1.2. Народы Дальнего Востока и их соседи в хvii в.
Кто проживал за “каменным поясом”? Население колонизуемых Россией территорий отличалось малочисленностью (1 чел. на 75 кв. км.), пестротой этнического состава и преобладанием территориально-соседской общины как основной социальной и производственной ячейки.
Территория расселения коренных народов не представляла собой единого этнического региона – каждая этническая группа имела свою специфику (материальную и духовную культуру, языки и т.д.).
Самым крупным этносом были тюркоязычные якуты, которые занимались скотоводством. Заметной группой были монголоязычные народы (буряты). Зона восточно-сибирской тайги от Енисея до Охотского моря была ареалом жизнедеятельности тунгусов (в рамках этого народа постепенно обособились эвенки и эвены). Северная часть Восточной Сибири была заселена юкагирскими племенами, их соседями были чукчи, эскимосы, ительмены, коряки и др.
В Приамурье, на Сахалине и в Приморье жили дючеры, натки, лонки, гиляки, нанайцы, нивхи, айны и др. народы.
Народы Крайнего Северо-Востока Азии в ХVII в. переживали начальный этап разложения первобытнообщинного строя. Основной единицей являлась семья, насчитывавшая 10 и более взрослых мужчин, связанных узами родства. Азиатские эскимосы к моменту первых встреч с русскими не имели четко выраженной социальной организации. Патриархальные семьи эскимосов объединялись в территориальные общины, во главе которых стояли вожди. Характерной особенностью народов этого региона была миграция, вызванная необходимостью предпринимать длительные охотничьи экспедиции.
Таежные континентальные территории занимали эвенки, или тунгусы, как их называли в ХVII в. Наиболее многочисленной была группа оленных эвенков, ведущих кочевой образ жизни.
Обитали на территории Нерчинского, восточной части Иркутского и на востоке Якутского уездов. По Охотскому побережью располагались эвены. Вели кочевой образ жизни, охотились на диких оленей, промышляли рыболовством и морской охотой. Представляли собой одно большое племя, делившееся на патриархальные роды, а затем – семьи. Существовало домашнее рабство.
По свидетельствам русских землепроходцев южная часть Дальнего Востока была представлена наиболее пестрым составом. По берегам Амура жили дауры, дючеры, причем в ХVII в. наблюдался процесс поглощения последних даурами.
Дауры занимались земледелием, коневодством, скотоводством; жили поселками до 60-70 домов. Что касается натков, гольдиков, ачанов, то главным занятием для них было рыболовство, охотились также на мясного и пушного зверя.
Судьба этих народов оказалась сложной и противоречивой. После разгрома чжурчженей нынешняя территория Приамурья и Приморья были включены завоевателями в огромную монгольскую империю. Однако монголы не остались в этих областях, а ушли в покоренный ими Китай и в центральноазиатские степи. Разрозненные тунгусоязычные группы, укрывшиеся от монгольских конников в лесах, постепенно возвращались и оседали в Приамурье и Приморье. Оставшиеся в живых потомки чжурчженей (удэгейцы, нанайцы, орочи) были отброшены в своем развитии на два-три столетия.
Южные племена чжурчженей после монгольского нашествия стали известны под названием “маньчжуры” и занимали территорию южной Маньчжурии. В конце ХVI – начале ХVII вв. маньчжуры постоянно совершали грабительские набеги на территорию Приамурья и Приморья, разоряя селения проживавших там народов и уводя с собой пленников-мужчин для пополнения своих войск. Называли их “новыми маньчжурами”.
В середине ХVII столетия современные Приамурье и Приморье не входили в состав Цинской империи, но значительный военный потенциал Маньчжурского государства и постоянные грабительские набеги вынуждали восточные племена прибегать к нехитрой дипломатии. В те годы, когда им не приходилось отражать вторжения маньчжурских отрядов, народы Приамурья и Приморья отправляли к Цинскому двору посольства. Целью посольств было стремление откупиться от сильного соседа мехами и другими местными продуктами во избежание ограблений.
Условия жизни приамурских народов породили традиции свободного пользования промысловыми угодьями. В ХVII в. уже наметился распад патриархальных отношений: появилось имущественное расслоение, выделялась родо-племенная знать. Судя по отношению к земле, а верховным собственником земли был князец, можно предположить, что в ХVII в. в даурском обществе шло формирование феодального уклада. В руках “князца” сосредоточивались сбор и уплата ясака, распределение добычи.
На Сахалине, Курильских островах проживали айны. Традиционным занятием айнов было рыболовство, охота, морской зверобойный промысел и собирательство. Основной социально-экономической ячейкой была семья. Несколько домов образовывали соседско-родственную общину, руководимую советом старейшин.
Занятие, быт, культура аборигенов. Основные виды хозяйственной деятельности коренных народов определялись природно-географическими условиями, в которых им приходилось находиться. На Крайнем Северо-Востоке Азии население занималось охотой на дикого оленя, что впоследствии привело к приручению этих животных.
К югу от Анадыря обитали охотники и рыболовы. Рыболовством в основном занимались народы, проживавшие на Камчатке. Главным занятием коряков, ительменов, алеутов было рыболовство и зверобойный промысел. Вместе с тем, часть коряков оседлых имели небольшое количество оленей. Многовековой опыт жизни народов Крайнего Севера Азии породил особое мировоззрение, в основе которого лежал анимизм с одухотворением животных и явлений природы. С появлением русских стали складываться обменные и торговые связи. К середине ХVIII в. практически все ительмены были обращены в христианство.
Самым многочисленным этносом на юге Дальнего Востока являлись нанайцы. Как отмечают исследователи, у народов нижнего течения Амура, в отличие от северных народов, активно развивались межэтнические контакты, которые выражались в обмене сырьем и продукцией местного производства.
Пестрота конгломерата аборигенных народов дополнялась различиями в уровне социально-экономического развития, хозяйственной деятельности и самобытностью духовной культуры, обычаев и традиций. Общие хозяйственные интересы коренных народов и русских содействовали складыванию добрососедских отношений, обмену производственными и культурными навыками. Эвены, например, быстро и правильно усваивали русский язык. Принятие христианства, соседство с русскими служилыми и промысловыми людьми привели к появлению смешанных браков, к сближению культур. По-разному складывались отношения различных народов со своими соседями. Например, между натками, гиляками и эвенками сложились дружественные отношения, с айнами – враждебные. До прихода русских между ними велись войны.
Наибольший интерес для русских представляли приамурские народы – дауры, дючеры, поскольку они занимались земледелием. Общественные отношения этих народов находились на стадии формирования патриархально-феодального уклада. Верховным собственником земли был князец, власть которого передавалась по наследству. Даурские князцы держали в повиновении тунгусские племена. С появлением землепроходцев дауры вошли в состав России, хотя этот процесс был далеко не гладким, в чем у нас будет возможность убедиться при изучении дальнейших разделов.
В целом социальная организация у большинства народов Дальнего Востока представляла различные ступени разложения родового строя. Общество состояло из родоплеменной знати, рядовых общинников и патриархальных рабов. Рабы выполняли самую тяжелую работу и пополнялись за счет военнопленных, купленных чужеродцев и сородичей, совершивших тяжкие преступления.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Предисловие
- Лекция 1. Основные археологические памятники древней истории Дальнего Востока. Быт, хозяйство, культура
- 1.1. Основные этапы первобытнообщинного строя
- 1.2. Каменный век на Дальнем Востоке
- 1.3. Дальний Восток в бронзовом и железном веках
- 1.4. Приморье в древности
- Лекция 2. Государственные образования на территории Дальнего Востока
- 2.1. Предпосылки возникновения государства Бохай
- 2.2. Государство Бохай
- 2.3. Золотая империя чжурчжэней
- 2.4. Приамурье в средние века
- Лекция 1. Расширение восточных границ русского государства в хvii в.
- 1.1. Социально-экономические и политические причины продвижения России на Восток
- 1.2. Народы Дальнего Востока и их соседи в хvii в.
- 1.3. Русские географические открытия в Северо-Восточной Азии и юге Дальнего Востока
- 1.4. Встреча миров: особенности колонизационной политики России на Дальнем Востоке в хvii в.
- 1.5. Русско-китайские отношения в 50-е – 60-е годы хvii в. Нерчинский договор 1689 года
- Лекция 2. Российская политика в Дальневосточном регионе в хviii – I пол. Хiх вв.
- 2.1. Русские мореплавания и географические открытия в хviii веке на Дальнем Востоке
- 2.2. Создание и деятельность Российско-Американской компании. Роль г.И. Шелихова в укреплении позиций России на американском материке
- 2.3. Организация научно-исследовательских экспедиций на Дальний Восток в 1-й половине хiх в. Хозяйственное освоение территории
- 2.4. Амурский вопрос в российской политике. Русско-китайские и русско-японские отношения
- Лекция 1. Российский Дальний Восток во II половине XIX – начале хх вв.
- 1.1 Этапы и особенности переселенческого движения на Дальний Восток
- 1.2. Социально-экономическое развитие юга Дальнего Востока и его научное изучение
- 1.3. Административно-территориальное устройство
- 1.4. Дальневосточная внешняя политика России во II половине XIX – начале хх вв.
- Лекция 2. Дальний Восток в годы революционных потрясений и гражданской войны (1905-1922 гг.)
- 2.1. Общественно-политические процессы на Дальнем Востоке в условиях революционных событий
- 2.2. Установление советской власти на Дальнем Востоке. Первые мероприятия Советов
- 2.3. Дальний Восток в условиях интервенции и гражданской войны
- 2.4. Дальневосточная республика: причины образования, общественно-государственное устройство, значение
- Лекция 1. Социалистическая реконструкция на Дальнем Востоке и ее последствия (1922 – июнь 1941 г.)
- 1.1. Переход от войны к миру. Восстановление народного хозяйства на путях новой экономической политики
- 1.2. Индустриализация «по-дальневосточному»
- 1.3. Дальневосточная деревня
- 1.4. Дальний Восток в условиях «революции сверху»
- 1.5. «На границе тучи ходят хмуро…»
- Лекция 2. Дальний Восток в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
- 2.1. Дальневосточники – фронту
- 2.2. От мира – к войне. Дальневосточный театр военных действий
- Лекция 3. Дальневосточное общество во второй половине хх века
- 3.1. Социально-экономические и культурные преобразования в послевоенный период (40-е – первая пол. 80-х гг.)
- 3.2. Дальний Восток в системе международных отношений
- 3.3. Постперестроечный период на Дальнем Востоке
- Глоссарий
- Хронологическая таблица