Проблема взаимоотношений народа и власти.
В трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкин поднимает политические и нравственные вопросы. Народ, ставший поначалу слепым орудием в руках царя-преступника, показан автором как идеал правды и совести.
А.С. Пушкин продолжил размышлять о роли народа в истории России в повести «Капитанская дочка». В этом произведении рассказывается о крестьянском восстании 1773-1775 г. под предводительством Е. Пугачёва. Автор пытается найти пути сближения дворян и крестьян, но делает вывод, что пока это невозможно.
А.Н. Толстой в романе «Пётр Первый» затронул вечную проблему взаимоотношений государственной власти и народа. Писатель решительно отрицает всякое насилие государства над своим народом, чем бы оно ни оправдывалось.
В романе-обозрении «История одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что город Глупов существует только из-за покорности и невежества народа. Градоначальники грабят, самодурствуют, а простые люди мрут с голода, терпят истязания, утешаются лживыми обещаниями власти. Лишь иногда они бунтуют, но бунт заканчивается поркой. И опять все живут в страхе.
Проблема отношения человека к животным.
В творчестве В. Маяковского есть замечательное стихотворение о лошади, которая «на круп грохнулась». Поэт осуждает людей, не замечающих в суматохе городской суеты упавшего животного, которое смотрит на всё в перевёрнутом виде и понимает, что никому не нужна. Автору очень жаль лошадь, он убеждает читателя, что не только люди могут страдать, переживать. Только почему-то забывают об этом.
В рассказе «Орс» Ю. Бондарев повествует о том, как хозяева убили лопатой собаку лишь за то, что она не уберегла от воров яблоки в саду.
Роль книги в жизни человека.
В русской литературе немало примеров положительного влияния чтения на формирование личности человека. Так, из первой части трилогии М. Горького « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком.
Влияние природы на внутренний мир человека.
Л.Н.Толстой «Война и мир».У одного из героев случается переломный момент в жизни. Эпизод встречи князя Андрея Балконского со старым дубом является одним из поворотных сцен в произведении: происходит полная перемена мировоззрения героя.
И.С.Тургенев «Записки охотника»(«Бежин луг»).
Влияние знаменитостей на публику, ответственность служителей искусства перед людьми.
Л.Н.Толстой «Война и мир». Главного героя, Андрея Балконского был свой кумир. Им являлся Наполеон. Характерные черты, присущие императору, являлись своеобразной целью, к которой нужно было стремиться. Однако во время войны с Наполеоном, Андрей Балконский разочаровался в своем идоле, пересмотрел свои взгляды на мир и перестал замечать в нем идеального человека.
Ответственность за свои поступки, осознание последствий.
Достоевский «Преступление и наказание». Прочитав произведение, читатель убеждается в том, что каждый поступок ведет за собой другой, иногда неожиданный. Такой груз последствий несет в себе теория Раскольникова. В своей работе он говорил о делении человечества на 2 разряда: обыкновенных и необыкновенных, которые могут во имя великой цели переступать через нравственный законы общества. Чтобы определить, к какой категории относится он сам, Раскольников задумывает и совершает убийство с ограблением. Истинной платой за это стала не каторга, не тюрьма, не расставание с привычной нормальной жизнью, а муки совести и духовный кризис, связанный с крушением идеи о сверхчеловеке.
М.Булгаков «Мастер и маргарита». Затрагивается проблема ответственности за свое поведение, за выбор жизненных путей, ведущих к истине или бесчеловечности. Так, прокуратор Понтий Пилат, считавший себя жестоким и могущественным, проявил слабость и трусость, отправив Иешуа на казнь. Он понимал, что подсудимый нес людям великую правду, видел в нем спасителя своей души. Однако из-за боязни потерять власть и карьеру Пилат идет против себя и своей совести. Он не воспользовался возможностью спасти Иешуа и поэтому ответственен за этот выбор и наказан за него вечными муками.
Достижения в сфере науки, усовершенствование письма, значение алфавита и книги в жизни человечества.
Н.В,Гоголь «Шинель». Главный герой- переписчик, и его согнутая над листом бумаги фигура является формой его пребывания в жизни. Даже по вечерам, возвращавшись из департамента, он продолжает заниматься своим любимым делом. Однако буквы, которым был так предан Алексей Акакиевич, заменяются новой шинелью, в которую герой облекает себя, как бы утверждаясь в вещественном мире.
Значимость новейших открытий в мире, оценивание народом великих изобретений.
Н.Лесков «Левша».Автор изобразил в произведении драму одного кузнеца. Он подковал «аглицкую» блоху, но его талант никто не оценил по достоинству.
Любовь к своему народу, его национальные способности и индивидуальность.
«Слово о полку Игореве». В летописи представлены события, связанные с походом князя Игоря на землю Половецкую. Автор с любовью описывает картины природы, ее необозримые просторы. Он подчеркивает особенность своей нации, своей родины.
М.Горький «Старуха Изергиль». Данко вел людей через леса, а они начали обвинять в своих бедах героя. Тогда юноша во имя любви к людям жертвует собой, вырвав свое сердце и подняв его над головой, чтобы осветить путь остальным.
Воспитание истинных мастеров искусства, художественный вкус молодежи.
Глеб Иванович Успенский не раз отмечал, что истинный шедевр способен преобразить человека, повлиять на его ценности. В своем очерке «Выпрямила» он вспоминает о том впечатлении, которое произвело на него статуя Венеры Милосской в Лувре. Эта красота обогатила душу писателя. Подобные творения «завораживают взор».
Проблема чести и достоинства, верности своему слову.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Все герои произведения по-разному проявляют качества чести и долга. Так, Петр Гринев не нарушает присяги, данной императрице. Крепостной слуга Савельич полностью предан своему молодому барину и помни наказ старшего Гринева следить за сыном, не спуская глаз. Капитан Миронов, комендант Белогорской крепости, до последнего сражается с Пугачевым и честно выполняет свой долг.
Л.Н.Толстой «Война и мир». Показывая, какие беды несет война миру, он выделяет главную мысль о том, что только совершенствование, стремление каждого человека в отдельности стать лучше и добрее избавит народу от разрушения и гибели. Князь Андрей никогда не изменял своему долгу и чувству совести. После разрыва с Наташей Ростовой, несмотря на душевную боль, он не вызывает Курагина на дуэль. В данном случае его благородство и достоинство не позволяют ему принять обиду.
- Несправедливость социального устройства общества.
- Смысл жизни человека.
- Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения?
- Значимость труда в жизни человека.
- Какое влияние оказывает личность на ход истории?
- Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
- Проблема патриотизма.
- Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы,духовная слепота народа.
- Проблема сложности взаимоотношений людей .
- Сострадание, чуткость и милосердие.
- Связь ландшафта и пейзажа страны с духовностью народа.
- Проблема истинного и ложного интереса человека к культуре.
- Проблема взаимоотношений народа и власти.
- Проблема человеческого поступка, нравственного долга и подвига.