Роль географии
Это видение истории дополняется представлением, что арабо‑мусульманский мир имеет собственную географию в географии цивилизаций. В своем труде о географах эпохи расцвета арабской цивилизации (V.4) Андре Микель показывает, что если история четко делится на два периода – до Пророка и после, то в географии исламские страны «являются пупом, центром мира». Разумеется, то же самое было в Китае с его Срединной империей, но у арабо‑мусульман эта идея выражена наиболее отчетливо и в каком‑то смысле оправдана – они действительно в «центре».
А. Микель показывает, например, что все климаты земли классифицированы арабскими географами таким образом, что четвертый климат, климат Ирака, находится в центре, три расположены севернее и три – южнее его. Называемый «пупом мира» регион Ирак – Аравия (к которым иногда прибавляется Иран) стоит на первом месте в истории мировых царств; за ним следуют четыре других: Китай, Турция, Индия и Византия. К тому же именно над Ираком светит самое ясное солнце. Эта страна богаче всех других. Императору Китая лучше всего повинуются, он господствует над людьми. Владыка турок – король хищных зверей, и это касается как людей, так и животных. Повелитель Индии – владыка слонов и мудрости. Император Византии царствует над красивыми людьми и над алхимией. Что же касается повелителя арабов, то он властвует над всем. Говоря об отрицательных качествах разных народов, географ Ибн ал‑Фарих отказывает туркам в верности, византийцам в благородстве, хазарам в стыдливости, неграм в серьезности, славянам в смелости, индийцам в целомудрии.
Связанная с исторической памятью, географическая традиция определяет видение других народов, которое у арабов сложилось прежде. А. Микель, основываясь на трудах арабских географов, пишет: «Китайцы – это народ, искусный в технике и в ремеслах; Индия – страна теоретических наук, математики и вытекающих из них астрономии и музыки; наследникам греков – византийцам, искусным в технике, также принадлежит астрономия, но вместе с медициной, философией и алхимией; Ирану даны во владение этика и политика; наконец, туркам остается война. А арабам? За собой они признают – и никто у них этого не оспаривает – истинный поэтический дар и вслед за семитами (Халдеей), владеющими даром пророчества, они обладают истинной религией. Именно в этом заключается различие между ними и остальным миром, и в этом они черпают сознание своего превосходства» (V.4).
Описывая и изучая богатства Индии и Китая, арабские географы утверждаются в этом превосходстве. Разумеется, все эти чужеземные страны цивилизованны, но они не поняли, в чем состоит сущность жизни, не поняли необходимости согласия между волей Бога и верующего. «Если их социальные структуры и достойны похвалы, то это лишь по счастливой случайности. Однако не ведая истинного смысла жизни, эти страны никак не выдерживают сравнения с миром ислама. И если существуют разные оценки человеческого поведения, то в вопросе веры их только две: мусульманин и немусульманин. Единственная граница проходит между ними» (IV.4).
- Марк Ферро
- От переводчика
- Предисловие
- 1. Пережитки «белой» истории: Йоханнесбург
- Хронология
- От великого трека к Марко Поло
- Добродетель и мужество буров
- Как трудно быть поселенцем
- Проблема «национальных отечеств» африканцев и оправдание апартеида
- Расистская добросовестность
- «Черная» контристория?4: Кредо Мутва
- 2. Деколонизированная история: Черная Африка Стратификация истории в Черной Африке
- От истории к легенде: Чака, король зулу
- Пространство прошлого
- Вторая страта: «Наши предки галлы»
- Свидетельство молодой сенегалки Соу Ндеи
- Запрограммированная деколонизация
- На что бросает свет и о чем умалчивает новая африканская история
- Чеддо и ислам
- Антихристианская традиция поэзии суахили
- Торговля в одном направлении
- 3. Заметка о Тринидаде: история‑заклинание
- Рабство сквозь годы
- 4. Индия: история, лишаемая сущности Хронология
- Исключительная древность и мудрость Индии
- Чудесная история Рамы и Ситы12
- Очищение и секуляризация истории
- Букет цветов Ашоки16(273 г. До н. Э.)
- О чем не рассказывают юным индийцам
- Вызов ислама
- Величие и упадок Великих Моголов
- Подвиги Шиваджи
- Англичане, или сказка об обезьяне и двух котах
- Лицом к лицу с англичанами: непрекращающееся сопротивление
- Видение победителей
- Видение индийцев
- 5. История ислама или история арабов?
- Роль географии
- Урок ислама
- Два видение арабов: Ирак
- Египетская версия
- Представление об арабском «завоевании»: освобождение
- Арабы в Азии
- Арабские династии и генеалогия семьи Мухаммеда
- Арабизация истории ислама
- Мусульмане и евреи
- В основе несчастий арабов – империализм
- Египет в авангарде антиимпериалистической борьбы: от Мухаммеда Али до Насера
- Насер – история в картинках
- Крестовые походы в Израиль
- А существовала ли вообще французская колонизация Алжира?
- Перевернутая история
- «Арабское средневековье было периодом процветания»
- «Французский Алжир»
- 6. Персидский и турецкий варианты Арабо‑мусульманский мир и Иран Краткая хронология
- Персы, арии, основатели первой великой религии
- Сила и терпимость – добродетели державы Сасанидов
- Арабское завоевание
- Имам Али, настоящий иранский крестьянин
- Блеск мусульманской Персии
- «Восстановить величие, существовавшее до арабов»
- Ассасины (курильщики гашиша)
- Сефевидская реставрация
- Величие и упадок
- Появление русских и англичан
- Поэзия поддерживает патриотическую историю
- Турция: прославление гуннов и кочевых цивилизаций
- 7. От священной истории к истории отечества и государства: взгляд из Европы
- Испания: праздник – свидетель истории
- История во времена нацистов
- Триумф лжи
- Фальсификация путем перестановки
- То, что постыдно, переносится на других
- Франция: тяга к истории и страх перед ней
- Примечание