6. Регион Азова, Таврида и Северный Кавказ в четвертом и первой половине пятого века
В предшествующем обозрении гуннской истории мы сконцентрировали наше внимание на западной экспансии гуннов и лишь поверхностно упомянули их кавказскую кампанию. Однако мы должны помнить, что экономически сила Гуннского ханства зависела от контроля над черноморскими степями, через которые западная часть великого евразийского сухопутного пути405 достигала Дуная. Важное ответвление этого пути уходило от Азовского региона на юг в Транскавказский, и контроль за этой ветвью был одной из целей гуннского движения на Кавказ. К сожалению, у нас имеется весьма скудная информация об экономической жизни Азовского региона, Тавриды и территории Северного Кавказа в готский и ранний гуннский периоды. Мы можем лишь предположить, что в это время, как в предшествующий и последующий периоды, через регион Азова проходил ключевой торговый путь между русским севером и Левантом и что меха составляли важную часть этой торговли. Согласно Иордану, именно хунугуры, мадьярское племя, подвластное гуннам, специализировалось в торговле мехами в пятом и шестом столетиях406. Торговые отношения между азово-тавридским регионом и Левантом развивались параллельно распространению христианства в Тавриде и прилегающих районах. Миссионеры и торговцы шли вместе, как это часто бывало в истории. Этническая структура населения региона, изучаемого нами, была разнообразна. Племена, обладающие значительными различиями, были объединены под политическим контролем гуннов. Присутствовали некоторые остатки местных племен, как, например, мэоты;407 также греки, бывшие потомками колонистов скифского периода; остатки германских племен, подобных готам и герулам; множество аланских общин, частично смешанных с местными племенами Северокавказского региона, как, например, с касоги (черкесы). Как нам известно, часть аланов, или ас, смешалась со славянами (антами). Поэтому, когда мы встречаемся со свидетельствами относительно ас или антов, не всегда ясно, подразумеваются ли иранцы, славяне или же смешанные ирано-славянские племена. В целом иранский элемент был более выражен среди восточных, нежели среди западных антов. После миграции аланской орды из Дакии в Испанию и Африку иранский колорит постепенно убывал у бессарабских антов до того, что они в конце концов стали практически чистыми славянскими племенами. Асы и анты в азовском регионе и Тавриде продолжали представлять собою симбиоз иранцев и славян. Среди ас Северокавказского региона (осетинов) преобладали иранцы, хотя даже там могли быть славянские общины как многочисленные анклавы на иранской территории. В районе Дона иранские и славянские общины сосуществовали, возможно, с начала христианской эры; большинство из них пережило гуннское вторжение и продолжало существовать даже в двенадцатом столетии, в начале которого русский князь Ярополк, сын Владимира Мономаха, начал войну против яссов (ас) на нижнем Дону408. В греческих надписях, обнаруженных на месте древнего города Танаис и обычно относимых к третьему веку н.э., часто упоминаются иранские по своему происхождению имена409. Таковы, например, ????? (сравни осетинское fida – «отец»); ??????? (осетинское furt – «сын»); ??????? (осетинское mada – «мать»); ???????? (осетинское liman – «друг», «дорогой»); ???????? (осетинское surkh– («red»), «красный»); ???????? (осетинское rasog – «незамутненный», «чистый» и т. д.). Следует вспомнить, что роксоланы (рухс-ас) проникли в Тавриду уже во втором веке н.э.410 В течение второго и третьего столетий аланы-ас достигли южного побережья Тавридского полуострова. В 212 г. они основали город Согдея (теперь Судак)411. Старый греческий город Феодосия стал известен в сармато-готский период как Абдарда, иранское имя, означающее «семь сторон»412. Судя по именам иранского происхождения в надписях в Пантикапее (Керчь) в этот период, среди жителей города должно быть много аланов413. В этой связи можно упомянуть следующие: Фидас, Лиман, Фарнак и др. Существуют также топонимические свидетельства распространения ас в степях северной Тавриды: многие деревни в бывших Евпаторийском и Перекопском районах имеют «ас» в своем названии или части названия. Они таковы: Ас, Бьюк-Ас, Кучук-Ас, Терекли-Ас и т. д. Имеется также река Ас в северной части полуострова414. Имя готского города Дорас, или Дори (Эски-Керман), можно рассматривать под тем же углом зрения. Дор означает «камень» по-осетински; Дорас – Дор-Ас, Камень Ас (ср. Дар-и-Алан, «Ворота алан» Дарьял). Форма Дори может восприниматься как сокращение Дор-и-Ас. Другая группа ас жила на кавказской стороне Боспора. Здесь вновь имена иранского происхождения в надписях Анапы и Тамани могут быть приведены в качестве свидетельств; таковы, например, Каре, Тсаваг, Корфарн, Алексарф и т. д.415 Древнее имя реки Кубань Антикитес416 может также указывать своей первой частью на антов или ас. Позднее, когда касоги (черкесы) сменили антов на берегах реки Кубань, они приняли имя реки как свое собственное. Адыге, что является вариантом Антике (Антикитес) является другим именем черкесов417. В довершение картины здесь можно упомянуть имя холма Ассо-даг (Ас-Даг) в дельте Кубани близ Тамани418. Согласно Ибн-Русту, арабскому автору десятого века, один из выдающихся родов северокавказских ас был известен как рухс-ас («светлые ас»)419. Возможно, что от имени этого клана ведет свое название город Малороса, упомянутый анонимным географом из Равенны420 в седьмом веке. Мал означает по-осетински «болото», «трясина»421. Итак, Малороса будет означать «Болото росов» (рухс). В равеннском учебнике Малороса упомянут среди боспорских городов, близких к Киммериуму. Последний находился на таманской стороне Керченского пролива, и кажется наверняка Малороса также находился где-то в дельте Кубани, близ Фанагории, возможно в Темрюке. Почему-то Фанагория вовсе не упоминается равеннским географом. Дельта Кубани вся болотиста; поэтому первая часть имени «мал» хорошо подходит к местным условиям. В третьем веке н.э. готы с боями прорвались в Тавриду422. Сперва они занимали лишь горы центральной части полуострова, но позже попытались установить свой контроль над его целостностью. Около 362 г. они завоевали Пантикапей, который был столицей Боспорского царства. Около пятнадцати лет спустя в Тавриде появились гунны. Зимой 377 или 378 г. их отряд пересек замерзший Керченский пролив с кавказской на крымскую сторону. Эти гунны, вероятно, принадлежали к орде, которая позднее стала известна как утигуры423. Они оттеснили готов назад к центральной части Крымского полуострова; сами гунны не остались надолго в Крыму, но, пройдя через тавридские степи и Перекопский перешеек, присоединились к главной орде в устье реки Днепр. После ухода гуннов готы снова должны были постепенно расширять свой контроль над восточной частью полуострова. В любом случае, около 400 г. Боспор (Керчь) опять был под их властью, насколько мы можем судить из переписки Иоанна Хризостома424. Мы уже видели,425 что к началу четвертого века христианство было уже прочно укоренившимся в Тавриде. Старейшей христианской общиной в Крыму был Херсонес. На Первом Экуменическом Соборе в Никое (325 г.) Таврида была представлена двумя епископами: Филиппом Херсонесским и Кадмом Боспорским. Возможно, что готские приходы принадлежали к епархии последнего. Позднее готская конгрегация была некоторое время под непосредственным правлением патриарха Константинополя. Иоанн Хризостом был положительно предрасположен к готам и направил их в церковь на окраине Константинополя, где им разрешалось вести службу на их собственном языке. Около 400 г. Иоанн посвятил в сан епископа первого таврского гота Унилу. Его приход был, возможно, в Боспоре (Керчь). Унила умер в 404 г., и ничего не известно о его непосредственных преемниках. Приход готского епископа был позднее расположен в Дори (Ески-Керман).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- Введение
- Глава I. Предыстория
- 1. Подход к проблеме происхождения русского народа Карта 1. Ландшафтные зоны европейской части ссср
- Карта 2. Ландшафтные зоны Евразии
- 3. Палеолит 37.
- 4. Период неолита45. Карта 3. Археологические карты Западной и Центральной Евразии
- Культура анау 46.
- Трипольская культура 47.
- Культура дольменов 49.
- Культура окрашенных костяков 50.
- Фатьяновская культура 51.
- Западная и центральная сибирь 54.
- Общие замечания по поводу неолитической эпохи в евразии.
- 5. Медный и бронзовый века 57.
- Район северного кавказа 61.
- Черноморские степи 67.
- Центральная россия 69.
- Туркестан и сибирь 71.
- Глава II. Киммерийская и скифская эра (1000-200 гг. До н.Э.)
- 1. Переход от бронзового к железному веку
- Сибирь и туркестан 78
- Кавказ и греческие города на северном побережье черного моря 82
- Черноморские степи 85
- Украинская лесостепная пограничная зона
- Северо-восточная россия 90.
- 2. Киммерийцы и скифы в Южной Руси 92
- 3. Греческие колонии на северном побережье Черного моря 112
- 4. Северные соседи скифов
- 5. Восточные соседи скифов
- 6. Взгляд на политическую историю Скифии
- Глава III. Сармато-готская эпоха (200 г. До н.Э.-370 г. Н.Э.)
- 1. Выводы главы. Источники и ссылки
- 2. Центральная Евразия в эпоху сарматов 163
- 3. Сарматы в Южной Руси 183
- 4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 206
- 5. Наследство иранской эпохи в русской истории
- 6. Западные и северные соседи сарматов
- 7. Восточные славяне в сарматский период
- 8. Некоторые данные о славянской цивилизации в сарматский период
- 9. Готы на Украине 295
- Глава IV. Гунно-антский период (370-558 гг.) 1. Предварительные замечания
- 2. Гуннское вторжение и гото-антская война
- 3. Великое переселение и западная эмансипация аланов
- 4. Гуннская империя на Дунае
- 5. Последние годы правления Аттилы 400
- 6. Регион Азова, Таврида и Северный Кавказ в четвертом и первой половине пятого века
- 7. Падение империи гуннов
- 8. Анты с конца четвертого до середины шестого века
- 9. Византия, анты и булгары в первой четверти шестого века
- 10. Политика Юстиниана I по отношению к антам и булгарам
- Глава VI. Хазаро-булгарский период, (650-737 гг.) 1. Предварительные замечания
- 2. Хазарский каганат 685
- 3. Волжские булгары
- 4. Литовцы и финны в Северной Руси
- 5. Угры и асы в Южной Руси
- 6. Дунайские булгары, анто-славяне и Византия (670-701 гг.)
- 7. Булгары, хазары и Византия, (701-739 гг.)
- 8. Асы и Русь в Азовском регионе
- Глава VII. Скандинавы и русский каганат, (737-839 гг.) 1. Предварительные замечания Карта 5. Находки скандинавских древностей в России
- 2. Скандинавы в Северной и Центральной Руси
- 3. Скандинавы, асы и русь в Азовском регионе
- 4. Варяжско-русская проблема
- 5. Первый русский каганат
- 6. Хазарское государство во второй половине восьмого и в начале девятого века
- 7. Византия и булгары, франки и авары, 739-805 гг.
- 8. Византия и булгары в период правления хана Крума
- 9. Политика булгар при хане Омортаге (814-831 гг.)
- 10. Политический кризис в северном Причерноморье, (831 -839 гг.)
- Глава VIII. Образование киевской руси (839-878 гг.) 1. Русские племена в девятом веке Карта 6. Славяне и их соседи в IX в.
- 2. Распространение хазарского и мадьярского контроля над южно-русскими племенами
- 3. Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде
- 4. Русь в Приднепровье и Причерноморье
- 5. Миссия Константина Философа в Хазарии и первое обращение Руси
- 6. Миссия Константина и Мефодия в Паннонии и зарождение славянской письменности 1362
- 7. Обращение дунайских бoлгap 1385.
- 8. Киев в 870-е гг. И взятие его Олегом
- 9. Заключительные замечания
- Хронологическая таблица
- Литература
- I. Монументальные источники 1. Эпиграфические
- 2. Нумизматические и сигиллографические
- II. Письменные источники 1. Греческие и латинские
- 2. Восточные а. Арабские и персидские (Диакритические знаки в транслитерации арабских и персидских имен и названий опущены)
- Б. Армянские и грузинские
- В. Китайские
- Г. Еврейские
- Д. Сирийские
- 3. Славянские
- 4. Англо-саксонские и скандинавские