Б. Накопление и использование атомного оружия
Из проведенного выше анализа можно заключить, что эффективное исключение атомного оружия из национального оружейного арсенала мирного времени отвечало бы долгосрочным интересам Соединенных Штатов... В отсутствие такого исключения... следует признать, что у нас пет иной альтернативы, кроме увеличения нашего атомного потенциала по возможности настолько быстро, насколько позволяют иные соображения. В любом случае представляется крайне важным увеличить как можно быстрее военно-воздушные, сухопутные и военно-морские силы общего назначения нашей страны и наших союзников до таких масштабов, чтобы в военном отношении мы не были столь сильно зависимы от атомного оружия. <...>
Выводы
Проведенный выше анализ свидетельствует о том, что возможный атомный потенциал Советского Союза существенно увеличил советскую угрозу безопасности Соединенных Штатов. Эта угроза носит тот же характер, как и отмеченная в документе СНБ-20/4 (одобренном президентом 24 ноября 1948 года), но является более близкой, чем предполагалось раньше. В частности, Соединенные Штаты столкнулись сейчас с вероятностью того, что в течение ближайших четырех или пяти лет Советский Союз будет обладать военным потенциалом, позволяющим нанести внезапный атомный удар огромной мощности. Это потребует от Соединенных Штатов значительного увеличения военно-воздушных, сухопутных и военно-морских сил, обладания атомным оружием и военно-воздушной и гражданской обороной, необходимыми для предотвращения войны и обеспечения разумной убежденности в своих силах в случае ее начала, с тем чтобы страна могла пережить первый удар и пойти дальше к достижению своих конечных целей. В свою очередь, эта вероятность требует активизации наших усилий в разведывательной области и в области исследований и развития. <...>
Однако в свете сегодняшнего состояния и будущего развития советского атомного потенциала действия, которые могут быть предприняты в соответствии с существующими программами, могут оказаться опасно недостаточными с точки зрения как своевременности, так и масштаба, для того чтобы привести к быстрому достижению важных для Соединенных Штатов политических, экономических и военных целей.
Сохранение нынешней тенденции приведет к серьезному ослаблению стран свободного мира в сравнении с Советским Союзом и его сателлитами. В основе этой неблагоприятной тенденции лежит недостаточность наших текущих программ, а не ошибка в наших целях и задачах. Эта тенденция ведет к изоляции не в результате какого-то намерения, а в силу отсутствия необходимой базы для проявления решительной инициативы в конфликте с Советским Союзом.
Наша позиция как центра силы в свободном мире налагает на Соединенные Штаты тяжелую ответственность лидерства. Мы должны организовать и мобилизовать энергию и ресурсы свободного мира для осуществления программы мира, которая расстроила бы замыслы Кремля по установлению мирового господства, создав такое положение в свободном мире, с которым Кремль будет вынужден примириться. Без такого сон местного усилия под руководством Соединенных Штатов мы будем вынуждены постепенно уступать давлению, пока однажды не обнаружим, что мы пожертвовали позициями, жизненно важными для нас.
Необходимо сделать так, чтобы эта тенденция была изменена, чему должно способствовать гораздо более быстрое увеличение реальной мощи как Соединенных Штатов, так и других государств свободного мири, Проведенный анализ свидетельствует, что это обойдется недешево и потребует значительных внутренних финансовых и экономических корректив.
Выполнение этой задачи требует, однако, чтобы у Соединенных Штатов имелась в наличии конструктивная программа, не носящая сугубо оборонительный характер и предназначенная лишь для противостояния угрозе, исходящей от Советского Союза. Эта программа должна проложить дорогу к миру и порядку между государствами, принадлежащими к системе, основанной на свободе и праве, как это определяется Уставом Организации Объединенных Наций. Далее, она должна предусматривать политические и экономические меры, а также создание военного щита, за которым свободный мир, основываясь на стратегии «холодной войны», сможет трудиться, чтобы расстроить замыслы Кремля. Соображения, в основе которых лежит вера в наши основополагающие ценности, и наша национальная безопасность требуют, чтобы мы добились наших целей именно с помощью стратегии «холодной войны», наращивая нашу военную мощь для того, чтобы мы смогли никогда к ней не прибегать. Победа может быть гарантирована лишь в том случае, если удастся расстроить замыслы Кремля с помощью целеустремленного увеличения моральной и материальной мощи свободного мира и влияния на советский мир таким образом, чтобы вызвать внутренние изменения в советской системе. Такая позитивная программа, гармонично сочетающаяся г нашей основополагающей национальной целью и нашими задачами, необходима, если мы хотим вновь овладеть инициативой, победить и заручиться необходимой всенародной поддержкой и в Соединенных Штатах, и в остальной части свободного мира.
Эта программа должна включать переговоры с Советским Союзом, разработанные и согласованные с нашими союзниками и совпадающие с нашими задачами. Соединенные Штаты и их союзники, особенно Великобритания и Франция, должны быть всегда готовы к переговорам с Советским Союзом на условиях, совпадающих с нашими целями. Однако современная международная обстановка препятствует успешным переговорам с Кремлем, поскольку условия соглашений по важнейшим неразрешенным проблемам отразили бы сегодняшние реалии и оказались бы таким образом неприемлемыми, если не губительными, для Соединенных Штатов и остальной части свободного мира. После принятия соответствующего решения и начала наращивания военной мощи свободного мира для Соединенных Штатов может оказаться желательным захватить в свои руки инициативу в проведении переговоров в надежде на то, что это может способствовать процессу приспособления Кремля к новой ситуации. В случае неуспеха нежелание Кремля признать равноправные условия или допущенные им нарушения обязательств поможет сплочению общественного мнения в свободном мире в поддержку мер, необходимых для продолжения наращивания сил.
Итак, с помощью быстрого и непрерывного наращивания политической, экономической и военной мощи свободного мира и с помощью конструктивной программы, направленной на перехват инициативы у Советского Союза, мы должны противопоставить ему убедительное свидетельство решимости и способности свободного мира расстроить кремлевские планы установления мирового господства. Такая демонстрация является единственным, за исключением войны, средством, которое может вынудить Кремль отказаться от его нынешнего курса и вступить в переговоры о заключении приемлемых соглашений по вопросам первостепенной важности.
Весь успех предложенной программы зависит в конечном счете от признания нашим правительством, американским народом и всеми свободными людьми того, что «холодная война» является в действительности самой настоящей войной за выживание свободного мира. Важнейшими условиями мира остаются консультации с лидерами конгресса, целью которых является завоевание внепартийной поддержки законодателей и исчерпывающее разъяснение американской и всей мировой общественности фактов и значения нынешней международной обстановки. Осуществление программы потребует от нас изобретательности в постановке проблемы и упорства вплоть до того момента, когда наша национальная цель будет достигнута.
U.S. Department of State. Foreign Relations of the United States. 1950. Vol. 1.
- Предисловие
- Мейфлауэрское соглашение (mayflower compact)
- Томас Пейн здравый смысл (common sense)
- Декларация независимости (declaration of independence)
- Сент-Джон де Кревкёр письма американского фермера (letters from an american farmer)
- Кто такой американец
- Записки федералиста (The federalist papers)
- Конституция соединенных штатов америки (the constitution of the united states of america)
- Статья I
- Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.
- Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов; каждый сенатор имеет один голос.
- Раздел 8. Конгресс имеет право:
- Статья II
- Статья IV
- Раздел 2. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан других штатов.
- Статья VI
- Статья VII
- Билль о правах (bill of rights)
- Статья I
- Статья VI
- Поправка XI
- Поправка XII
- Поправка XIII
- Поправка XVIII
- Поправка XXVI
- Джордж Вашингтон прощальное послание (washington's farewell address)
- Доктрина монро (monroe doctrine)
- Алексис де Токвиль о демократии в америке (on democracy in america)
- Авраам Линкольн первая инаугурационная речь (first inaugural address)
- Авраам Линкольн прокламация об освобождении негров (emancipation proclamation)
- Авраам Линкольн геттисбергская речь (gettysburg address)
- Эндрю Карнеги богатство (the wealth)
- Карл Шурц предопределенная судьба (manifest destiny)
- Альфред Тэйер Мэхен соединенные штаты смотрят за пределы своей территории (the united states looking outward)
- Теодор Рузвельт препятствия к немедленной экспансии (obstacles то immediate expansion)
- Чарлз Артур Конант экономическая основа «империализма» (the economic basis of «imperialism»)
- Альберт Беверидж поступь флага (march of the flag)
- Доктрина «открытых дверей» (open door doctrine)
- Поправка платта (plait amendment)
- Статья I
- Теодор Рузвельт новый национализм (new nationalism)
- Поправка лоджа к доктрине монро (lodge corollary)
- Уильям Хауард Тафт дипломатия доллара (dollar diplomacy)
- Томас Вудроу Вильсон послание конгрессу сша об объявлении войны германии (war message)
- Четырнадцать пунктов вильсона (wilson's fourteen points)
- Генри Кэбот Лодж речь о лиге наций (on the league of nations)
- Томас Вудроу Вильсон речь в защиту Лиги наций (speech on the league of nations)
- Томас Вудроу Вильсон речь в защиту Лиги наций в г. Пуэбло (ТнЕ pueblo speech on the league of nations)
- Пакт келлога-бриана (kellog-briand pact)
- Статья I
- Статья II
- Герберт Кларк Гувер американский индивидуализм (american individualism)
- Доктрина стимсона (stimson doctrine)
- Франклин Делано Рузвельт первая инаугурационная речь (First inaugural address)
- Франклин Делано Рузвельт четыре свободы (fOur freedoms)
- Генри Робинсон Люс американский век (The American century)
- XX век является Американским веком
- Закон о ленд-лизе (lend lease act)
- Раздел 2
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- Раздел 6
- Раздел 7
- Атлантическая хартия (atlantic charter)
- Франклин Делано Рузвельт военное послание нации (war message то the nation)
- Доктрина трумэна (truman doctrine)
- План маршалла (marshall plan)
- Джордж Фрост Кеннан истоки советского поведения (the sources of the soviet conduct)
- Четвертый пункт программы трумэна (Тhe fourth point)
- Директива снб-68 (nsc-68)
- I. Предпосылки современного мирового кризиса
- III. Основополагающий замысел Кремля
- В. Военные
- VI. Намерения и возможности сша, существующие и потенциальные в. Военные
- VIII. Атомное оружие а. Военная оценка атомного потенциала сша и ссср
- Б. Накопление и использование атомного оружия
- Доктрина эйзенхауэра (eisenhower doctrine)
- Дуайт Дейвид Эйзенхауэр прощальное обращение к нации (farewell address)
- Джон Фиццжеральд Кеннеди инаугурационная речь (inaugural speech)
- Джон Фицджеральд Кеннеди речь в американском университете (american university speech)
- Мартин Лютер Кинг-младший у меня есть мечта (I have a dream)
- Тонкинская резолюция (tonkin gulf resolution)
- Гуамская доктрина, или доктрина никсона (guam doctrine)
- Основы взаимоотношений между Ссср и сша (agreement on basic principles of mutual relations between the ussr and the usa)
- Резолюция (Закон) о военных полномочиях (war powers resolution)
- Совместная резолюция по вопросу о военных полномочиях конгресса и президента
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- Раздел 8
- Доктрина картера (carter doctrine)
- Доктрина рейгана (reagan doctrine)
- Рональд Уилсон Рейган речь у берлинской стены (berlin wall speech)
- Джордж Уокер Буш-младший стратегия национальной безопасности соединенных штатов Америки (the national security strategy of the united states of America)