logo
изо иск-во древ руси

16. Итоги развития искусства Киевской Руси.

Искусство Киевской Руси обслуживало главным образом христианский культ – в городах строились церкви, их украшали мозаикой, фресками и рельефами, писались иконы, производились различные изделия церковного обихода – кресты, сосуды, хоругви, одеяния и прочее. Так как светская знать, прежде всего князья, сооружали не столько роскошные дворцы, сколько те же культовые здания и пышно обставляли их (Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский и др.), кадры мастеров изобразительного искусства в основном обслуживали церковь. Таким образом, распространение изделий и памятников искусства в Киевской Руси тесно связано с процессом христианизации ее населения. При этом надо иметь в виду, что при довольно развитой урбанизации Киевской Руси (в IX-X вв. было 25 городов, в XII в. около сотни) ее городское население не было особенно многочисленным – страна была преимущественно сельской (и оставалась таковой до 1940 г., только в 1960-х годах городское населения СССР сравнялось по численности с сельским). Между тем, по данным археологического исследования курганных захоронений глубинки и сельских населенных пунктов Киевской Руси, в XI – первой половине XII вв. сельское население оставалось целиком языческим: в курганах по-прежнему совершаются языческие трупосожжения с культовым очищением огнем (средневековое христианство не допускало кремации), также и трупоположения совершались по язычески - с вытянутыми руками (по христианскому обряду руки складывались на груди); курганные захоронения сопровождались напутственной пищей и хорошим инвентарем (христианские захоронения без пищи, из инвентаря только крест). Находки нательных крестиков встречаются лишь в городских некрополях, в сельских это редкий декоративный элемент. В сельских курганах второй половины XII и XIII вв. захоронения по христианскому обряду единичны.

Также динамика храмового строительства соответствует полученной картине: в конце Х – первой половине XI вв. на Руси построено всего 7 каменных церквей (3 в Киеве, 2 в Новгороде и по одному в Чернигове и Тмуторокани), во второй половине XI в. построено еще 18 храмов в 7 городах (8 в Киеве, 5 в Переяславле Южном, по одному в Вышгороде под Киевом, Новгороде Северском, Смоленске, Полоцке, Новгороде). Всего до конца XI в. на Руси функционировало 25 храмов, причем 20 из них располагались на юге, в Киевском и Черниговском княжествах, на всю же остальную Русь приходилось 5 церквей (3 в Новгороде, по одной в Полоцке и Смоленске). Именно в XII в. проходит ускоренный процесс феодализации страны, превратившейся из единого ранее государства в конгломерат удельных княжеств. Новые удельные владыки подобно киевским князьям Владимиру и Ярославу ставят на службу своим интересам церковь, освящая христианской религией свою власть – в первой половине XII в. строится 38 храмов, во второй его половине – 112 в 28 городах; еще 3 церкви строятся в первой трети XIII в.; при этом две трети новых храмов сооружено в северных и центральных областях Руси, что само по себе указывает на перемещение туда центров власти с юга. Суммируя приведенные данные, В.В.Седов заключил, что по первую половину XIII в. язычество сохраняло свои ведущие позиции в сельской Руси. Лишь с монгольским завоеванием процесс христианизации русского населения усилился, став средством идеологической самоидентификации народа в противовес завоевателям-иноверцам.

Отсюда видно, что на протяжении Х – первой половины XIII столетий христианство оставалось на Руси верхушечной идеологической надстройкой и потому памятники христианского искусства предназначались для небольшой части городского населения, преимущественно знати. При этом следует различать два периода функционирования этого искусства – с конца Х по конец XI в., когда оно вообще оставалось чрезвычайно малораспространенным, и весь XII в. - первую треть XIII столетия, когда его производственный объем увеличился в несколько раз. В XIII-XIV вв., ввиду монгольского завоевания, количество памятников искусства резко сокращается по всей стране, за исключением не завоеванной Новгородской земли, ставшей главной областью производства христианских памятников.

Первый период с конца Х по конец XI в. мы назвали византийским, так как значительную часть художественных произведений этого времени, и прежде всего ведущие памятники, создавали приглашенные константинопольские и провинциальные византийские мастера. Они привнесли на Русь позднемакедонское византийское искусство, которое своей простотой, безыскусностью и понятностью вполне соответствовало задаче распространения художественных идей в стране с раннесредневековой варварской художественной традицией. Однако последняя сыграла важнейшую роль в претворении византийского искусства на новой почве в собственно древнерусское искусство, и этим мы обязаны чрезвычайной живучести языческой художественной традиции, ибо страна, как показано выше, по XIII в. оставалась преимущественно языческой. Именно этим объясняется сложение на Руси в XII в., с распадом ее на удельные княжества, местных художественных школ. В удельных княжествах уже не строили крупных соборов, подобных киевской или новгородской Софии, здания стали менее монументальными, что обусловливалось меньшими средствами удельных князей. Отсюда и новшества в стилистике художественного языка. Как ранее различались между собой украшения вятичей, полян или кривичей, так в разных областях Руси на той же племенной основе складывались областные художественные традиции. Народная языческая культура послужила благодатной почвой для сложения на местах своеобразных художественных программ, характеризующихся рядом местных особенностей. В XII в. эти отличия лежали еще вне круга принципиальных идей, по-прежнему остававшихся сущностно византийскими, на этот раз провинциально-комниновскими, прежде всего по причине миграции художественных артелей, столь характерной для романской эпохи. Но уже с середины XI в. складывались местные кадры строителей, в конце этого столетия появляются русские живописцы. В XII в. их число множится – мы знаем зодчих Иоанна в Полоцке, Петра Милонега в Смоленске, Петра же в Новгороде, живописцев Георгия, Стефана, Радко, Хотеца, Микулу и других, расписывавших новгородскую Софию. Неизбывное значение местных художественных традиций XII в. состоит в том, что они стали колыбелью замечательных школ древнерусского искусства XV в., поры высочайшего его расцвета.

Тема вторая. Древнерусское искусство XIV-XVI вв.