1. Опричное управление: причины, сущность, последствия.
Цель опричнины как системы политических и экономических мер — установление в России режима личной власти царя. «Государева воля» была признана единственным источником власти и права, единственным источником определения внутренней и внешней политики. Традиционно обращают внимание на внешнюю сторону событий: деление страны на земщину — государственную территорию, и опричнину — личные владения государя. Всеми делами в земщине ведали боярская Дума и московские приказы. В опричнине, территория которой постоянно расширялась вследствие конфискации удельных, вотчинных и поместных владений, также были созданы боярская Дума, Разрядный, Ямской, Дворцовый и другие приказы, были свои бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки. Но государство по-прежнему оставалось единым. Деление на земщину и опричнину по существу было созданием как бы «верхнего этажа» власти.
Опричный двор с самого начала и до конца дней Ивана Грозного осуществлял верховное руководство всеми главными службами и учреждениями Российского государства. Создается не четко работающий аппарат государственной власти, обеспечивающий выполнение решений правительства, а аппарат репрессий. Террор был направлен против всех, кто был носителем хотя бы некоторой самостоятельности, свободы. Главным результатом опричнины стал новый механизм власти, с помощью которого стало возможным управлять огромной страной, не поощряя, а наоборот гася ростки демократии. На смену сословно-представительной монархии в результате опричного переворота пришло самодержавие как форма политической и государственной организации господствующего класса.
2. Принятие новой Конституции в 1977году и борьба с диссидентством.
Главной отличительной особенностью этой Конституции являлось законодательное закрепление в 6-й статье руководящей и направляющей роли Коммунистической партии, объявленной ведущей силой общества. В Конституции законодательные функции закреплялись за Верховным Советом СССР, состоявшим из палаты Совета Союза и палаты Совета Национальностей. Высшим исполнительным органом управления и исполнительной власти являлось правительство — Совет Министров СССР, образуемый Верховным Советом нового очередного созыва. Центральными органами управления являлись министерства и государственные комитеты, опиравшиеся на свои структуры. Судебная система и прокуратура практически не изменилась в сравнении с предшествующим порядком. На основе Конституции был принят ряд законодательных актов, регулирующих власть на местах. Функции и полномочия местных Советов были существенно расширены. К их ведению были отнесены вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на данной территории. Было выделено пять основных направлений деятельности местных Советов, позволявших им быть хозяевами на соответствующей территории: 1. Руководство государственным, хозяйственным, социально-культурным строительством. 2. Утверждение планов развития местного бюджета и отчетов об их исполнении. 3. Осуществление руководства подчиненными им органами, предприятиями, учреждениями и организациями. 4. Обеспечение соблюдения законов, охрана государственного и общественного порядка. 5. Содействие укреплению обороноспособности.
Местные Советы наделялись правом координировать и контролировать работу всех расположенных на их территории предприятий и организаций по жилищному, коммунальному строительству. В новую Конституцию были включены новые конституционные права: на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, свободу творчества, участие в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов. Эти конституционные права играли большую роль в определении правого статуса граждан, в правомерности их притязаний на ту или иную долю материальных и духовных благ. В 1970—1980-х гг. предпринимались активные попытки по совершенствованию законодательства, регулирующего управленческую систему. Были разработаны и введены законы о труде, об административной ответственности и др. Важную роль сыграло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР». В новых паспортах устранялась графа «социальное положение», но сохранялась — «национальность». Это до известной степени противоречило объявленному достижению — формированию в СССР новой наднациональной социальной общности людей — «советский народ».
Билет № 8 1. Смутное время и распад Российской государственности.
На рубеже XVI — XVII вв. Московское царство поразил системный кризис, который был вызван и развивался в результате сложного взаимодействия разновекторных противоречий во всех сферах жизни российского общества.
Крайняя социальная и политическая неустойчивость русского общества, растущее противостояние сословий и многочисленных социальных групп, интриги папства, вмешательство в дела Московского царства католической Речи Посполитой, протестантской Швеции и мусульманского Крымского ханства стали катализатором неизбежного социального взрыва, который вылился в Великую Смуту. Отдельные разбойные выступления 1602 г. переросли летом 1603 г. в крупное восстание при участии боевых холопов под руководством Хлопка. Оно с трудом было подавлено московскими стрельцами во главе с И.Ф. Басмановым. Обеспокоенный судьбой династии, Борис Годунов попытался подавить недовольство открытым террором и усилением политического сыска, опираясь на широкие слои дворянства. Эта политика напоминала времена Ивана Грозного, страну захлестнули доносительство и сведение личных счетов. Ни один социальный слой не имел правовых гарантий своей безопасности. К тому же по всей стране не прекращались нападения разбойных шаек. В этих условиях появление самозванца — чудом спасшегося царевича Дмитрия - подорвало процесс легитимации новой династии, и началась Смута — борьба за власть в Московском царстве между различными сословными группами.
- 2. Формирование многопартийной системы и антикоммунистической оппозиции, развитие сепаратизма в 1990 годы.
- 1. Образование единого Русского (Московского) государства.
- 2. Особенности партийно-государственного управления в начальный период реформ м. С. Горбачева.
- 2. Курс к. У. Черненко - реставрация Брежневской политики
- 1. Опричное управление: причины, сущность, последствия.
- 2. Политика режима ю.А.Андропова по изысканию резервов управления страной социализма
- 2. Управленческая «фронда» Косыгина а.Н.
- 2. Изменение внешнеполитических условий развития ссср и доктрина «ограниченного суверенитета» Брежнева
- 2. Реформирование системы партийно-политического и народохозяйственного управления ссср.
- 2. Отстранение от политического руководства Хрущева и критика субъективизма и волюнтаризма в управлении обществом
- 2. Ликвидация тоталитарно-репрессивного политического режима сталинизма и начало демократизации советского общества
- 2. Кризис административно-командной системы в условиях завершения восстановления народного хозяйства после окончания Отечественной войны
- 2. Тенденции, роль и противоречия послевоенного государственного управления в ссср
- 2. Феномен эффективности советского государственного управления в вob.
- 2. Изменения государственного управления под влиянием начавшейся в 1939г. Второй мировой войны.
- 2. Становление государственного управления на основе Конституции ссср и новой Конституции рсфср.
- 2. Нэповская перестройка чрезвычайного управления в условиях послевоенного кризиса
- 2. Становление советской системы управления 1917-1920гг.
- 2. Начало советизации России после Февраля 1917 года