Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
История международных отношений рубежа XIX –XX вв. занимает важное место в современной истории, что связано с заложенными принципами международного права. Методология изучения внешнеполитической истории исходит из того, что внешняя политика страны, ее государственный механизм функционирует в рамках двух систем: внутригосударственной, где внешняя политика в основном формируется; межгосударственной, где она реализуется. Поэтому изучение внешней политики требует учета идеологических, политических, социально-экономических основ государственной политики, общественно- политического строя страны, геополитического положения, военного потенциала и т.д.
В первую очередь, обратитесь к изучению геополитического положения Российской Империи. Определите ее сильные и слабые стороны. Где сталкивались или могли сталкиваться интересы России с Францией, Англией, Германией, Австро – Венгрией и Японией? Исходя из проведенного анализа, сформулируйте внешнеполитические принципы и задачи нашей страны на рубеже веков на западном, южном (ближневосточном) и восточном (дальневосточном) направлениях. Сделайте общий вывод о месте России в системе международных отношений к началу XX века.
Охарактеризуйте положение нашей страны в дальневосточном регионе, опираясь, прежде всего, на события в Китае и Корее.
Приступая к изучению русско-японской войны, обобщите ее причины, выявите цели, стратегические планы и военный потенциал противоборствующих сторон.
Разберите основные военные операции по следующему плану:
а) командующие;
б) планы сторон;
в) соотношение сил;
г) хроника событий;
д) итоги и значение операции.
Какую роль в русско-японской войне сыграли иностранные державы?
Следующие вопросы связаны с формированием военно - политических блоков в Европе. Обоснуйте проблему выбора союзников Россией, попытайтесь объяснить это явление. Проследите переговорные процессы российских дипломатов с германо-австрийским блоком и Англией; внимательно проанализируйте дипломатические документы.
Почему Россия и Англия (являясь врагами на период Русско-японской войны) согласились в 1907 г. Подписать соглашение? В чем его особенность? Каким образом российская дипломатия, ориентирующаяся на англо-французский блок, сумела избежать союзнических обязательств с Германией на Бьёркских и Потсдамских переговорах, учитывая, что при дворе российского императора сильные позиции были у «германофилов»?
Балканский вопрос в начале XX вв.стал главным фактором в развязывании мировой войны. Очень важно проанализировать цепь событий и проблем, связанных с Балканским вопросом. Какую роль сыграли в международных отношениях Балканские войны, и какие цели преследовала в них Россия?
- Оглавление
- Общие методические рекомендации по изучению курса истории России периода с 1881 – 1921 гг.
- Тема 1. Особенности развития промышленности России на рубеже XIX – XX вв.
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 2. Аграрный вопрос в России начала XX века.
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные задания для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 3. Внешняя политика Российской империи в конце XIX – начале XX вв.
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 4. Политический спектр России конца XIX – начала XX вв.
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 5. Российская революция 1905-1907 гг.
- 4 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 6. Становление российского парламентаризма.
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 7. Аграрные проекты политических партий России в начале XX века.
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 8. Столыпинская аграрная реформа.
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 9. Участие России в Первой мировой войне
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 10. Февральская Буржуазно-демократическая революция.
- 4 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 11. Аграрная политика Советского правительства
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 12.Становление советской политической системы.
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 13. Гражданская война и интервенция.
- 4 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Примерные вопросы к экзамену