8. Киев в 870-е гг. И взятие его Олегом
Теперь снова обратимся к Киеву. Как мы видели1401, в 860 г. Аскольд и Дир объединили силы с приазовскими русскими для нападения на Константинополь. Известно, что после кампании 860 г., по крайней мере, некоторая часть русских была обращена в христианство и оказалась под владычеством епископа, чей престол был, предположительно в Тмутаракани1402. B связи с таким развитием событий нам бы, естественно, очень хотелось знать отношение к христианству тех русских, которые находились под контролем Аскольда и Дира, и собирались ли сами Аскольд и Дир способствовать распространению христианства в Киеве. К сожалению, в наших источниках нет доступной информации1403. С другой стороны, представляется вполне возможным, что в 860-е и 870-е гг. некоторые христианские миссионеры добирались до Киева не только с юга, но и с запада, а именно из Моравии. Мы видели1404, что благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, христианство прочно утвердилось в Моравии, и славянский язык стал первым, хотя только на время, языком моравской церкви. Таким образом, на протяжении ряда лет Моравия была важным центром славянской культуры и образования. Хотя князь Святополк (870 – 894 гг.) и не был поборником славянской церкви1405, он косвенным образом способствовал ее распространению, расширяя границы своего государства. Именно к его царству мы можем отнести упоминание Аль-Бахри и некоторых других восточных писателей о могучем славянском государстве, столица которого называлась аль-Фирак (Прага). Согласно Гардизи, имя славянского правителя было Свет-Малик1406. Этот царь, наряду с другими землями, управлял областью джервабов, то есть хорват. Нет сомнений, что здесь имелись в виду хорваты из Галиции1407. Город джервабов, упомянутый Аль-Бахри, вероятно, Краков. Эти хорваты происходили от того же корня, что и южные (балканские) хорваты, но из-за географического положения вошли в близкую связь с восточными славянами, а затем и в объединение русских племен, которыми управляли киевские князья. Даже в тот отдаленный период, видимо существовали коммерческие отношения между Киевом и Галицией1408, а с купцами, как это бывало везде, возможно, приходили и христианские миссионеры. Мы вполне допускаем, что некоторые последователи Св. Кирилла и Мефодия приходили проповедовать в Галицию, а оттуда кто-то из них, возможно, пытался установить связи с Киевом1409. Именно к этому «Моравскому периоду» можно отнести происхождение идеи о единстве трех славянских племен – чехов, поляков и русских1410; позднее легенда о трех братьях – Чехе, Ляхе (поляке) и Русс – была пущена в ход, чтобы еще более ясно выразить идею единства этих трех славянских народов1411. Говоря о расширении киевской торговли в 870-е гг., нам теперь следует выделить возрастающую важность верхнеднепровского пути. История захвата Киева Олегом (878 г.), как она рассказана летописцем одиннадцатого века1412, достаточно характерна. Согласно этой истории, Олег притворился купцом, и с помощью этой уловки ему удалось захватить город. Очевидным подтекстом этой истории является то, что к тому времени не было ничего необычного в прибытии купеческих кораблей в Киев из Смоленска. Из-за недостатка свидетельств мы не в состоянии привести какие-либо точные данные о культурном и экономическом развитии Киева в 870-е гг. Однако, принимая в расчет то, что город установил достаточно близкие отношения – как коммерческие, так и иные – со Смоленском на севере, Галицией на западе и Приазовьем на юго-востоке, вполне можем допустить, что, благодаря этим различным влияниям, в Киеве происходили важные культурные перемены. Политически же, как уже отмечалось1413 Киев в это время находился под мадьярским контролем. В конце 870-х гг. мирное, по-видимому, течение жизни в Киеве было нарушено появлением нового отряда варягов, добравшихся до города из Новгорода. Чтобы разобраться в причинах этого события, нам следует теперь переключить наше внимание на Новгород. Мы видели, что ютландский князь Рюрик появился на Ладоге около 856 гг.1414, а несколько позднее он захватил Новгород1415. Должно быть, прошло несколько лет, прежде чем Рюрик навел порядок в своих новых владениях на новгородской земле. Однако, он продолжал наблюдать за развитием событий на западе и в 867 г. предпринял неудачную попытку возвратить себе Фрисланд с помощью датчан1416. Смерть в 869 г. Лотаря, короля Лотарингии, который в 854 г. получил Фрисланд в ленное владение от своего отца, императора Лотаря1417, вызвала общее перераспределение всех владений во Франкской империи, и Рюрик решил, что это благоприятный момент для предъявления его требований. Поэтому он отправился в Нимвеген для беседы с Карлом Смелым (братом императора Лотаря) и обещал поддерживать его за соответствующее вознаграждение. В 873 г. Рюрик получил Фрисланд обратно, и после этого его имя больше не упоминалось во фракийских хрониках1418. В русской «Повести временных лет» запись о смерти Рюрика помещена под годом 8791419. Если мы допустим, что здесь та же хронологическая ошибка, что и в рассказе о нападете русских на Константинополь – то есть, ошибка в шесть лет, – мы можем отнести смерть Рюрика к 873 г. Но, как мы вскоре увидим, расчеты летописца постепенно корректировались, и в таком случае ошибка составляла четыре или три года вместо шести. Во всяком случае, Рюрик умер, вероятно, вскоре после возвращения ему старого лена1420. По преданию в «Повести временных лет», Рюрик оставил в Новгороде своего юного сына Игоря, от чьего имени сначала правил его родич Олег1421. Имя «Игорь» встречается в клане Скьелдунгов. Прародителя Скьелдунгов – пра-пра-прадеда Рюрика -звали Ивар, это имя можно считать иной формой имени Ингвар, или Игорь1422. Согласно летописям, сын Рюрика был тем самым Игорем, ставшим киевским князем после смерти Олега и правившим с 912 по 945 г.1423. Однако, вряд ли допустима идентификация двух этих Игорей. В таком случае, Игорю Киевскому было бы больше 70 лет ко времени смерти (родился не позднее 873 г. умер в 945 г.). Между тем, в летописях нет указаний на то, что князь Игорь был так стар. В 941 – 944 гг. он сам вел полную тягот кампанию против Византийской империи1424. В 945 г. он сам руководил походом на древлян, во время которого и был убит1425. К тому же, его сын Святослав родился в 942 г.1426. Ввиду этих соображений мы можем предположить, что между Рюриком Новгородским и Игорем Киевским было, по меньшей мере, одно промежуточное поколение, а возможно, и два1427. Что касается Олега, то в так называемой Иоакимовой летописи он назван «урманином», то есть норвежцем1428. Его можно идентифицировать с Оддом норвежских саг1429. Возможно, что имя, под которым он упоминается в русских летописях, есть всего лишь производное от названия его родной страны. Олег – это русская транскрипция слова «Хельги», которое, возможно, обозначает уроженца Халогаланда (Хельгаланда) в Норвегии1430. В Олеге, таким образом, мы имеем представителя третьей струи скандинавского потока в Северной Руси, первые два были представлены шведами (Аскольдом и Диром) и датчанами (Рюриком). Мы допускаем, что Олег, вероятно, прибыл в Новгород не один, а во главе большой свиты, состоявшей главным образом из норвежцев, и это объясняет тот факт, что он стал правителем после смерти Рюрика, а может быть, даже раньше, после последнего отъезда Рюрика на запад. Уплывая на запад, Рюрик, должно быть, взял с собой, по крайней мере, часть своей датской свиты, а те датчане, что остались в Новгороде, вынуждены были пойти на компромисс с норвежцами и дать клятву верности Олегу. Мы уже видели1431, что разрыв связей с Приазовьем, происшедший около 840 г., болезненно сказался на благосостоянии Севера. Хотя Аскольду и Диру удалось добраться до Киева, они, в свою очередь, потеряли связь с Новгородом. С другой стороны, Рюрик, даже будучи правителем Новгорода, продолжал настойчиво стремиться к тому, чтобы возвратить свои западные владения, и поэтому мало был заинтересован в экспансии на Юг. Именно поэтому Олегу следует воздать должное за объединение Севера и Юга Руси. Начало его южной кампании описано в летописи следующими словами: «Отправился Олег, взяв с собой много воинов из варягов, чуди, славян, мери, веси и кривичей»1432. Ясно, что Олег к тому времени был признанным предводителем всех северных племен. Показательно также, что русские (русь) не упомянуты среди его приверженцев, и на то есть очевидные причины. Старые русы (шведского происхождения, из Приазовья), должно быть, ушли из Новгорода в Киев значительно раньше с Аскольдом и Диром, в то время как новая фрисландская русь, или, по крайней мере, те, кто остался от них после отъезда Рюрика во Фрисланд, смешались с варягами Олега. Поход Олега в первой летописи отмечен датой 6390 (882 г. н.э.)1433. Как и раньше, здесь можно ожидать хронологической ошибки, хотя и не в шесть лет, как в случае с русским нападением на Константинополь. Нам следует принять в расчет, что летописная дата договора Олега с греками верна (911 г.). Ясно, что по ходу повествования летописец постепенно уточнял свои расчеты. Поэтому мы можем предположить, что ошибка в датировке первого похода Олега – меньшая, нежели в датировке набега Аскольда на Константинополь, возможно, не в шесть лет, а, мы бы сказали, между четырьмя и двумя годами. В таком случае, поход Олега можно отнести ко времени между 878 и 880 гг. (скорее, к 878 г.). Олег продвигался с осторожностью, стараясь обеспечить свой контроль над наиболее важными пунктами на днепровском речном пути, в каждом из которых он оставлял гарнизон своих солдат. «И он занял город (Смоленск) и оставил там гарнизон. Оттуда он пошел дальше и захватил Любеч, и там оставил гарнизон. Затем он подошел к киевским холмам»1434. Согласно первой летописи, Олег захватил Киев хитростью. Он спрятал свои войска недалеко от берега реки, а затем отправил гонцов к Аскольду и Диру, чтобы известить о прибытии торгового каравана1435. Вполне возможно, что вестниками Олега были какие-то смоленские купцы, которые и раньше приезжали в Киев, так что их появление не вызывало подозрений у киевских правителей. Обман сработал: Аскольд и Дир отправились на кораблях без достаточной охраны и были убиты на месте воинами Олега. Как мы уже упоминали1436, их тела затем были отнесены к дворцу Олома. С их убийством прекратилась власть мадьяр над Киевом. «И Олег сам сел князем в Киеве»1437.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- Введение
- Глава I. Предыстория
- 1. Подход к проблеме происхождения русского народа Карта 1. Ландшафтные зоны европейской части ссср
- Карта 2. Ландшафтные зоны Евразии
- 3. Палеолит 37.
- 4. Период неолита45. Карта 3. Археологические карты Западной и Центральной Евразии
- Культура анау 46.
- Трипольская культура 47.
- Культура дольменов 49.
- Культура окрашенных костяков 50.
- Фатьяновская культура 51.
- Западная и центральная сибирь 54.
- Общие замечания по поводу неолитической эпохи в евразии.
- 5. Медный и бронзовый века 57.
- Район северного кавказа 61.
- Черноморские степи 67.
- Центральная россия 69.
- Туркестан и сибирь 71.
- Глава II. Киммерийская и скифская эра (1000-200 гг. До н.Э.)
- 1. Переход от бронзового к железному веку
- Сибирь и туркестан 78
- Кавказ и греческие города на северном побережье черного моря 82
- Черноморские степи 85
- Украинская лесостепная пограничная зона
- Северо-восточная россия 90.
- 2. Киммерийцы и скифы в Южной Руси 92
- 3. Греческие колонии на северном побережье Черного моря 112
- 4. Северные соседи скифов
- 5. Восточные соседи скифов
- 6. Взгляд на политическую историю Скифии
- Глава III. Сармато-готская эпоха (200 г. До н.Э.-370 г. Н.Э.)
- 1. Выводы главы. Источники и ссылки
- 2. Центральная Евразия в эпоху сарматов 163
- 3. Сарматы в Южной Руси 183
- 4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 206
- 5. Наследство иранской эпохи в русской истории
- 6. Западные и северные соседи сарматов
- 7. Восточные славяне в сарматский период
- 8. Некоторые данные о славянской цивилизации в сарматский период
- 9. Готы на Украине 295
- Глава IV. Гунно-антский период (370-558 гг.) 1. Предварительные замечания
- 2. Гуннское вторжение и гото-антская война
- 3. Великое переселение и западная эмансипация аланов
- 4. Гуннская империя на Дунае
- 5. Последние годы правления Аттилы 400
- 6. Регион Азова, Таврида и Северный Кавказ в четвертом и первой половине пятого века
- 7. Падение империи гуннов
- 8. Анты с конца четвертого до середины шестого века
- 9. Византия, анты и булгары в первой четверти шестого века
- 10. Политика Юстиниана I по отношению к антам и булгарам
- Глава VI. Хазаро-булгарский период, (650-737 гг.) 1. Предварительные замечания
- 2. Хазарский каганат 685
- 3. Волжские булгары
- 4. Литовцы и финны в Северной Руси
- 5. Угры и асы в Южной Руси
- 6. Дунайские булгары, анто-славяне и Византия (670-701 гг.)
- 7. Булгары, хазары и Византия, (701-739 гг.)
- 8. Асы и Русь в Азовском регионе
- Глава VII. Скандинавы и русский каганат, (737-839 гг.) 1. Предварительные замечания Карта 5. Находки скандинавских древностей в России
- 2. Скандинавы в Северной и Центральной Руси
- 3. Скандинавы, асы и русь в Азовском регионе
- 4. Варяжско-русская проблема
- 5. Первый русский каганат
- 6. Хазарское государство во второй половине восьмого и в начале девятого века
- 7. Византия и булгары, франки и авары, 739-805 гг.
- 8. Византия и булгары в период правления хана Крума
- 9. Политика булгар при хане Омортаге (814-831 гг.)
- 10. Политический кризис в северном Причерноморье, (831 -839 гг.)
- Глава VIII. Образование киевской руси (839-878 гг.) 1. Русские племена в девятом веке Карта 6. Славяне и их соседи в IX в.
- 2. Распространение хазарского и мадьярского контроля над южно-русскими племенами
- 3. Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде
- 4. Русь в Приднепровье и Причерноморье
- 5. Миссия Константина Философа в Хазарии и первое обращение Руси
- 6. Миссия Константина и Мефодия в Паннонии и зарождение славянской письменности 1362
- 7. Обращение дунайских бoлгap 1385.
- 8. Киев в 870-е гг. И взятие его Олегом
- 9. Заключительные замечания
- Хронологическая таблица
- Литература
- I. Монументальные источники 1. Эпиграфические
- 2. Нумизматические и сигиллографические
- II. Письменные источники 1. Греческие и латинские
- 2. Восточные а. Арабские и персидские (Диакритические знаки в транслитерации арабских и персидских имен и названий опущены)
- Б. Армянские и грузинские
- В. Китайские
- Г. Еврейские
- Д. Сирийские
- 3. Славянские
- 4. Англо-саксонские и скандинавские