Свидетельство молодой сенегалки Соу Ндеи
В момент провозглашения независимости Сенегала Coy Ндеи было двенадцать лет и она училась в 4‑м классе школы, где преобладали белые ученики. Для нее прошлое – это главным образом римляне и жизнь римских детей, римские термы, театр и цирк. Она вспоминает также галлов, их зеленую, в лиственных лесах страну с резко различающимися временами года, чего нет в Сенегале. Живое и дивное прошлое она представляет себе под солнцем Прованса. Первая книга, которую она прочла, называлась «В голубой стране», там рассказывалось о греко‑римской истории. А затем следуют Карл Великий, основавший школу, Людовик XIV, соорудивший необыкновенные сады и дворцы. Вот пространство, в котором движется ее память о прошлом; ни родной стране, ни Африке в целом в нем нет места. Лишь значительно позднее они выступают на сцену, а до этого, как говорит учительница, их прошлое было «неинтересным».
От прошлого Африки осталось лишь два ничтожных следа, и это не вызывает ни стеснения, ни стыда. Во‑первых, вспоминается Мусса, жена короля Мали. Она совершала паломничество в Мекку, и во время перехода через пустыню ее охватило желание принять ванну: слуги тотчас вырыли ей бассейн прямо в песках. Во‑вторых, упоминается кровожадный Самори; он приказывал умерщвлять беременных служанок и в специальном сосуде толочь неродившихся детей. Нет, прошлое Африки не могло питать воображения Coy Ндеи. История, о которой можно было грезить, происходила в другом месте. Первая рана, зарубцевавшаяся лишь двадцать лет спустя, была получена в 5‑м классе, при изучении великих завоеваний. «Вслед за вестготами, – говорила учительница, – в Галлию вторглись остготы, франки, а затем приверженцы ислама. Мусульманские завоеватели пришли из Африки в Испанию и потом в Галлию. Но, к счастью, им не удалось ее завоевать, Карл Мартел их остановил; они были изгнаны сначала из Галлии, а позже и из Испании». Это «к счастью» кинжалом пронзило сердце Coy Ндеи. О своем волнении она шепнула соседке, такой же, как и она, черной и мусульманке. Рана затягивалась с трудом. Она вновь открылась, когда преподаватель французского дал ей прочесть поэму Бернара Дадие «Благодарю тебя, Боже что ты создал меня черным». У нее полились слезы.
Отныне она почувствовала связь между борьбой за независимость и стремлением воссоздать ценности африканской культуры. «Черное красиво» – пели подруги Coy Ндеи; она стала носить украшения и головные уборы такие, какие носили ее предки, пытаясь найти в истории источники национального самосознания.
Сегодня подобные поиски порождают в Черной Африке отчужденность по отношению к историкам и кинематографистам, даже самым благорасположенным по отношению к африканскому прошлому. «Двадцатидневного пребывания не может хватить, чтобы нас узнать, чтобы нас понять», – говорит Coy Ндеи. И я чувствую, что скрывается за ее улыбкой; в глубине души она полагает: они завоевали, грабили, эксплуатировали нас, и вот теперь этот иностранец хочет отнять еще и последние жалкие остатки ее сокровенного самосознания, добраться и до него.
Только далекое прошлое не может быть предметом размышлений: оно кодифицировано. В ином положении находится более близкое. Вспоминать его события не возбраняется. Именно так обстоит дело с колониальным завоеванием, которое сохраняется еще в памяти африканцев. Жан Руш превосходно воспроизвел его в фильме «Бабату и три совета».
- Марк Ферро
- От переводчика
- Предисловие
- 1. Пережитки «белой» истории: Йоханнесбург
- Хронология
- От великого трека к Марко Поло
- Добродетель и мужество буров
- Как трудно быть поселенцем
- Проблема «национальных отечеств» африканцев и оправдание апартеида
- Расистская добросовестность
- «Черная» контристория?4: Кредо Мутва
- 2. Деколонизированная история: Черная Африка Стратификация истории в Черной Африке
- От истории к легенде: Чака, король зулу
- Пространство прошлого
- Вторая страта: «Наши предки галлы»
- Свидетельство молодой сенегалки Соу Ндеи
- Запрограммированная деколонизация
- На что бросает свет и о чем умалчивает новая африканская история
- Чеддо и ислам
- Антихристианская традиция поэзии суахили
- Торговля в одном направлении
- 3. Заметка о Тринидаде: история‑заклинание
- Рабство сквозь годы
- 4. Индия: история, лишаемая сущности Хронология
- Исключительная древность и мудрость Индии
- Чудесная история Рамы и Ситы12
- Очищение и секуляризация истории
- Букет цветов Ашоки16(273 г. До н. Э.)
- О чем не рассказывают юным индийцам
- Вызов ислама
- Величие и упадок Великих Моголов
- Подвиги Шиваджи
- Англичане, или сказка об обезьяне и двух котах
- Лицом к лицу с англичанами: непрекращающееся сопротивление
- Видение победителей
- Видение индийцев
- 5. История ислама или история арабов?
- Роль географии
- Урок ислама
- Два видение арабов: Ирак
- Египетская версия
- Представление об арабском «завоевании»: освобождение
- Арабы в Азии
- Арабские династии и генеалогия семьи Мухаммеда
- Арабизация истории ислама
- Мусульмане и евреи
- В основе несчастий арабов – империализм
- Египет в авангарде антиимпериалистической борьбы: от Мухаммеда Али до Насера
- Насер – история в картинках
- Крестовые походы в Израиль
- А существовала ли вообще французская колонизация Алжира?
- Перевернутая история
- «Арабское средневековье было периодом процветания»
- «Французский Алжир»
- 6. Персидский и турецкий варианты Арабо‑мусульманский мир и Иран Краткая хронология
- Персы, арии, основатели первой великой религии
- Сила и терпимость – добродетели державы Сасанидов
- Арабское завоевание
- Имам Али, настоящий иранский крестьянин
- Блеск мусульманской Персии
- «Восстановить величие, существовавшее до арабов»
- Ассасины (курильщики гашиша)
- Сефевидская реставрация
- Величие и упадок
- Появление русских и англичан
- Поэзия поддерживает патриотическую историю
- Турция: прославление гуннов и кочевых цивилизаций
- 7. От священной истории к истории отечества и государства: взгляд из Европы
- Испания: праздник – свидетель истории
- История во времена нацистов
- Триумф лжи
- Фальсификация путем перестановки
- То, что постыдно, переносится на других
- Франция: тяга к истории и страх перед ней
- Примечание