logo
Экзаменационные ответы по истории

В начале XIX в. Россия была огромной страной.

Император Александр – I (1801 – 1825 гг.) в начале своего правления осуществлял либеральные реформы (Указ о вольных хлебопашцах 1803 год, открытие Харьковского и Петербургского университетов). По поручению царя Сперанский разработал план государственных преобразований, по которому Россия превратилась бы в конституционную монархию, но под влиянием дворянства император отказался от своих планов. Отечественная война 1912 года и Заграничные походы русской армии, оказали большое влияние на русское общество. По возвращению в Россию стали возникать офицерские кружки, целью которых была подготовка государственных и общественных реформ.

Более радикальной была русская правда Пестеля, которая предусматривала: - отмену крепостного права, наделение крестьян землёй; - ликвидацию сословий, равенство всех граждан перед законом; - провозглашение республики, гражданских свобод; - введение всеобщего избирательного права.

Смерть Александра – I (1825) спровоцировала выступление заговорщиков. 14 декабря 1825 года декабристы вывели некоторые воинские части на Сенатскую площадь Петербурга, что бы воспрепятствовать принесению присяги Николая – I. Попытки мирным путём заставить декабристов сложить оружие не удалась, в ту же ночь были арестованы многие руководители декабристского движения.

В конце декабря на Киевщине началось восстание Черниговского полка. 3 января 1826 года восстание было подавленно. Движение декабристов имело огромное значение:

  1. Против самодержавия выступила вооружённая оппозиция;

  2. Передовая часть дворянства стремилась реформировать общественные отношения и политическую систему по образцу западноевропейских государств.

При Николае – I (1825 – 1855 гг.) усилилась централизация власти, вырос бюрократический аппарат. В общественной жизни преобладали консервативные тенденции: ужесточилась цензура, усилился надзор за учебными заведениями. Министр просвещения Уваров сформулировал теорию «официальные народности». Но общественное движение продолжало развиваться. Чаадаев «Философские письма» подверг критике крепостничество и теорию официальной народности.

В 30-е годы складывается либеральное направление в общественном движении – западничество, выступали за развитие России по западноевропейскому пути. Оппонентами западников были славянофилы считали, что Россия развивается своим самобытным путём.

1. Проблема Севера и Юга в контексте социально-экономического и политического развития в США в 1 половине 19 века.

После войны за независимость Север и Юг США развивались по-разному. У них происходили различные процессы в экономике – плантационное рабство на юге и промышленный капитализм на Севере. Но было нечто общее для двух сторон – все процессы шли на фоне стремительного освоения новых территорий. К 1861 года США сложились как территориально единое государство. В 1803 году была куплена громадная территория Луизианы у Франции. В 1819 году и Испании были приобретены Западная и Восточная Флорида, объединённые воедино. В 1845 и 1848 году у Мексики были приобретены Техас и Новая Мексика. Эти территории иначе определили будущее Америки. В 1845 году был подписан договор по передаче Орегона. А в 1867 году Аляска и Алеутские острова пополнили политическую карту США.

Наличие огромных территорий является особенностью этого государства.

Развитие северо-востока и севера в экономическом смысле было сходным с развитием в странах Западной Европы. Промышленный переворот завершился к 60м годам. Темпы интенсивного промышленного развития региона обеспечивались политикой, которую проводило правительство – политики протекционизма. На юге и на западе сложились иные формы экономического развития. Огромный массив новых земель создавал уникальную социальную ситуацию. К примеру, работяга, лишившись работы, не шёл на рынок рабочий силы, как это было бы в каком-нибудь Манчестере, а покупал себе фургон, ехал на запад и открывал своё дело.

Плантационное хозяйство южан было ориентировано на Европу. Именно на внешний рынок, что не нравилось северянам. Часто были конфликты в Конгрессе.

Территория была огромной, нужно было строить пути. Поэтому, вся первая половина 19 века ушла на строительство каналов. Они связывали между собой реки и озёра. Но помимо водного транспорта для США было актуальным строительство железных дорог. Но уже в конце 20х годов конки стали заменяться паровозами. Активное строительство железных дорог началось в 30х годах 19 века. Вагоны все были крытыми, по классам не делились – вагоны уравнивали всех. В них ехали и рабы, и плантаторы. Иногда вагоны называют «социальным уравнителем».

В 1869 году была построена первая Трансконтинентальная магистраль, соединившая восточное и западное побережье. В 1819 году был создан первый американский океанский пароход «Саванна».