2. Распространение хазарского и мадьярского контроля над южно-русскими племенами
У составителя «Повести временных лет», использовавшего ряд древних устных преданий, было смутное представление о том, что южно-русские племена в некоторое отдаленное время принадлежали к великому государству, или союзу, внутри которого каждое племя могло сохранять свои собственные обычаи. Этот «союз» греки называли Великой Скифией; каждое племя держалось и своих собственных обычаев, и законов, и преданий их отцов, и у каждого племени было свое свойство1251. В этом предании о Великой Скифии можно усмотреть отзвуки сарматской и гуннской эпох, но более естественным представляется отнесение Великой Скифии «Повести временных лет» к хазаро-мадьярскому периоду, когда, между прочим, сами хазары употребляли славянское слово «закон». В конце седьмого века племена асов и русов с нижнего Дона покорились хазарам, в то время как племена асов в районе верхнего Донца были завоеваны мадьярами, последние, однако, считали себя наделенными верховной властью над хазарами в этой местности. Согласно нашему предположению1252, в 730-е гг. в регионе верхнего Донца появились шведы и столкнулись с мадьярами. Эти последние тогда двинулись на запад в район нижнего Днепра и Буга и частично завоевали, частично вытеснили на север полян и уличей1253. Теперь донецко-донской речной путь контролировался шведами, которые со временем смешались с асами и русами, приняв название последних. Новые объединенные русы, должно быть, сначала признавали над собой господство хазар, но затем, около 825 г., порвали с ними и основали свой собственный каганат. Около 833 г. хазары нанесли ответный удар, построив крепость Саркел, намереваясь отрезать русских от донского речного пути1254. Возведение Саркела явилось лишь первым шагом в стремлении хазар взять Русский каганат в кольцо. Чтобы обезопасить свой контроль над нижним Доном и предотвратить возможность прихода новых варяжских отрядов на помощь русским, хазары вынуждены были также удерживать контроль над верхним Доном и верхним Донцом. Такая политика была также продиктована и экономическими соображениями. Именно по верхне-донецкому пути азовские русские получали с севера меха. Примечательно то, что как только хазары завоевали русские племена в районе Оки, они наложили дань в мехах. Работы по строительству Саркела начались около 833 г. Мы можем представить, что к 840 г. хазары, должно быть, завоевали северян и вятичей, а позднее – также и радимичей. Относительно хазарского контроля над полянами свидетельства противоречивы. Под датой 6367 г. от сотворения мира (859 г. н.э.) летописец записывает, что поляне платили хазарам дань мехами1255. Однако, согласно другому рассказу1256, когда хазары потребовали дань с полян, те предложили заплатить мечами. Летописец сообщает, что хазарским старшинам это предложение показалось подозрительным, и они предостерегли своего «князя» (т.е. кагана) такими словами: «Не добрая эта дань, князь. Мы ее добыли оружием, острым с одной стороны, которое называется саблей, а их оружие обоюдоострое и называется мечом. Эти люди наложат дань на нас и на другие страны. И все это сбылось»1257. Этот рассказ, как он читается в «Повести временных лет», несомненно, является плодом поэтической доработки. В первоначальной версии, должно быть был записан простой факт, что поляне однажды предложили хазарам заплатить дань мечами. Впоследствии выплата дани прекратилась, что вызвало комментарии и объяснение летописца. Мы можем предположить, что хотя хазарские войска и дошли до Киева, они вряд ли оставались там долго. Ввиду другой доступной информации нам следует считать, что фактический контроль над Киевом был установлен мадьярами. Поскольку сами мадьяры являлись хазарскими вассалами, поэтому нет противоречия в источниках, одни из которых называют хазар, а другие – мадьяр правителями Киева. В этой связи «Повесть временных лет» говорит только о хазарах1258. Мадьярская версия дана в хронике нотариуса короля Белы1259. Она была написана в тринадцатом веке, но ее составитель использовал старую мадьярскую хронику, так называемую Gesta Hungarorum («Венгерские деяния»), которая была написана в начале двенадцатого века, то есть одновременно с русской «Повестью временных лет»1260. Согласно нотариусу Белы, мадьярский воевода Олом (или Алмус) разбил киевлян, которые были принуждены после этого признать его господство1261. В связи с этим следует отметить, что «Повесть временных лет» упоминает дворец Олома («Олмин двор»), который был расположен на холме возле Киева1262. Эта гора была известна как поселение угров (т.е. мадьяр) – Угорское1263. Воевода Олом (?????????, ср. Алмус) также упоминается в книге Константина Багрянородного «Об управлении империей»1264. Макартни считает, что сын Олома родился около 840 г.1265. А если так, то дата рождения Олома приходится на период несколько раньше 820 г., во всяком случае, не позже этого года. Видимо, он был во цвете лет ко времени, когда хазары появились в Киеве, около 840 г. Мы можем предположить, что между хазарами и мадьярами было достигнуто соглашение, по которому Киев был оставлен в подчинении Олому. Анализ легенды об основании города Киева, записанной в «Повести временных лет», показывает, что у киевлян даже еще в одиннадцатом веке сохранялись смутные воспоминания о хазарско-мадьярской подоснове. Согласно легенде, жили некогда три брата – Кий, Щёк и Хорив и сестра их Лыбедь. Братья поселились на холмах, стоящих неподалеку друг от друга, и это стало началом города, который был назван Киевом в честь старшего из братьев Кия1266. Имя «Кий», возможно, происходит от тюркского слова kiy («берег реки»1267). Поскольку правящий клан Хазарского государства был тюркского происхождения, мы можем связать название города Киева с приходом хазар. Хазарские войска, должно быть, подошли к Киеву с востока, и их привлекли крутые холмы (kiy) по ту сторону Днепра. Отсюда, видимо, и название города. Представляется, что имя третьего брата, Хорива, имеет библейское происхождение. Хорив – это русская транскрипция имени Хореб. Имя это связано с названием холма Хоривицы, – по-видимому, места поселения хазарских евреев в Киеве1268. Что касается второго брата, Щека, то он, судя по всему, может быть отождествлен с Чоком, булгарским бойлом, который воевал в Днепровском регионе в начале девятого века1269. Следует отметить, однако, что подобное же имя, Шок (Saac) упоминается в старых мадьярских хрониках1270. Имя сестры мифических братьев, Лыбедь, ясно указывает на мадьярское происхождение, поскольку оно, вероятнее всего, связано с именем мадьярского воеводы Лебедя1271. Примечательно то, что царевна Лебедь стала популярным персонажем русских былин и народных сказок1272.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- Введение
- Глава I. Предыстория
- 1. Подход к проблеме происхождения русского народа Карта 1. Ландшафтные зоны европейской части ссср
- Карта 2. Ландшафтные зоны Евразии
- 3. Палеолит 37.
- 4. Период неолита45. Карта 3. Археологические карты Западной и Центральной Евразии
- Культура анау 46.
- Трипольская культура 47.
- Культура дольменов 49.
- Культура окрашенных костяков 50.
- Фатьяновская культура 51.
- Западная и центральная сибирь 54.
- Общие замечания по поводу неолитической эпохи в евразии.
- 5. Медный и бронзовый века 57.
- Район северного кавказа 61.
- Черноморские степи 67.
- Центральная россия 69.
- Туркестан и сибирь 71.
- Глава II. Киммерийская и скифская эра (1000-200 гг. До н.Э.)
- 1. Переход от бронзового к железному веку
- Сибирь и туркестан 78
- Кавказ и греческие города на северном побережье черного моря 82
- Черноморские степи 85
- Украинская лесостепная пограничная зона
- Северо-восточная россия 90.
- 2. Киммерийцы и скифы в Южной Руси 92
- 3. Греческие колонии на северном побережье Черного моря 112
- 4. Северные соседи скифов
- 5. Восточные соседи скифов
- 6. Взгляд на политическую историю Скифии
- Глава III. Сармато-готская эпоха (200 г. До н.Э.-370 г. Н.Э.)
- 1. Выводы главы. Источники и ссылки
- 2. Центральная Евразия в эпоху сарматов 163
- 3. Сарматы в Южной Руси 183
- 4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 206
- 5. Наследство иранской эпохи в русской истории
- 6. Западные и северные соседи сарматов
- 7. Восточные славяне в сарматский период
- 8. Некоторые данные о славянской цивилизации в сарматский период
- 9. Готы на Украине 295
- Глава IV. Гунно-антский период (370-558 гг.) 1. Предварительные замечания
- 2. Гуннское вторжение и гото-антская война
- 3. Великое переселение и западная эмансипация аланов
- 4. Гуннская империя на Дунае
- 5. Последние годы правления Аттилы 400
- 6. Регион Азова, Таврида и Северный Кавказ в четвертом и первой половине пятого века
- 7. Падение империи гуннов
- 8. Анты с конца четвертого до середины шестого века
- 9. Византия, анты и булгары в первой четверти шестого века
- 10. Политика Юстиниана I по отношению к антам и булгарам
- Глава VI. Хазаро-булгарский период, (650-737 гг.) 1. Предварительные замечания
- 2. Хазарский каганат 685
- 3. Волжские булгары
- 4. Литовцы и финны в Северной Руси
- 5. Угры и асы в Южной Руси
- 6. Дунайские булгары, анто-славяне и Византия (670-701 гг.)
- 7. Булгары, хазары и Византия, (701-739 гг.)
- 8. Асы и Русь в Азовском регионе
- Глава VII. Скандинавы и русский каганат, (737-839 гг.) 1. Предварительные замечания Карта 5. Находки скандинавских древностей в России
- 2. Скандинавы в Северной и Центральной Руси
- 3. Скандинавы, асы и русь в Азовском регионе
- 4. Варяжско-русская проблема
- 5. Первый русский каганат
- 6. Хазарское государство во второй половине восьмого и в начале девятого века
- 7. Византия и булгары, франки и авары, 739-805 гг.
- 8. Византия и булгары в период правления хана Крума
- 9. Политика булгар при хане Омортаге (814-831 гг.)
- 10. Политический кризис в северном Причерноморье, (831 -839 гг.)
- Глава VIII. Образование киевской руси (839-878 гг.) 1. Русские племена в девятом веке Карта 6. Славяне и их соседи в IX в.
- 2. Распространение хазарского и мадьярского контроля над южно-русскими племенами
- 3. Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде
- 4. Русь в Приднепровье и Причерноморье
- 5. Миссия Константина Философа в Хазарии и первое обращение Руси
- 6. Миссия Константина и Мефодия в Паннонии и зарождение славянской письменности 1362
- 7. Обращение дунайских бoлгap 1385.
- 8. Киев в 870-е гг. И взятие его Олегом
- 9. Заключительные замечания
- Хронологическая таблица
- Литература
- I. Монументальные источники 1. Эпиграфические
- 2. Нумизматические и сигиллографические
- II. Письменные источники 1. Греческие и латинские
- 2. Восточные а. Арабские и персидские (Диакритические знаки в транслитерации арабских и персидских имен и названий опущены)
- Б. Армянские и грузинские
- В. Китайские
- Г. Еврейские
- Д. Сирийские
- 3. Славянские
- 4. Англо-саксонские и скандинавские