logo
изо иск-во древ руси

Монгольское завоевание 1237-1241 гг., междоусобная борьба русских князей.

Причины упадка древнерусского искусства в середине – второй половине XIII в..

Монгольское завоевание пагубно сказалось на судьбах древнерусского искусства, но не потому, что его развитию препятствовали завоеватели, а потому, что изменились ориентиры русской знати. Конечно, разорение монголами ряда русских городов нанесло ущерб памятникам искусства, как во Владимире и Рязани, также спад экономики препятствовал строительству церквей, но основной причиной резкого сокращения производства памятников христианского искусства стал перенос интересов власти с церкви на новых хозяев страны. Монголы не держали войск на Руси, они кочевали в южной степной полосе, устроив ханскую ставку Золотой орды Сарай-берке в дельте Волги. Они не вмешивались во внутренние дела Руси, так как построили эффективную систему сбора дани с русских земель руками русских князей – за богатые подношения хан выдавал одному из них ярлык на великое княжение и вместе с ним право сбора дани для орды. Получение ярлыка было выгодно, так как давало возможность прикарманивать часть сбора. Для удельных князей, по-прежнему воевавших друг с другом, монголы были полезным союзником в борьбе с соседями, поэтому они искали друзей не в своей среде, а в ханской ставке. Призывы тверского князя Александра Михайловича (1326-1328) к остальным князьям объединить силы для борьбы с монголами не нашли отклика у поглощенных борьбой за личные интересы князей, более того сам он изгнан в 1328 г. объединенными силами монгол и московского князя Ивана Калиты, Тверь разрушена, а Калита получил за помощь от хана ярлык на великое княжение (Александр убит в 1339 г. в Орде). Таковы причины небольшой отныне заинтересованность князей в христианской вере и услугах церкви.

И сама церковь, крупный феодал, подобно светским феодалам тотчас наладила дружеские отношения с ханской ставкой и обычно действовала в угоду монголам. Церковные власти благополучно пережили татарское нашествие (погибли лишь 3-4 епископа и игумена), сохранили свое огромное имущество и привилегии. Уже с первым золотоордынским ханом Берке киевская общерусская митрополия договаривается в 1263 г. об учреждении в столице Орды Сарае епархиальной кафедры, через которую церковь общается с монгольскими верхами. Ордынские ханы освободили церковь от уплаты регулярной дани и прочих поборов, закрепили за нею все недвижимое имущество, подтвердили независимость церковного суда от вмешательства светской власти (судопроизводство давало церкви большие доходы). В ответ русская церковь повела в народе, на благо завоевателям, проповедь смирения и непротивления «батыевщине». Издавна искусные в казуистике, церковники изображали нашествие монголов «божьей карой» за грехи русских людей; по словам историка церкви А.С.Хорошева, церковниками «ненавистное зло превращалось чуть ли не в благодеяние, возвышающее душу русского народа».

В XIII-XIV вв. территория Руси значительно сократилась – южные и западные земли отошли к Литовскому государству, собственно Русь включала Владимиро-Суздальскую и Новгородско-Псковскую земли. В Новгороде и Пскове, существенно не затронутых монгольским и литовским завоеванием, продолжалось органичное развитие искусства на основе традиций XI-XII вв., в Северо-Восточной Руси выделились новые центры Тверь и Москва. Их соперничество за великое княжение завершилось разрушением Твери в 1328 г., вследствие чего мы располагаем ныне лишь памятниками тверской иконописи XIV-XVI вв. Со второй половины XIV в. ведущим политическим и культурным центром Руси становится Москва, архитектура которой восходила к русскому зодчеству XII-XIII вв., а живопись складывалось на основе переработки художественных традиций палеологовского искусства Константинополя.