2. Феномен эффективности советского государственного управления в вob.
Экстремальная обстановка диктовала необычные подходы к организации управления. Поиск спасительных действенных мер по избавлению страны от реально угрожавшей катастрофы привел к созданию 30 июня 1941 г. Государственного Комитета Обороны (ГКО) СССР.
Совместным постановлением Президиума Верховного Совета и СНК СССР, ЦК ВКП(б) создан ГКО СССР, определены его государственный статус, характер, функции, состав. Особенности его в том, что он наделен неограниченными полномочиями, объединил государственные, партийные, общественные начала управления, стал чрезвычайным и авторитетным органом власти и управления, возглавил вертикали советского, партийного, всего гражданского управления сражавшегося государства. Возглавил ГКО Председатель СНК СССР, секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин, что означало высшую степень централизации управления, сосредоточения, совмещения его различных форм в руках одного должностного лица. Члены ГКО представляли, высшее партийное и государственное руководство, составляли узкий состав ПБ ЦК ВКП(б), которое рассматривало предварительно, предлагало проекты решений по всем важнейшим вопросам государственной жизни, власти и управления. Образование ГКО придало фактически легитимность решениям Политбюро, куда входили приближенные к И.В. Сталину лица. Члены ГКО в дополнение к своим прежним большим полномочиям получили неограниченные полномочия с целью повышения эффективности конкретных отраслей управления.
Билет № 19 1. Условия, предпосылки изменения государственного управления во второй половине 18 века.
Череда дворцовых переворотов 1725—1762 гг. ослабила российскую государственность, все уровни управления. Отрицательно сказались насильственное смещение Екатериной II Петра III, его убийство в 1762 г. Государственное управление России подверглось сильному влиянию немецкого образа правления.
Отразились на качестве государственного управления обострение социальной напряженности, резкое разъединение сословий, рост противоречий между дворянством и крестьянством, волнения, и вооруженные выступления заводских, монастырских, государственных, помещичьих крестьян, возникшие в 1762—1769 гг.
Система управления строилась по-прежнему на фундаменте основных китов-устоев: самодержавии, крепостничестве, вотчинно-поместной собственности, сословности, что и определило его социальную антинародную направленность, централизацию и бюрократизацию всех этажей управленческой системы. Оно отразило и потребности капитализации социально-экономической сферы, изменено с учетом обозначившейся стабилизации социальной структуры российского общества из пяти основных сословий — дворянства, духовенства, купечества, мещанства, крестьянства с внутри- и межсословными слоями. Преобладало организованное по-феодальному помещичье-крепостное, удельное, монастырское, церковное, заводское, черносошное крестьянство. Сословное деление — яркий признак средневековья — определило феодальный характер управленческих реформ в XVIII в. Не могли не сказаться на управлении и личные качества Екатерины II, воспитанной на традициях немецкого государственного режима, под влиянием шведского, германского, австрийского, французского просвещенного абсолютизма, ее стремление к имиджу тоже законной и тоже просвещенной государыни, завязывание знакомства с западноевропейскими просветителями, отражение их отдельных идей в своих сочинениях, проектах и беспощадная расправа с А.Н. Радищевым, Н.И. Новиковым и другими российскими просветителями, проявившими критическое отношение к крепостничеству-рабству, грубому императорскому самовластию. Вместе с тем отмечалось хаотическое состояние законодательства, системы управления, бездарность и леность чиновничьей бюрократии, жестокость законов, самовластие самодержца, чем объяснялось кризисное состояние различных сфер жизни; подчеркнуто право знати на участие в управлении государством, представлен в качестве общественного идеала сословно-кастовый строй крепостничества, олигархическое дворянское государственное управление во главе с монархом — «первым среди равных»
- 2. Формирование многопартийной системы и антикоммунистической оппозиции, развитие сепаратизма в 1990 годы.
- 1. Образование единого Русского (Московского) государства.
- 2. Особенности партийно-государственного управления в начальный период реформ м. С. Горбачева.
- 2. Курс к. У. Черненко - реставрация Брежневской политики
- 1. Опричное управление: причины, сущность, последствия.
- 2. Политика режима ю.А.Андропова по изысканию резервов управления страной социализма
- 2. Управленческая «фронда» Косыгина а.Н.
- 2. Изменение внешнеполитических условий развития ссср и доктрина «ограниченного суверенитета» Брежнева
- 2. Реформирование системы партийно-политического и народохозяйственного управления ссср.
- 2. Отстранение от политического руководства Хрущева и критика субъективизма и волюнтаризма в управлении обществом
- 2. Ликвидация тоталитарно-репрессивного политического режима сталинизма и начало демократизации советского общества
- 2. Кризис административно-командной системы в условиях завершения восстановления народного хозяйства после окончания Отечественной войны
- 2. Тенденции, роль и противоречия послевоенного государственного управления в ссср
- 2. Феномен эффективности советского государственного управления в вob.
- 2. Изменения государственного управления под влиянием начавшейся в 1939г. Второй мировой войны.
- 2. Становление государственного управления на основе Конституции ссср и новой Конституции рсфср.
- 2. Нэповская перестройка чрезвычайного управления в условиях послевоенного кризиса
- 2. Становление советской системы управления 1917-1920гг.
- 2. Начало советизации России после Февраля 1917 года