Очищение и секуляризация истории
В этой чудесной повести об истоках, где сочетаются миф и история, негативные черты отсутствуют. Легенда очищена от всего, что могло бы осквернить источники прошлого. Рамаяна – это история идеального правительства, которой последующим государям полагается вдохновляться. Поэтому в ней остаются скрытыми «ошибки», совершенные Рамой. Вероятно, самое постыдное его преступление – это нарушение законов войны, когда он предательски, в спину, убил Валина, завистливого брата Сугривы, сражавшегося в тот момент с другим. Второй проступок – отречение от Ситы, обожаемой и верной жены, от которой Рама после своей победы над Раваной отказывается, так как она жила у другого. Согласно легенде, Сита поднимается на костер, но не сгорает и таким образом доказывает свою верность. После этого она может возвратиться на трон. Эти эпизоды и им подобные замалчиваются, чтобы не бросить тень на образ Рамы, представляемый детям. Их хорошо знают и историки, изучающие происхождение индийцев, и они также по традиции стремятся «оправдать» Раму, объяснить его поведение. Точно так же в книгах, посвященных происхождению индийцев, замалчивается этнический конфликт между северными ариями, завоевателями с более светлой кожей, и более темными индийцами с Юга. Замечается только, что они «стали друзьями». Равным образом не говорится о «Грихьясутрах», содержащих основополагающие предписания, определяющие поведение главы индусской семьи, сборники правил о совершении ритуалов начиная от рождения человека и до самой его смерти. Но ведь суть индуса, именно индуса, т. е. того, кто принадлежит к религии индуизма, а не индийца вообще, и составляют эти домашние ритуалы, и это является характерной чертой жизни и истории Индии.
Итак, почтение к ритуалам обойдено молчанием, как будто цель преподавания истории состоит в лишении Индии ее индуистской сути. И эта гипотеза находит многократное подтверждение.
Сквозь всю историю последующих веков сверкающей нитью будет проходить память о добродетелях Будды13и государей, управляющих Индией.
«У Будды были самые чудесные игрушки, он ел самую изысканную пищу, носил самые роскошные одежды, женился на самой прекрасной из принцесс… Однако, увидев нищего, сказавшего, что он хотел бы умереть, Будда был потрясен и решил все бросить… Он поклялся, что не успокоится до тех пор, пока не найдет для мира избавления от печали и несчастья… (…) Он остриг волосы, не ел и не пил, обращался к мудрецам Индии, но не нашел ответа ни в посте, ни в паломничестве (…) Но вот однажды он сидел под огромным деревом и внезапно ему пришел ответ (…) Зависть, желание обладать – вот, что порождает в мире вражду (…) Для того, чтобы с ними покончить, нужно постичь восемь заветов, найти «средний путь». Он повсюду творил добро, отказывался различать касты14…» (IV.4).
Что касается государей, то у них гордость сочетается с милосердием – самой характерной их добродетелью.
«Как мне с тобой обойтись? – спросил Александр Великий, когда он пришел в Индию и захватил в плен царя Пора.
– Как с царем, – ответил Пор.
Под впечатлением этого ответа Александр оставил Пору царство (…) Солдаты устали, они отказывались идти дальше. Александр возвратился в Грецию».
«Подвиги Александра заворожили и возбудили молодого индийского принца Чандрагупту Маурью. Он решил подражать Александру и завоевать Индию. Ему это удалось, и он основал царство, которое охватывало почти всю Индию. Он прекрасно управлял страной, а его министр даже написал книгу, в которой объяснял, что нужно делать, чтобы хорошо управлять страной. Эта книга называется „Артхашастра“15» (IV.4).
В учебнике постоянно присутствует тема необходимости для Индии сохранять единство; она проявляется и в аллегории букета цветов Ашоки.
- Марк Ферро
- От переводчика
- Предисловие
- 1. Пережитки «белой» истории: Йоханнесбург
- Хронология
- От великого трека к Марко Поло
- Добродетель и мужество буров
- Как трудно быть поселенцем
- Проблема «национальных отечеств» африканцев и оправдание апартеида
- Расистская добросовестность
- «Черная» контристория?4: Кредо Мутва
- 2. Деколонизированная история: Черная Африка Стратификация истории в Черной Африке
- От истории к легенде: Чака, король зулу
- Пространство прошлого
- Вторая страта: «Наши предки галлы»
- Свидетельство молодой сенегалки Соу Ндеи
- Запрограммированная деколонизация
- На что бросает свет и о чем умалчивает новая африканская история
- Чеддо и ислам
- Антихристианская традиция поэзии суахили
- Торговля в одном направлении
- 3. Заметка о Тринидаде: история‑заклинание
- Рабство сквозь годы
- 4. Индия: история, лишаемая сущности Хронология
- Исключительная древность и мудрость Индии
- Чудесная история Рамы и Ситы12
- Очищение и секуляризация истории
- Букет цветов Ашоки16(273 г. До н. Э.)
- О чем не рассказывают юным индийцам
- Вызов ислама
- Величие и упадок Великих Моголов
- Подвиги Шиваджи
- Англичане, или сказка об обезьяне и двух котах
- Лицом к лицу с англичанами: непрекращающееся сопротивление
- Видение победителей
- Видение индийцев
- 5. История ислама или история арабов?
- Роль географии
- Урок ислама
- Два видение арабов: Ирак
- Египетская версия
- Представление об арабском «завоевании»: освобождение
- Арабы в Азии
- Арабские династии и генеалогия семьи Мухаммеда
- Арабизация истории ислама
- Мусульмане и евреи
- В основе несчастий арабов – империализм
- Египет в авангарде антиимпериалистической борьбы: от Мухаммеда Али до Насера
- Насер – история в картинках
- Крестовые походы в Израиль
- А существовала ли вообще французская колонизация Алжира?
- Перевернутая история
- «Арабское средневековье было периодом процветания»
- «Французский Алжир»
- 6. Персидский и турецкий варианты Арабо‑мусульманский мир и Иран Краткая хронология
- Персы, арии, основатели первой великой религии
- Сила и терпимость – добродетели державы Сасанидов
- Арабское завоевание
- Имам Али, настоящий иранский крестьянин
- Блеск мусульманской Персии
- «Восстановить величие, существовавшее до арабов»
- Ассасины (курильщики гашиша)
- Сефевидская реставрация
- Величие и упадок
- Появление русских и англичан
- Поэзия поддерживает патриотическую историю
- Турция: прославление гуннов и кочевых цивилизаций
- 7. От священной истории к истории отечества и государства: взгляд из Европы
- Испания: праздник – свидетель истории
- История во времена нацистов
- Триумф лжи
- Фальсификация путем перестановки
- То, что постыдно, переносится на других
- Франция: тяга к истории и страх перед ней
- Примечание