3.6 Сущность социально-экономических преобразований переходного периода в России
Можно выделить еще несколько моментов, отличавших Программу-91 не только от программы Явлинского, но и от других довольно известных в ту пору и конкурировавших с ней программ Сабурова, Шаталина, Абалкина и др.
Во-первых, Программа-91 исходила из полного отрицания возможностей “особого пути” развития российской экономики и, подобно большинству опробованных в мировой практике стабилизационных программ, сосредоточивалась прежде всего на вопросах реформирования и оздоровления денежного сектора.
Во-вторых, Программа-91 была не только программой экономических реформ, но и (может быть, в первую очередь) программой формирования национальной государственности в России (прежде всего суверенности российского хозяйственного законодательства, национальной денежной программы, национальной валютной системы, собственной налоговой, бюджетной и внешнеэкономической политики, государственной собственности и инструментов государственного регулирования экономики).
По существу, философия и идеология преобразований задается в двух документах из указанного выше программного пакета - “Стратегия России в переходный период” и “Ближайшие экономические перспективы России”. Все остальные документы - а их несколько десятков - это скорее технологические карты, определяющие, что нужно делать и какие нормативные акты для этого потребуются.
В целом программный документ “Стратегия России в переходный период” определил принципиальный курс на экономическую независимость при “мягком” политическом союзе, который был принят президентом Ельциным и затем реализовывался на практике правительствами Гайдара и Черномырдина. Сутью его было не только проведение жизненно необходимых экономических реформ на основе маркетизации, либерализации, приватизации и финансовой стабилизации, но и создание российского национального государства со всеми его необходимыми атрибутами, прежде всего устойчивой и конвертируемой национальной валютой, налоговой системой, бюджетом, пограничными и таможенными службами, эффективной денежной системой, национальным банком.
Второй из важнейших документов, разработанных группой Гайдара, “Ближайшие экономические перспективы России”, определял философию стабилизационной и реформистской политики в условиях формирования институтов национальной государственности в России. Впервые в нем был сделан вывод, который затем неоднократно варьировался в последующих программных документах российских реформ, о том, что экономическую политику ближайшей перспективы определяет не идеальный замысел реформаторов, а сочетание трех кризисов, оставленных России в наследство рухнувшей экономикой Советского Союза:
- инфляционного кризиса (крупные макроэкономические диспропорции проявляются в ускоряющейся открытой инфляции и остром дефиците на всех товарных рынках),
- платежного кризиса (острый дефицит золотовалютных ресурсов и подрыв кредитоспособности страны ведут к вынужденному резкому падению импорта) и, наконец,
- системного кризиса (утрата органами государственной власти на всех уровнях способности регулировать ресурсопотоки).
Не повторение стандартных стабилизационных программ, а эти российские политико-экономические реалии заставили группу Гайдара определить финансово-денежную сферу как первичное звено стабилизационных и реформаторских усилий.
Дело в том, что в отличие от приватизации, демонополизации, формирования рыночных структур финансовая стабилизация может быть достижима даже в краткосрочной перспективе, для чего нужны лишь политическая воля властей и профессионализм исполнителей (практика последующих лет показала, что как раз политической воли реформаторской власти часто бывало недостаточно для преодоления политической воли ее оппонентов в условиях фактического двоевластия, вследствие чего макроэкономическая стабилизация оказалась отложенной, затянулась на целых четыре года - впрочем, это тема последующих глав книги).
Без достижения финансовой стабилизации невозможно в условиях паралича нерыночных механизмов организации ресурсопотоков сформировать соответствующие рыночные механизмы и таким образом избежать более чем реальной угрозы жизнеобеспечению населения, как невозможно и переключение предпринимательской активности из спекулятивной в производственную сферу, привлечение в нее как отечественных, так и зарубежных инвестиций.
Программа реформ в ее первоначальном варианте связывала успех макроэкономической стабилизации с одновременным введением российской национальной валюты. Имелось в виду на первом этапе осуществить не либерализацию в полном смысле этого слова, а упорядочение, реструктуризацию и существенное повышение общего уровня цен (примерно как это сделало последнее коммунистическое правительство Раковского в Польше). При этом в течение некоторого времени, ориентировочно полгода, должна была сохраняться ситуация подавленно-открытой инфляции. А уже затем предполагалось осуществить полномасштабную либерализацию цен с одновременным включением мощного механизма макроэкономической стабилизации, основным элементом которого и стало бы введение российской национальной валюты, отсекающее внероссийские источники предложения денег.
Однако уже в конце ноября 1991 года от этой идеи пришлось отказаться, поскольку практика работы в правительстве, открывшаяся дополнительная информация о реальном социально-экономическом положении страны показали, что еще полгода ситуации подавленно-открытой инфляции, быстрого роста цен и сохранения товарных дефицитов страна просто не выдержит, и кредит доверия правительству к моменту “настоящих” реформ, “настоящей либерализации” окажется исчерпанным. Поэтому пришлось пойти на вариант немедленной либерализации цен, хотя и с риском дестабилизирующего давления рублевой денежной массы из бывших союзных республик.
Это было проявлением политического реализма, так как на практике разделение денежных систем потребовало более значительного времени, чем предполагалось первоначально, эта работа осуществлялась со значительными трудностями и в несколько этапов. Во многом это было связано с мощным лоббизмом в пользу сохранения рублевой зоны, который осуществляли промышленники России и других республик бывшего СССР, правительства этих республик, широкий спектр российских политических сил от Руцкого до Явлинского. К сожалению, в числе адвокатов рублевой зоны на начальном этапе оказались и такие авторитетные организации как Международный валютный фонд и Комиссия европейского сообщества.
В этих условиях быстрое введение новой валюты оказалось невозможным. Не только по указанным политическим причинам, но и по причинам технологическим - требовалось значительное время для разделения счетов банков бывших союзных республик. Соответственно, пришлось расстаться с надеждой сократить за счет отсечения денежной массы, генерируемой в других республиках бывшего СССР, денежный навес и денежные потоки. Это крайне затруднило достижение финансовой стабилизации. Первый реальный шаг к ликвидации рублевой зоны и утверждению российской национальной денежной и валютной системы - разделение безналично-денежного оборота посредством введения корреспондентских счетов центральных банков бывших союзных республик в ЦБ России - удалось осуществить в июле 1992 года, но остальные меры вводились еще долго. Только в апреле 1993 года удалось прекратить практику предоставления странам СНГ так называемых технических кредитов для торговли с Россией.
- Экзаменационные ответы на вопросы по истории.
- 1. Основы методологии исторической науки.
- 2. Методы изучения истории и современная историческая наука.
- 3. Первобытное общество.
- 1. Каменный век
- 2. Медный век
- 3. Бронзовый век
- 4. Железный век
- 4. Общие проблемы истории Древнего Востока.
- 5. Ключевые проблемные вопросы в развитии Древней Греции.
- 6. Древний Рим: реперные точки исторического развития
- 7. Народы и государства на территории России.
- 8. Этногенез восточных славян.
- 9. Государства и народы Европы в эпоху раннего средневековья
- 10. Эпоха классического средневековья в Европе.
- 11. Средневековье на Востоке в V-XIII вв.
- Индия (VII – XVIII вв.)
- Арабский халифат (V – XI вв. Н.Э.)
- 12. Образование Древнерусского государства и его политическое развитие.
- 13. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в 9 – 13 века
- 14. Русские земли в период политической раздробленности: 12 век – первая половина 13 века
- 15 . Международное положение Руси, нашествие монголо-татар и установление ига.
- 16. Культура древней руси.
- 17. Государства и народы Европы в эпоху позднего средневековья.
- 18. Средневековье на Востоке в 14 – 15 веках
- 19. Русские земли и возвышение Москвы
- 20. Борьба московских князей за освобождение от ига и объединение русских земель
- 21. Особенности русского феодализма в 14 – 15 веке
- 22. Международные отношения в Восточной Европе в 14 – 15 веках: Русь, Литва и Орда
- 23. Русская культура в 14 – 15 веке
- 24. Западноевропейские государства в 16 – 17 веке
- 25. Восточная Европа в 16 – 17 веке
- 26. Государства и народы Азии и Америки в 16 – 17 веке
- 27. Московское государство в 16 веке.
- Борьба с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами – остатками Золотой Орды;
- Достижение выхода к Балтийскому морю;
- Возвращение земель, входивших в древнерусское государство.
- 28. Смутное время (предпосылки, причины, основные этапы и особенности)
- 29. Россия после Смуты (17 век)
- 30. Внешняя политика России в 17 веке
- 5. Восточное направление.
- 31. Социально-экономическое развитие России в 17 веке
- В итоге к середине 17 века разорение времен смуты было преодолено.
- 32. Русская культура в 16 – 17 веке (особенности и этапы развития)
- 33. Век просвещения в Европе и Америке (18 век)
- 34. Европа и Америка в первой половине 19 века
- В начале XIX в. Россия была огромной страной.
- Становление двухпартийной политической системы в сша в 1 половине 19 века. Существовали партии федералистов и республиканцев.
- Для расширения плантаций нужно было освоить территории. Южане должны были усилиться в политическом смысле.
- 35. Государства и народы Азии и Африки в XVIII – первой половине XIX вв.
- 36. Основные этапы и особенности преобразований Петра I. Эпоха «дворцовых переворотов».
- 37. Век Екатерины Великой и правление Павла I: основные черты государственно-политического и социально-экономического строя России во второй половине XVIII в.
- 38. Россия в первой половине XIX в.
- 39. Внешнеполитический курс Российской империи в XVIII в. – первой половине XIX в.
- 40. Русская культура в XVIII – первой половине XIX вв.
- 41. Европа и Америка во второй половине XIX века
- 42. Мир в начале 20 в.
- 43. Государства и народы Азии и Африки во второй половине 19-начале 20 вв.
- 44. Внутренняя политика и социально-экономическое развитие России во 2-й половине 19 века. Основные события: Реформы Александра II, Крестьянская реформа в России, Русско-турецкая война (1877—1878)
- 45. Россия в начале XX века
- 46. Общественная мысль и общественные движения во второй половине 19-начале 20 вв.
- 47. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. – начале хх в.
- 48. Русская наука и культура во второй половине XIX в. – начале хх в.
- Просвещение
- Литература
- Живопись
- Начало XX века — «серебряный век» русской культуры
- Живопись
- 49. Европа и Америка после Первой мировой войны (1918-1929 гг.).
- 50. Проявление кризисных тенденций в 1930-е гг. В мире.
- 51. Восток между двумя мировыми войнами (1918–1939 гг.).
- 52. Октябрьская революция 1917 г. И гражданская война в России.
- 53. Новая экономическая политика (нэп)
- 54. Курс на форсированное строительство социализма в ссср в конце 1920-х гг. – в 1930-е гг. И его итоги.
- 55. Внешняя политика ссср в 20-30-е гг. Хх в.
- 56. Культурная жизнь ссср в 1920-е – 1930-е гг.
- 57. Вторая мировая война.
- Начальный период Великой Отечественной войны
- Перелом в ходе Великой Отечественной войны
- Завершающий этап Великой Отечественной войны
- 58. Европа и Америка в послевоенном мире.
- 59. Азия и Африка после Второй мировой войны.
- 60. Ссср в годы Второй мировой войны
- Мероприятия по укреплению обороноспособности Советского государства
- Начало Великой Отечественной войны
- Партизанская война
- Освобождение территории ссср и Восточной Европы от фашизма (1944-1945)
- 6. Итоги Великой Отечественной войны
- 61. Послевоенное развитие Советского союза (1945-1964 гг.)
- Послевоенный период (1945—1953)
- «Хрущёвская оттепель» (1953—1964)
- 62. Эпоха «развитого социализма» и «перестройка» в ссср (1964-1991 гг.)
- «Застой» (1964—1985)
- Перестройка (1985—1991)
- 63. Внешняя политика ссср во второй половине XX в.
- 64. Наука и культура во второй половине XX в.
- 65. Советская культура во второй половине XX в.
- Культура во второй половине 60-х — середине 90-х годов
- 66. Утверждение либерально-рыночных экономических основ России.
- 3.5 Продвижение России к экономической самостоятельности
- 3.6 Сущность социально-экономических преобразований переходного периода в России
- 67. Социальные преобразования на рубеже XX–XXI вв., новые отношения государства, общества и человека.
- Взаимоотношения России со странами снг
- Проанализируем аспекты взаимоотношений России со странами снг.
- Перспективы развития России в XXI веке
- 68. Внешняя политика новой России и ее роль в современном мире.