6. Персидский и турецкий варианты Арабо‑мусульманский мир и Иран Краткая хронология
550‑529 гг. до н. э. – Правление Кира.
521 г. до н. э. – Держава Дария I Ахеменида простирается до Инда.
490– 480 гг. до н. э. – Греко‑персидские войны.
334 г. до н. э. – Начало завоевания Персии Александром Македонским.
250 г. до н. э. – Объединение Парфии; образование Парфянского государства под властью династии Аршакидов, пришедших на смену Селевкидам, преемникам Александра.
III – I вв. до н. э. – Династия Птолемеев в Египте.
I в. до н. э. – Завоевание Восточного Средиземноморья Римом.
53 г. до н. э. – Красс терпит поражение от парфян при Каррах.
I в. н.э. – Распространение христианства на Востоке.
224 г. н. э. – Арташир основывает династию Сасанидов.
III – IV вв. – Восточная Римская империя. Держава Сасанидов распространяет свою власть до Йемена.
610‑614 гг. – Захват Хосровом II Иерусалима, Армении; апогей державы Сасанидов.
628 г. – Поход византийского императора Ираклия против Хосрова.
632 г. – Смерть Мухаммеда.
634 г. – Начало арабских завоеваний.
651 г. – Завоевание Ирана арабами. Конец династии Сасанидов.
661 – 680 гг. – Халиф Муавия; начало династии Омейядов.
680 г. – Резня при Кербеле.
732 г. – Битва при Пуатье между арабами и франками под предводительством Карла Мартела.
751 г. – Арабы наносят поражение китайским войскам при Таласе; апогей и конец арабских завоеваний.
750‑945 гг. – Династия Аббасидов.
786‑809 гг. – Харун ар‑Рашид.
IX в. – Эмираты Саффаридов и Саманидов в Иране. Распад «арабской» империи.
945 г. – Взятие Багдада Буидами. Начало династии Буидов.
969 г. – Утверждение династии Фатимидов в Египте.
Вторая пол. XI в. – Распространение ислама среди тюркских кочевых племен.
1055 г. – Вступление тюркских войск Сельджукидов в Багдад.
1071 г. – Победа тюркских войск над византийскими у крепости Манцикерт.
1174‑1193 гг. – Правление Салах ад‑Дина.
1189‑1204 гг. – Третий и четвертый крестовые походы.
1220 г. – Завоевание Чингисханом Самарканда и Бухары.
1258 г. – Хулагу‑хан занимает Багдад.
3 сент. 1260 г. – Разгром монгольского войска египетскими мамлюками.
Начало XV в. – Египет становится культурным центром мусульманского мира.
1405 г. – Смерть Тимура.
1453 г. – Взятие турками Константинополя и превращение его в столицу Османской империи.
1502‑1524 гг. – Правление шаха Измаила; начало династии Сефевидов. Прекращение экспансии Османской империи в Иране.
Первая пол. XV в. – Расцвет мусульманских держав: Османской империи, Персидской империи и империи Моголов.
1571 г. – Морское сражение при Лепанто; турецкий флот терпит сокрушительное поражение от соединенного флота католических государств Европы.
1587‑1629 гг. – Правление шаха Аббаса I. Перенос столицы в Исфахан. Широкое строительство в Исфахане.
1623‑1624 гг. – Завоевание Аббасом Ирака; взятие Багдада.
1683 г. – Турецкие войска терпят поражение под стенами Вены.
1721‑1722 гг. – Поход афганцев‑гильзаев на Исфахан. Захват власти Махмудом.
1736‑1747 гг. – Правление Надир‑шаха.
1739 г. – Захват и разграбление Дели Надир‑шахом.
1798‑1799 гг. – Экспедиция Наполеона Бонапарта в Египет.
1813‑1828 гг. – Войны России с Персией. Туркманчайский мирный договор.
1830 г. – Появление французов в Алжире.
1833 г. – Египет получает автономию при Мухаммеде Али.
1853 г. – Русский царь называет Турцию «больным человеком» Европы.
Сер. XIX в. – Возрождение арабского национального движения в Египте.
1881–1904 гг. – Завоевание Туниса и Марокко Францией.
1882 г. – Бомбардировка Александрии англичанами. Начало английской оккупации Египта.
1907 г. – Англо‑русское соглашение о разграничении сфер влияния в Иране.
1914 г. – Установление английского протектората в Египте.
1916 г. – Соглашение «Сайкс‑Пико» между Англией и Францией о разделе земель Турецкой империи.
1917 г. – Декларация Бальфура о создании «еврейского национального очага» в Палестине.
1918 г. – Распад Османской империи. Иран, Ирак, Египет под англо‑французским влиянием.
1918‑1923 гг. – Возрождение пантюркизма.
1936 г. – Англо‑египетский договор; политическая независимость Египта.
Из всех мусульманских стран наибольшую дистанцию по отношению к арабам несомненно держит Иран. Если в Египте или же в Магрибе национальное самосознание подчас растворяется в более широком самосознании арабов и сторонников ислама, а Египту так даже нравится играть роль лидера арабского мира, то важнейшей чертой ментальностей Ирана, его «пережитой истории» является отмежевание от арабов, даже при том, что первые историки в Иране писали по‑арабски, даже при том, что до арабов в Иране вообще не было историков. Национальное самосознание со времен принятия ислама здесь формировалось в форме шиизма, как и в Алжире, но враждебность по отношению к арабам, а затем к туркам была сильнее враждебности к суннитам. Эта черта явственно проступает в школьных учебниках, как и то, что для Ирана славная эпоха, величие страны, – это отнюдь не период исламизации, а время правления Сасанидов, которые были впоследствии побеждены арабами… На европейский взгляд, самый выдающийся период иранской истории – это эпоха Ахеменидов, поскольку ее наследие было воспринято культурой Греции, Рима, культурой Возрождения. Но стоит отойти от этого европейского взгляда, и законность позиции иранцев становится очевидной. Эпоха Сасанидов – это и впрямь период, когда сверкающее величие Персии не ведает соперников, когда соседняя Римская империя клонится к упадку под ударами варваров. Впрочем, этот период продолжался недолго, и конец ему положило арабское завоевание.
Итак, в Иране, как и в Египте, очень большое место отводится доисламской истории страны. С самого начала отчетливо и даже дважды сформулировано, что иранцы – это арии по происхождению.
- Марк Ферро
- От переводчика
- Предисловие
- 1. Пережитки «белой» истории: Йоханнесбург
- Хронология
- От великого трека к Марко Поло
- Добродетель и мужество буров
- Как трудно быть поселенцем
- Проблема «национальных отечеств» африканцев и оправдание апартеида
- Расистская добросовестность
- «Черная» контристория?4: Кредо Мутва
- 2. Деколонизированная история: Черная Африка Стратификация истории в Черной Африке
- От истории к легенде: Чака, король зулу
- Пространство прошлого
- Вторая страта: «Наши предки галлы»
- Свидетельство молодой сенегалки Соу Ндеи
- Запрограммированная деколонизация
- На что бросает свет и о чем умалчивает новая африканская история
- Чеддо и ислам
- Антихристианская традиция поэзии суахили
- Торговля в одном направлении
- 3. Заметка о Тринидаде: история‑заклинание
- Рабство сквозь годы
- 4. Индия: история, лишаемая сущности Хронология
- Исключительная древность и мудрость Индии
- Чудесная история Рамы и Ситы12
- Очищение и секуляризация истории
- Букет цветов Ашоки16(273 г. До н. Э.)
- О чем не рассказывают юным индийцам
- Вызов ислама
- Величие и упадок Великих Моголов
- Подвиги Шиваджи
- Англичане, или сказка об обезьяне и двух котах
- Лицом к лицу с англичанами: непрекращающееся сопротивление
- Видение победителей
- Видение индийцев
- 5. История ислама или история арабов?
- Роль географии
- Урок ислама
- Два видение арабов: Ирак
- Египетская версия
- Представление об арабском «завоевании»: освобождение
- Арабы в Азии
- Арабские династии и генеалогия семьи Мухаммеда
- Арабизация истории ислама
- Мусульмане и евреи
- В основе несчастий арабов – империализм
- Египет в авангарде антиимпериалистической борьбы: от Мухаммеда Али до Насера
- Насер – история в картинках
- Крестовые походы в Израиль
- А существовала ли вообще французская колонизация Алжира?
- Перевернутая история
- «Арабское средневековье было периодом процветания»
- «Французский Алжир»
- 6. Персидский и турецкий варианты Арабо‑мусульманский мир и Иран Краткая хронология
- Персы, арии, основатели первой великой религии
- Сила и терпимость – добродетели державы Сасанидов
- Арабское завоевание
- Имам Али, настоящий иранский крестьянин
- Блеск мусульманской Персии
- «Восстановить величие, существовавшее до арабов»
- Ассасины (курильщики гашиша)
- Сефевидская реставрация
- Величие и упадок
- Появление русских и англичан
- Поэзия поддерживает патриотическую историю
- Турция: прославление гуннов и кочевых цивилизаций
- 7. От священной истории к истории отечества и государства: взгляд из Европы
- Испания: праздник – свидетель истории
- История во времена нацистов
- Триумф лжи
- Фальсификация путем перестановки
- То, что постыдно, переносится на других
- Франция: тяга к истории и страх перед ней
- Примечание