Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
Приступая к изучению первой российской революции, определите, прежде всего, понятие революции, как качественного скачка в развитии общества в целом и как политического переворота. Какова между ними взаимосвязь? По мнению современников того времени, а также исследователей, Россия в начале ХХ века представляла собой «узел противоречий». Исходя из этого, попытайтесь сделать выводы об объективности революционного процесса в России начала ХХ века. Необходимо раскрыть объективные противоречия, сложившиеся в стране к 1905 г., которые основывались на глобальном конфликте феодальных отношений и капиталистической модернизации. Раскройте всю систему социальных противоречий. Нужно показать и наличие субъективных факторов, которые привели российское общество к революционной ситуации и революционному кризису.
Расскажите историю появления «Петиции», определите ее авторов, выявите структуру документа, систематизируйте предъявляемые в ней требования, определите, интересы каких сил она выражала, и какое отношение к ней было со стороны общественности. На основе источников и литературы ответьте на вопросы: почему мирное шествие превратилось в кровавое событие? Кто несет за это политическую ответственность (т.е. кому было выгодно, чтобы шествие закончилось именно таким образом)?
Шестой вопрос посвящен проблеме периодизации российской революции, который в исторической литературе носит дискуссионный характер. Определите количественные критерии таких понятий, как «подъем революционного движения», «высший этап революции», «спад революционного движения». Подробно проанализируйте события каждого этапа. В исторической литературе существует несколько точек зрения о высшем этапе революции в России. Первая точка зрения связана с тем, что высший этап революции следует относить к 17 октября 1905 г. (она сформулирована либеральной общественностью). Вторая точка зрения, предложенная Лениным, заключается в том, что высший подъем революции приходиться на декабрьское вооруженное восстание в Москве. Попытайтесь обосновать сильные и слабые стороны этих позиций.
К последнему вопросу подготовьте материал, который достаточно содержательно раскрывает причины поражения революции. Рассмотрите все мероприятия властей направленные на подавление революционного процесса.
- Оглавление
- Общие методические рекомендации по изучению курса истории России периода с 1881 – 1921 гг.
- Тема 1. Особенности развития промышленности России на рубеже XIX – XX вв.
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 2. Аграрный вопрос в России начала XX века.
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные задания для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 3. Внешняя политика Российской империи в конце XIX – начале XX вв.
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 4. Политический спектр России конца XIX – начала XX вв.
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 5. Российская революция 1905-1907 гг.
- 4 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 6. Становление российского парламентаризма.
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 7. Аграрные проекты политических партий России в начале XX века.
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 8. Столыпинская аграрная реформа.
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 9. Участие России в Первой мировой войне
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 10. Февральская Буржуазно-демократическая революция.
- 4 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 11. Аграрная политика Советского правительства
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 12.Становление советской политической системы.
- 2 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Тема 13. Гражданская война и интервенция.
- 4 Часа план
- Источники и литература
- Методические указания и контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к занятию
- Примерные вопросы к экзамену