2. Изменения государственного управления под влиянием начавшейся в 1939г. Второй мировой войны.
Вторая мировая война качественно изменила условия деятельности органов государственного управления Советского Союза. Реальная угроза быть втянутым в эту войну вынудила изменить приоритеты, задачи, методы и структуру системы управления по реализации внутренней и внешней политики. Внимание органов управления было переключено с задач социального преобразования и развития общества на вопросы укрепления обороноспособности страны. Партийное руководство сливается с государственным управлением, формируется партийно-советское управление. На управленческие партийные и государственные кадры отрицательно действовали культ личности, репрессии.
В целях установления строжайшего контроля над расходованием денежных средств, материальных ценностей и проверки исполнения постановлений правительства 6 сентября 1940 г. создан Наркомат госконтроля СССР. Ему переданы функции Комиссии советского контроля и Главного военного контроля, предоставлено право давать обязательные указания учреждениям и предприятиям, налагать дисциплинарные взыскания на их руководителей за неисполнение решений правительства, производить денежные начеты и привлекать к судебной ответственности лиц, виновных в бесхозяйственности.
Заботы государственного управления сосредоточивались на укреплении трудовой, производственной дисциплины. Президиум Верховного Совета СССР принял ряд указов по упорядочению работы наркоматов, всех государственных учреждений, промышленных предприятий, усилению ответственности служащих, рабочих, руководителей учреждений и предприятий за качество работы, соблюдение дисциплины. Изменено военное управление постоянно растущей и перестраивающейся армией, созданы новые и реорганизованы прежние структуры, упорядочены их функции, укреплены единоначалие и дисциплина в армии. Усилены командно-административные методы, репрессивно-карательные функции управления, сужена гласность, увеличена секретность всех звеньев управленческой системы. Эти и другие парадоксальные особенности отразили степень изменения государственного управления применительно к нарастающей опасности войны для СССР.
Билет № 20 1. Реорганизация высшего и центрального управления при Екатерине 2
Екатерининские административные реформы коснулись всей системы государственного управления, начались с верхних ее этажей, роль которых после Петра I то ослабевала, то возвышалась из-за неоднократного изменения их статуса и функций.
Реформы исходили из следующих целей:
а) сохранить самодержавие, крепостничество, вотчинно-поместную собственность, сословность и другие фундаментальные основы абсолютистско-монархического государственного управления;
б) возвысить дворянство, сделать управление достаточно сильным для реализации его интересов во внутренней и внешней политике, а также геополитических интересов дворянской империи;
в) уберечь институты российского традиционализма от влияния европейских революционных идей и политического опыта;
г) усилить свою личную власть, полученную нелегитимно, незаконно, в результате убийства императора: подчинить себе всю систему государственного управления.
Екатерина старалась казаться просвещенным монархом, матушкой-императрицей для русских подданных установила связь с французскими энциклопедистами, поощряла активность дворянского общественного мнения интерес к политическим идеям, предоставляла возможность желающим высказываться в комиссиях, печатны> изданиях, сама публиковалась в журнале «Всякая всячина», одно время окружала себя образованным!-государственными деятелями, велела 2 марта 1768 г. подписываться в челобитных «верноподданный» вместе традиционного «раб».
Особую роль играла сенатская Тайная экспедиция (канцелярия), имевшая статус самостоятельной государственного учреждения. Ее функции в системе политического розыска определены лично Екатериной II которая непосредственно опекала эту структуру Сената, усилила через нее полицейскую регламентации государственного управления, всей жизни империи. Именно тогда широко применялась перлюстрация писем поощрялось устное и письменное доносительство.
- 2. Формирование многопартийной системы и антикоммунистической оппозиции, развитие сепаратизма в 1990 годы.
- 1. Образование единого Русского (Московского) государства.
- 2. Особенности партийно-государственного управления в начальный период реформ м. С. Горбачева.
- 2. Курс к. У. Черненко - реставрация Брежневской политики
- 1. Опричное управление: причины, сущность, последствия.
- 2. Политика режима ю.А.Андропова по изысканию резервов управления страной социализма
- 2. Управленческая «фронда» Косыгина а.Н.
- 2. Изменение внешнеполитических условий развития ссср и доктрина «ограниченного суверенитета» Брежнева
- 2. Реформирование системы партийно-политического и народохозяйственного управления ссср.
- 2. Отстранение от политического руководства Хрущева и критика субъективизма и волюнтаризма в управлении обществом
- 2. Ликвидация тоталитарно-репрессивного политического режима сталинизма и начало демократизации советского общества
- 2. Кризис административно-командной системы в условиях завершения восстановления народного хозяйства после окончания Отечественной войны
- 2. Тенденции, роль и противоречия послевоенного государственного управления в ссср
- 2. Феномен эффективности советского государственного управления в вob.
- 2. Изменения государственного управления под влиянием начавшейся в 1939г. Второй мировой войны.
- 2. Становление государственного управления на основе Конституции ссср и новой Конституции рсфср.
- 2. Нэповская перестройка чрезвычайного управления в условиях послевоенного кризиса
- 2. Становление советской системы управления 1917-1920гг.
- 2. Начало советизации России после Февраля 1917 года