнил в своей пьесе «Горе от ума».
М.Зощенко «Обезьяний язык». Автор убеждал читателя в том, чтог главной причиной трудности народной речи является присутствие в ней слов с «иностранным, туманным значением». Это воспринималось писателем как беда, катастрофа, потому что люди даже не стараются изменить ситуацию.
- Несправедливость социального устройства общества.
- Смысл жизни человека.
- Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения?
- Значимость труда в жизни человека.
- Какое влияние оказывает личность на ход истории?
- Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
- Проблема патриотизма.
- Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы,духовная слепота народа.
- Проблема сложности взаимоотношений людей .
- Сострадание, чуткость и милосердие.
- Связь ландшафта и пейзажа страны с духовностью народа.
- Проблема истинного и ложного интереса человека к культуре.
- Проблема взаимоотношений народа и власти.
- Проблема человеческого поступка, нравственного долга и подвига.