logo
метод

Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию

Изучение комплекса вопросов, касающихся развития революции на селе, целесообразно начать с одного из ключевых актов Октябрьской революции – Декрета о земле. Однако, анализу этого важнейшего документа должен предшествовать исторический экскурс. Его необходимо начать с резолюции Апрельской конференции «По аграрному вопросу». Необходимо обратить внимание на то, что выдвигая в качестве главного пункта аграрной программы национализацию всей земли, В.И. Ленин подчеркивал демократический характер этой меры. Вместе с национализацией банков и синдикатов капиталистов, он относил национализацию земли к числу таких мер, которые являются «шагами к социализму и которые вполне осуществимы экономически». Летом 1917 г. В.И. Ленин много внимания уделял разъяснению и популяризации аграрной программы большевиков. В этой связи он попытался показать несостоятельность эсеровской программы «Социализации земли».

При изучении Декрета о земле следует обратить внимание и подробно проанализировать то раздел, который представлен Крестьянскими наказами. Сопоставьте этот документ с основными пунктами большевистской аграрной программы и уясните, чем был вызван отход большевиков от своей программы.

Требования Декрета о земле были конкретизированы и развиты в Основном законе социализации земли, утвержденны ВЦИК 27 января 1918 г. Студентам необходимо внимательно ознакомиться с первым разделом этого закона и выявить то новое, что содержал данный документ в сравнении с Декретом о земле.

В современной исторической литературе предпринята попытка нового осмысления сущности аграрной революции в России. В развернутом виде она представлена В.В. Кабановым в статье «Аграрная революция в России».

Начало реализации Декрета о земле, переход власти на селе к Советам, и стремление последних решить различные проблемы деревенской жизни привели к обострению классовой борьбы на местах. Наибольшую остроту приобрел весной 1918 г. Продовольственный вопрос. От его решения во многом зависела дальнейшая судьба большевистской революции в России. В работах Ленина, относящихся к маю 1918 г., Вам необходимо выявить систему чрезвычайных мер, рассчитанных на решение продовольственной проблемы. Эти меры нашли законодательное выражение в декретах ВЦИК от 13 и 27 мая о продовольственной диктатуре. Необходимо самым тщательным образом изучить все эти документы и попытаться дать им историческую оценку. Соотнесите все эти меры советского государства с нынешней их трактовкой в исторической литературе.

Создание и деятельность комитетов деревенской бедноты необходимо рассматривать в контексте той политики, которую советская власть начала проводить на селе весной 1918 г., вводя продовольственную диктатуру, а затем направив в деревню продовольственные отряды из городов. В советской историографии история комбедов и их деятельность трактовались однозначно положительно. Лишь в конце 80-х начале 90-х гг. XX века в некоторых работах наметилась попытка по-новому посмотреть на них. При изучении данного вопроса необходимо проанализировать текст декрета ВЦИК «Об организации деревенской бедноты и снабжении ее хлебом, предметами первой необходимости и сельскохозяйственными орудиями», сосредоточив главное внимание на выяснении задач, поставленных перед комитетами деревенской бедноты. Сопоставьте эти задачи с реальной практикой комбедов, и Вы убедитесь в том, что они не совпадают. Комбеды в своей деятельности вышли далеко за рамки определенных им задач, и важно уяснить, к чему это практически привело. Следует также обратить внимание на тот факт, что уже через несколько месяцев после принятия декрета о комбедах встал вопрос об их ликвидации. Необходимо разобраться в обстоятельствах, повлиявших на решение IV Чрезвычайного съезда Советов о слиянии комитетов деревенской бедноты с местными Советами.