logo
изо иск-во древ руси

Успенская церковь Киево-Печерского монастыря. Система

пропорционального построения храмов.

Следующая по времени большая постройка Киева - Успенский собор Печерского монастыря, строившийся с 1073 по 1078 гг. При Ярославе Мудром церковь целиком зависела от княжеской воли, однако при следующих князьях она стремилась к большей независимости от них с целью усиления своей власти. Особую политику вело начальство возникшего в середине XI в. Киево-Печерского монастыря, который пользовался популярностью в среде знати и потому быстро разбогател. К 1070-м гг. монастырь располагал достаточными средствами для сооружения крупного собора, который наглядно выражал бы значительность монастыря. Поскольку монастырская знать порой бывала в конфронтации с князьями, она не хотела уступать в величественности постройки княжеским храмам. Поэтому, подобно Владимиру и Ярославу, они пригласили 4 архитекторов из Константинополя, столицы православного мира, с которыми сторговались о стоимости постройки. Известно, что строительство пристроенной к храму в конце XI или начале XII в. крещальни обошлось в 2 тысячи гривен, и поскольку строительный объем ее составлял примерно 1/8 храма, можно предположить, что сооружение самой Успенской церкви обошлось примерно в 15 тысяч гривен (ок. 64 кг золота, 1 гривна = 4,266 грамм золота). История заложения, строительства и украшения монументальной росписью Успенского собора изложена в «Киево-Печерском патерике», сборнике житий местных монастырских «святых», составленном в XIII в. и отредактированном в XVII в. При всей легендарности рассказов о «святых» отдельные сочинения Патерика дают интересные сведения об организации строительства. Пригласив зодчих и определившись с масштабами постройки и затратами, заказчик приглашал строительную артель, заготавливал дрова для обжига кирпича, известь. Сообщению Патерика о приглашении зодчих из Царьграда нисколько не противоречат метки кириллическими буквами кирпичей, найденные при раскопках Успенской церкви – византийские архитекторы спроектировали здание и руководили строительством, которое осуществлялось русской артелью. Это организация работ, сложившаяся еще при Ярославе. Сказание Патерика о постройке Успенского собора сообщает, как нашли место для него, затем выровняли дневную поверхность, обмеряли ее, выкопали рвы фундамента (раскопки показали его глубину – 1,8 м), определив место подкупольного квадрата как главной части здания. Для измерений и составления «проекта» здания строители пользовались так называемым поясом Шимона – это легендарное обозначение реально использовавшегося в строительной практике мерного пояса или цепи длиной в 4 греческих фута (= 123,2 см = половина великой косой сажени) или 4 римских фута (= 118 см; 1 римский фут = 29,5 см). В числе археологических находок есть серебряная цепь длиной 4 фута от конца до конца, украшенного головами зверей.

Византийские строители привнесли на Русь методику пропорционального построения храмов, заимствованную из античной ордерной архитектуры. Однако, если в античном ордере все элементы здания строились на основании модуля – исходной мерной величины (таким модулем был, например, нижний радиус колонны), то в византийской архитектуре не было системной гармонизации всех частей здания на основе одной меры. Византийские зодчие определяли с помощью исходной меры лишь основные параметры постройки - длину, ширину, высоту и отдельные части здания. Например, длина (без апсиды и алтарного нефа) и высота Спасского собора в Чернигове равна 100 греческим футам (≈ 31 м), сторону подкупольного квадрата составили 25 греческих футов (≈ 6,2 м). По данным Патерика, пропорции Успенской лаврской церкви, отмеренные поясом Шимона, составили 20 локтей ширины, 30 длины и 50 высоты. Иначе говоря, применено простое соотношение 2:3:5. Соотношение ширины и длины, равное 2:3, часто в древнерусских храмах, высота приравнивалась к удвоенной ширине или к длине храма (без учета или с учетом апсиды и нартекса). Отдельные величины определялись по отношению стороны квадрата к его диагонали. Соотношения элементов здания варьировались в зависимости от времени и областных особенностей строительной практики.

Успенская церковь Киево-Печерского монастыря представляет собой шестистолпную трехнефную одноглавую постройку с 3 гранеными апсидами, ширина 24,2 м (≈ 20 «поясов Шимана» = 80 римских футов), длина 35,6 м (≈ 30 «поясов Шимана» = 120 римских футов). Ширина относится к длине в пропорции 2:3. Высота храма неизвестна, так как верх его дважды обрушивался уже в XIII в. (собор окончательно разрушен в 1941 г.). Храм имел нартекс и П-образные хоры, на которые вела лестничная башня, пристроенная к северной стене. Фасад декорирован лопатками и арочными нишами, с трех сторон вовнутрь храма ведут порталы. На уровне хор по фасадам проходит меандровый фриз, венчавший также апсиды и барабан. Покрытие посводное, ветви креста выше угловых делений. Восточная часть интерьера была украшена мозаиками, остальные части несли фресковую роспись. Согласно Патерику, храм расписывали приглашенные из Константинополя художники, в росписи принимал участие их ученик, монах Печерского монастыря Алимпий, первый русский иконописец. Отдельные детали оснащения интерьера (алтарная преграда, косяки дверей и пр.) сделаны из мрамора, парапет хор составлен из резных шиферных плит. В архитектуре Успенской церкви удачно найден тип представительной, но не слишком большой церкви, в отличие от зданий Владимира и Ярослава в них отсутствуют галереи, хоры ограничиваются западным нефом или не намного продолжаются в боковых нефах (только в киевском Кловском соборе конца XI в. еще раз появляются галереи). Именно ввиду экономичности затрат на строительство храмы такого типа стали преобладать в дальнейшем. Он послужил образцом для сооружения ряда киевских храмов последующего времени (церкви Петра и Михаила в Дмитриевском монастыре и др.). По сообщению Патерика, Владимир Мономах строил такие церкви в Северо-Восточной Руси.