Тема 13. Гражданская война и интервенция.
Подготовка первого вопроса должна начаться с изучения структуры управления на местах созданной при Временном правительстве. Необходимо раскрыть ее противоречия и слабые стороны. В дальнейшем, опираясь на конкретный исторический материал проследить сложный процесс замены земского самоуправления Советами. Очень важно обратить внимание, что первые органы власти на местах, созданные при Советском правительстве имели различные формы и структуру. Советы первого созыва формировались на принципах демократии, что впоследствии приведет к осложнению отношений с центральными органами власти, т.к. Советы на местах не захотят в полной мере выполнять распоряжения центральных структур управления. Такое положение вещей приведет к созданию «дублирующих» органов власти в лице комитетов деревенской бедноты, социальный состав которых полностью разделял политику Советского правительства. Это даст возможность властям провести мероприятия политики «Военного коммунизма», военные мобилизации и реквизиции на нужды фронта, что станет основой победоносного завершения гражданской войны.
При раскрытии третьего вопроса необходимо систематизировать и проанализировать средства за счет которых правительство укрепляло свою власть на местах: а) реализация декретов II съезда Советов; б) перевыборы Советов, которые отказывались реализовывать политику центра на местах; в) создание мощного репрессивного аппарата, способного подавлять анархию, хаос, контрреволюционные силы, саботаж и должностные преступления. В формировании новой государственности особую роль играла проблема Учредительного собрания. Важнейшей составной частью работы должен стать анализ итогов выборов в Учредительное собрание. С учетом изучения предыстории вопроса, итогов выборов, а также современных дискуссий. Необходимо дать комплексную оценку проблемы созыва и роспуска Учредительного собрания.
Очень важно внимательно проследить процесс формирования правительственного блока большевиков с левыми эсерами. Необходимо проанализировать последствия, к которым могла бы привести политика левых эсеров в случае их победы при организации мятежа. Вместе с тем нужно обратить внимание на расхождение в позициях «верхов» и «низов» партии левых эсеров по принципиальным вопросам коалиции с большевиками и на радикализм в политике большевиков.
Прежде чем приступить к анализу содержания Конституции РСФСР, необходимо рассмотреть историю ее разработки. Важно обратить внимание на то, что комиссия ВЦИК по выработке проекта Конституции была многопартийной. Выявить основные этапы и проследить подробно процесс разработки проекта. Найдите ее принципы в тексте Конституции и охарактеризуйте их.
В заключении охарактеризуйте структуру политической системы РСФСР и подведите итоги ее развития в годы гражданской войны.
- Оглавление
- Общие методические рекомендации по изучению курса истории России периода с 1881 – 1921 гг.
- Тема 1. Особенности развития промышленности России на рубеже XIX – XX вв.
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 2. Аграрный вопрос в России начала XX века.
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные задания для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 3. Внешняя политика Российской империи в конце XIX – начале XX вв.
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 4. Политический спектр России конца XIX – начала XX вв.
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 5. Российская революция 1905-1907 гг.
- 4 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 6. Становление российского парламентаризма.
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 7. Аграрные проекты политических партий России в начале XX века.
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 8. Столыпинская аграрная реформа.
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 9. Участие России в Первой мировой войне
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 10. Февральская Буржуазно-демократическая революция.
- 4 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 11. Аграрная политика Советского правительства
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 12.Становление советской политической системы.
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 13. Гражданская война и интервенция.
- 4 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Примерные вопросы к экзамену